19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ОГНЕМ И РУБЛЕМ"

Архивная публикация 2010 года: "ОГНЕМ И РУБЛЕМ"

Следствием засухи и пожаров может оказаться не только рост цен на вентиляторы. В последних числах июля правительство приняло проект федерального бюджета на 2011-2013 го-ды, а перед этим Минэкономразвития и Минфин обнародовали свои предложения по проведению ма-сштабной приватизации. Тут же выяснилось, что очевидное идейное родст-во этих документов не под-тверждается на уровне цифр, которые, что называется, не бьются. Значит, и документы - вопреки логике - не пересекаются. Что может объединить бю-джетные проектировки с программой приватизации?

Следствием засухи и пожаров может оказаться не только рост цен на вентиляторы. В последних числах июля правительство приняло проект федерального бюджета на 2011-2013 го-ды, а перед этим Минэкономразвития и Минфин обнародовали свои предложения по проведению ма-сштабной приватизации. Тут же выяснилось, что очевидное идейное родст-во этих документов не под-тверждается на уровне цифр, которые, что называется, не бьются. Значит, и документы - вопреки логике - не пересекаются. Что может объединить бю-джетные проектировки с программой приватизации?

КТО ПОГАСИТ ДЕФИЦИТ?
Планируется, что доходы федерального бюджета в 2011 году составят 8,6 трлн рублей (17,4% ВВП), расходы - 10,4 трлн рублей (20,9%). Дефицит бюджета сократится в 2011 году до 3,6% ВВП против 5,4% в 2010-м. В последующие годы предполагается дальнейшее сокращение дефицита бюджета по отношению к ВВП: до уровня 3,1% в 2012 году и 2,9% - в 2013 году. В целом картина небыстрого, но все-таки выздоровления госфинансов прорисовывается: госрасходы по плану правительства пусть неохотно, но снижаются, вслед за ними уменьшается и дефицит.
Покрывать нехватку бюджетных доходов в 2011 году предполагается за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также внешних займов. Госдолг РФ за 2011-2013 годы вырастет с 11% ВВП в 2011 году до 16,3% в 2013 году. Среди инструментов погашения дефицита значится и приватизация, но вот здесь и начинается самое интересное.
Перед заседанием правительственной комиссии, ут-вердившей основные пара-метры бюджетной трехлет-ки, Минэкономразвития и Минфин вызвали сенсацию. Чиновники в своей программе приватизации оправдали самые смелые мечты предпринимателей. Первоначально на торги предполагалось выставить крупные пакеты (до 49%) десяти ведущих госкомпаний. Среди них: "Транснефть", "Роснефть", ФСК, "Русгидро", Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, "Совком-флот", РЖД и АИЖК (правда, вскоре список начал видоизменяться: из него были выведены РЖД и АИЖК, но зато к приватизации бу-дут готовить "Росагролизинг"). Планируется настолько масштабная распродажа госимущества, что уже звучат громкие заявления о третьей приватизации (первая - ваучерная, вторая - залоговая). Правда, на наш взгляд, такое сравнение не совсем корректно, потому что новая волна приватизации оставляет контрольный пакет компаний за государством.
Тем не менее осуществление этих планов означало бы наступление принципиально нового этапа в экономической политике, поворот от наращивания присутствия государства в экономике к долгожданному разгосударствлению. Иной альтернативы в посткризисной ситуации бюджетного дефицита попросту нет. Но очень быстро стало ясно, что траектория такого поворота, если он вообще состоится, может оказаться весьма замысловатой.
Доказательство самое надежное: цифры. По расче-там Минфина, бюджет от продажи активов выручит за три года 883,5 млрд рублей: 298 млрд в 2011 году, 276,1 млрд в 2012 году и 309,4 млрд в 2013 году. Эксперты сразу объявили эти оценки заниженными. Однако на заседании правительственной комиссии ми-нистр экономического развития Эльвира Набиуллина не только не повысила, но, наоборот, снизила планку ожидаемых приватизационных доходов до 600-700 млрд рублей.
И главное даже не это. Если вооружиться калькулятором, то совсем нетрудно подсчитать, что для погашения дефицита бюджета 2011 года, рассчитанного правительством, приватизационные доходы совсем не понадобятся. Считайте сами: дефицит бюджета правительство оценивает в 1,8 трлн рублей, но госзаимствования составят 1,425 трлн рублей, последняя "за-начка" Резервного фонда - 242 млрд рублей. На покрытие дефицита пойдут также дивиденды госкомпаний (77 млрд рублей), часть прибыли унитарных предприятий (11 млрд рублей) и средства от повышения акцизов на бензин и га-зового НДПИ (примерно по 50 млрд рублей). Все сходится и без приватизационных 298 млрд рублей.

ЗАСАДНЫЙ ПОЛК
Что же получается? Приватизация в 2011 году может обернуться улыбкой Чеширского Кота?
Принципиальных объяснений приватизационной заминки два. Первое связано с тем, что задуманное в Минэкономразвития и Минфине серьезно повлияет на рынок. Совершенно понятно, что, например, для любой крупной нефтяной компании чрезвычайно важно получить пакет акций "Транснефти", который позволял бы провести своего члена в совет директоров и влиять на политику хо-зяина экспортных труб. Точно так же банкирам интересен "Сбербанк". Не говоря уж о том, что голубые фишки имеют и самостоятельную привлекательность.
Но для того, чтобы осуществить столь грандиозные приватизационные сделки, нужна... э-э-э... подготовка. И со стороны сегодняшне-го менеджмента госкомпа-ний, и тем более со стороны тех, кто видит в приватизации свой шанс. Можно только предполагать, какие напряженные переговоры ведут сейчас заинтересованные лица: ведь, по российской традиции, как правило, победитель крупного приватизационного аукциона известен заранее. Но чтобы всем обо всем договориться, нужно время.
Особую пикантность складывающейся ситуации придает тот факт, что пик новой приватизации вполне может прийтись на год президентских выборов, а возможные изменения во власти, какими бы они ни были, способны серьезно повлиять на приватизационный пасьянс.
Второе объяснение приватизационной заминки бо-лее традиционное. Прави-тельство придерживает при-ватизацию в качестве финансового резерва. Стратегия та же, что и с консервативными оценками доходов федерального бюджета, доля которых в ВВП будет в предстоящую трехлетку постоянно снижаться.
Однако есть один важный фактор, который может смешать карты правительства и заставить его поторопиться в продаже акций крупнейших госкомпаний. Специфика сегодняшнего положения такова, что России может понадобиться мобилизация всех резервов. Речь идет о стихийном бедствии - засухе и пожарах. В правительстве пока затрудняются подсчитать общий ущерб. Но ориентир назван: в среднем каждый из 27 наиболее пострадавших регионов уже потерял от засухи и пожаров по 5 млрд рублей. Простое перемножение этих чисел даст увесистую сумму в 135 млрд рублей. Чтобы покрыть такие дополнительные расходы, потребуются меры экстраординарные. А ведь пожары продолжают бушевать, и пока не известно, какую дыру в бюджете они прожгут. И именно поэтому правительство, скорее всего, будет вынуждено ускорить приватизацию, так что "большая распродажа" акций госкомпаний может начаться уже в этом году.

"ГОРЯЩАЯ" ПРИВАТИЗАЦИЯ
Специфика сегодняшнего положения такова, что России может понадобиться мобилизация всех резервов. В правительстве пока затрудняются подсчитать общий ущерб от засухи и пожаров, но в среднем каждый из 27 наиболее пострадавших регионов уже потерял по 5 млрд рублей. Чтобы покрыть такие расходы, "большую распродажу" акций госкомпаний, возможно, придется начать уже в этом году. Простое перемножение этих чисел даст увесистую сумму в 135 млрд рублей. Чтобы покрыть такие дополнительные расходы, потребуются меры экстраординарные. А ведь пожары продолжают бушевать, и пока не известно, какую дыру в бюджете они прожгут. И именно поэтому правительство, скорее всего, будет выну-ждено ускорить приватизацию, так что "большая распродажа" акций госкомпаний может начаться уже в этом году.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».