Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Офисный ренессанс"

Российские мебельные компании используют преимущества растущего рынка, чтобы осваивать нетрадиционные для себя ниши, отвоевывая у иностранных конкурентов позиции в дорогих сегментах.Заглянув на днях в салон офисной мебели, мне пришлось обратиться за помощью менеджера, чтобы точно определить происхождение выставленных образцов. Ничто — ни кромки, ни углы с откосами, ни материалы, ни фурнитура, ни стиль, наконец, — не вызывало однозначных ассоциаций со страной-производителем. Вся мебель была идеальная — и на вид, и на ощупь. «Акцент на качество предложения — отличительная черта рыночной стратегии ведущих российских компаний-производителей. Прошли те времена, когда в борьбе за доли рынка некоторые мебельщики стремились выпустить как можно больше дешевой, но низкокачественной продукции. Отечественный рынок офисной мебели достиг такого уровня насыщения, когда качественные параметры выходят на первое место. Причем для современных потребителей важно и качество мебели, и услуг», — поясняет генеральный директор компании ФЕЛИКС Антон Терентьев.

Пошел в рост

Качественные изменения на рынке офисной мебели — результат довольно длительного периода его роста. Наиболее бурный рост пришелся на начало третьего тысячелетия, когда на протяжении трех-четырех лет рынок прибавлял в среднем на 20% в год. Параллельно происходила и консолидация отрасли, результатом которой стало формирование группы компаний-лидеров. Сегодня наиболее крупные игроки (не более 10 компаний), среди которых ФЕЛИКС, ЮНИТЕКС, «Камбио», СОЛО, «Ромул», «Крафт» и «Шатура», контролируют до 80% рынка. 

Когда в 2004—2005 годах рынок сбавил обороты, сократив прирост до 7% в год, появились разговоры о грядущей стагнации, об отсутствии резервов роста и возможном кризисе. Впрочем, итоги 2006 года не подтвердили худшие прогнозы. Эксперты отмечают, что в среднем российский рынок офисной мебели вырос на 13%. При этом ведущие компании не только выполнили намеченные планы, но и ушли далеко вперед. Алексей Вышкварко, генеральный директор ПТГ ЮНИТЕКС, говорит, что «в прошлом году темпы роста бизнеса компании опережали рост рынка офисной мебели как минимум вдвое, при этом рост цен на нашу продукцию был незначительным — ниже уровня инфляции. Сезон-2007 также прошел на гораздо большем подъеме, чем ожидалось. Рост рынка мы оцениваем в 20% по отношению к 2006 году». В компании ФЕЛИКС тоже удовлетворены результатами: в 2006-м по сравнению с предыдущим годом рост выручки фабрик составил 29,2%, что, несомненно, является хорошим результатом для предприятия-лидера, выпускающего ежемесячно более ста тысяч изделий. «По итогам первого полугодия 2007 года объем торгового оборота денежных средств вырос на 25,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также мы отмечаем значительное увеличение продаж мебели собственного производства в общем объеме продаваемой продукции», — отметил Антон Терентьев.

Приблизительно такую же динамику отмечают и в компании «Камбио»: продажи за первое полугодие 2007 года выросли на 24,5% по сравнению с первыми шестью месяцами 2006 года. В компании «Ромул» в этом году прогнозируют рост общего товарооборота аж на 35—40%. 

Положительная динамика рынка и дальнейшее укрепление позиций крупных игроков — следствие развивающейся деловой жизни. Бум на рынке коммерческой недвижимости гарантирует мебельщикам, по крайней мере, еще несколько лет стабильного роста. Строятся новые бизнес-центры, государственные учреждения переезжают в современные, комфортные офисы, полным ходом идет реконструкция промышленных объектов. По оценкам экспертов, в 2006 году объем сделок по качественным офисным площадям в Москве составил 1,2 млн кв. м. В этом году будет сдано офисных проектов общей площадью около 1,4 млн кв. м, и это только в столице, от которой по части активности (пока не по количеству) не отстают и регионы. 

Качество на пике

Основной причиной сохранения и укрепления позиций компаний-лидеров на активно растущем рынке Яна Шамбер, заместитель генерального директора ЗАО «Компания «Камбио», считает многолетний опыт и мощный производственный и интеллектуальный потенциал основных игроков. Причем сегодня эти компании не только следуют за рыночными тенденциями, но в значительной степени определяют их. «Для нас особо отрадной и благотворной является наметившаяся тенденция к смещению спроса в сторону более дорогих (соответственно, более качественных) коллекций. Не секрет, что определенная часть наших коллекций создается не только на основе актуальных предпочтений потребителей, но и «на вырост». Рост продаж мебели, которая последние год-два значилась в «перспективных», лишний раз подтвердил реальность наших долгосрочных прогнозов», — говорит эксперт. 

Действительно, сегодня мебель перестает быть предметом экономии, ее задача — работать на бизнес и соответствовать имиджу компании, быть комфортной для работников и способствовать повышению производительности труда. Спрос именно на такую мебель заставляет производителей менять структуру предложения. Мебель становится дороже, разнообразнее, а ее конструкция и дизайн — интереснее. Эксперты пророчат большое будущее коллекциям российской оперативной мебели высокого класса. Традиционно в этом сегменте особенно сильны позиции компании «Феликс», выпускающей серии «Спектр» и «Технофорвард», а также компании «Камбио», чьи коллекции On-line и Absolute снискали признание как профессионалов, так и потребителей. Однако заявить о себе в этой нише стараются все лидеры. Например, в 2006 году ЮНИТЕКС выпустил серию мебели для персонала «Профи», в которой сочетаются дизайн и доступность, учтены практически все особенности российских офисов, последних модных тенденций и требований функциональности. 

Внедрение новых технологий позволило мебельщикам производить продукт мирового уровня практически во всех ценовых сегментах. Долгое время считалось, что удел наших мебельщиков — недорогая «оперативка» из ДСП и экономичные коллекции кабинетов. Бизнес-класс, а тем более премиум отдавали на откуп иностранцам с их традициями производства, репутацией и высокотехнологическим оборудованием. Амбиции наших производителей в дорогих сегментах вызывали разве что саркастическую улыбку. Впрочем, опыт российских компаний доказывает, что профессионализм, помноженный на время, разрушает стереотипы. Настоящим событием на рынке в 2007 году стало появление первой российской коллекции премиум-класса «Версаль» от компании ФЕЛИКС. «Благодаря внедрению новых технологий компания приступила к серийному выпуску мебели с отделкой из шпона и элементами из массива. Эта продукция нашла отклик среди российских покупателей, поскольку по качеству она не уступает моделям зарубежного производства, а по цене гораздо доступнее», — говорит Антон Терентьев. 

Впрочем, если президент-комплект «Версаль» — это пока экзотика и его дебют на рынке не меняет расстановку сил в премиум-сегменте, то коллекции российской мебели для руководителей — это реальная ниша в сегменте бизнес-класса. По разным оценкам экспертов, на долю российских коллекций приходится более половины всех продаваемых кабинетов (еще лет пять назад речь шла о 10—15%).

Крепкие сети

Поступательное вытеснение иностранных конкурентов из дорогих сегментов — многообещающая тенденция. По мнению участников рынка, успехи на этом поприще — результат грамотного использования российскими производителями своих конкурентных преимуществ. Среди которых, во-первых, собственные производственные мощности внутри страны, гарантирующие быстрое производство и доставку, а также конкурентную цену продукции (из-за отсутствия транспортных и таможенных расходов). 

Важную роль в деле продвижения российской мебели играют и отлаженные каналы сбыта. Практически у всех мебельщиков есть свои фирменные салоны. Чемпион этого торгового формата — компания ФЕЛИКС, у которой 55 фирменных салонов в Москве, Санкт-Петербурге, регионах и в ближайшем зарубежье. Помимо «салонной» торговли развиты и дилерские контакты. В компании «Камбио», по словам Яны Шамбер, «традиционно делали ставку на оптовые продажи. Причем сегодня в сбытовой политике мы отдаем предпочтение интенсификации сложившихся глубоких партнерских отношений, а не экстенсивному росту числа дилеров». Значительный оборот обеспечивают мебельщикам и прямые (активные) продажи, а также участие в тендерах. Крупные корпоративные заказы осуществляются через департаменты корпоративного обслуживания. Менеджеры компаний налаживают отношения с потенциальными клиентами — рассылают каталоги, обзванивают, участвуют в специализированных выставках потребителей подобной продукции. 

Таким образом, близость к потребителю, глубокое знание его предпочтений и запросов, возможность предоставления оперативного сервиса в совокупности с высоким качеством продукции и определяют постоянное укрепление позиций отечественных производителей.

Скромность — не порок

В последнее время изменился не только рынок офисной мебели, но и внешний вид российских офисов. Важную роль в этом процессе сыграли и мебельные компании, которые не просто производят предметы обстановки, а предлагают комплексные решения для офисов. Интерьеры приобрели стиль, стали красивее, а сами офисные помещения — удобнее. Большое внимание сегодня уделяется правильной и рациональной организации офисного пространства, при этом руководители компаний все чаще поручают это дело профессионалам. Эксперты связывают данную тенденцию с ростом цен на коммерческую недвижимость. Компании, в том числе и процветающие, стали считать деньги, которые они тратят на аренду и покупку офисов. Грамотная же организация пространства позволяет сэкономить на офисных площадях не в ущерб производительности труда сотрудников. 

Производители офисной мебели учли тенденцию к сокращению офисных площадей и оперативно предложили потребителям компактные, многофункциональные серии модульной офисной мебели. Такие коллекции позволяют на меньшей площади разместить максимально возможное количество рабочих мест. При этом сами рабочие места остаются комфортными и эргономичными.

Что касается тенденций в области стиля офисной мебели, то, по мнению экспертов, сегодня «работают» все направления — от классики до хай-тека. В моде индивидуализм, который диктует представление о том, что современно и красиво. По-прежнему популярны классические коллекции темных тонов с большим количеством закрытых поверхностей. Однако, как отмечают мебельщики, гораздо лояльнее наши бизнесмены стали относиться к мебели с элементами из стекла, блестящего и матового металла. Все чаще клиенты останавливают выбор на коллекциях в стиле минимализм, эти коллекции отличают функциональность, прямолинейность, простота линий и отсутствие узоров. Постепенно приходит понимание того, что для бизнеса главное — эффективность, а не внешние эффекты. Поэтому какой бы стиль ни был выбран, важно, чтобы каждый элемент офиса «работал» на бизнес компании. 

Это замечание касается и корпоративного стиля, который продолжает свое победное шествие по российским офисам. Особенно активно культивируют корпоративный дух банки и различные сетевые организации, причем не только в общественных и клиентских зонах, но и во внутренних помещениях офисов. Деловые люди становятся более раскованными и все чаще отдают предпочтение ярким и даже вызывающим цветам.

Антон Терентьев считает, что предложения российских мебельщиков сегодня в полной мере соответствуют меняющемуся спросу: «Мы активно следим за мебельным рынком, выявляем новые тенденции и реализуем их в своих моделях. Появился интерес к мебели с элементами из металла и стекла — компания сразу предложила новые модели. Стали популярны яркие необычные оттенки, стремление отразить в интерьере корпоративные цвета — расширился цветовой ряд. Возникла тенденция к созданию облегченных интерьеров — мы предложили рынку модели с визуально тонкими столешницами».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK