Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Огни помпы"

13—16 ноября Анастасия Волочкова дает концерты в Кремле. До главной концертной площадки столицы она добралась в зените народной славы. Но окончательно разрушив имидж профессиональной балерины.Неизвестно, что будут говорить о Волочковой в Кремлевском дворце, когда концерты пройдут. Вот в Большом театре о ней уже месяц как не говорят ни слова. Так и предупреждают: «О Волочковой ни слова, иначе вешаем трубку». Напомним, 16 сентября Волочкова отказалась продлевать с театром контракт: ей предлагали остаться до конца 2003-го, а балерина требовала годового контракта. Волочкову уволили, и тут началось: пикетчики у колонн Большого с плакатами «Руки прочь от балерины», горькая слеза на ангельском лице и в который раз цитируемое «Нет пророка в своем отечестве». Похоже, Волочкова действительно единственная сегодня балерина, заставившая о себе так громко говорить.
Правда, разговоры эти все больше не о балете. Хотя Волочкову недоброжелатели и сравнивают с Матильдой Кшесинской — фавориткой трех по очереди великих князей, из-за конфликта с которой подал в отставку директор Императорских театров, — генеральный директор Большого Анатолий Иксанов, заметим, своего кресла пока не покинул. Поклонники балерины чаще вспоминают Рудольфа Нуриева, вынужденного уехать из страны, чтобы танцевать. Но Волочкова, напротив, всеми силами пытается остаться в стране. За границей ее не очень-то ждут: в Америке, например, балерине не удалось найти ангажемента даже в заштатной труппе. На сегодняшний день единственная страна, готовая принять нашу диву, — Литва. Так что неудивительно, что Волочкова из последних сил держится за Большой театр — не только площадку, но и известный в мире бренд.
Балетный мир достаточно закрыт, а танцевальное искусство со светской карьерой сочетаются не лучше, чем Божий дар с яичницей. Волочкова же не сходит с обложек гламурных журналов, появляется на репетициях в окружении охраны и помимо сцены танцует на кромке бассейна зарубежной виллы президента компании «ДОН-Строй». Показательно, что и ее приход, и ее уход из Большого связывают больше не с внутрибалетными разборками, а с высокими «заказами» извне. Говорят, например, что ее «заказал» отвергнутый поклонник — депутат Госдумы и совладелец компании «Нафта-Москва» Сулейман Керимов. По другой версии, увольнение Волочковой — мелкая пакость главе АФК «Система» и приятелю балерины Владимиру Евтушенкову со стороны его соперников по тендеру на продажу Шереметьева из «Альфа-Групп».
В любви к Волочковой признаются и Лужков, и Матвиенко, зато в Большом театре ее откровенно не любят. Партнер по «Лебединому озеру» Андрей Уваров, например, отказался танцевать с ней сразу же после премьеры. Потому что Волочкова не позвала его с собой на поклон: неслыханная наглость по балетному этикету. Наконец, никто не хочет с ней танцевать, потому что она тяжелая. Лишние килограммы девушки-красавицы на самом деле волнуют не только ее партнеров, но и широкие слои общественности. Скажем, на сайте паблик.ру в тройке главных вопросов недели прочно держится следующий: «Какой вес у Волочковой?»
Как бы там ни было, но вот бренд «Волочкова» с каждым днем точно набирает вес. Где причина, а где следствие процесса — уже не разобраться. То ли у Волочковой действительно проблемы оттого, что артисты между собой зовут ее «Сволочкова», то ли оттого, что девушка стремительно теряет профессию, предпочитая станку светские посиделки и романные утехи. «Балет — искусство коллективное, — считает бывший педагог Волочковой Екатерина Максимова. — Настя этого не понимает. Она не берет в голову, что может быть кому-то обязана. Кроме того, театром нельзя заниматься между делом. Мы расстались с Настей, потому что она все время думала не об искусстве, а о чем-то ином».
Как-то Анатолий Папанов заметил одному артисту: «Не по таланту пьешь!» Кажется, с Волочковой произошла та же история: она ведет себя не по таланту. А скорее всего, не по таланту ощущает. Но «история с увольнением» балерины-фотомодели, на самом деле великолепная пиар-акция, претендующая на то, чтобы войти в учебники. Лишние килограммы красавицы, к ногам которой склоняются состоятельные джентльмены; хрупкая блондинка в норковом палантине на фоне юношей в камуфляже у обшарпанных дверей районного суда — кадры, срежиссированные профессионалом.
Руководитель балетной труппы Большого театра Геннадий Янин считает, что вопрос исчерпан: «Насте 27 лет. О чем вообще говорить? В таком возрасте карьера балерин уже клонится к закату». Зато поднимается «Лестница в небо»: название сольника Волочковой на главной сцене страны — Кремлевского дворца — говорит само за себя.
«Скандал — отличный способ поднять себе цену»

Марина ЛИТВИНОВИЧ, политический консультант
«Профиль»: Как вы думаете, зачем представители «высоких» классических жанров, например оперный певец Басков или балерина Анастасия Волочкова, подались в шоу-бизнес?
Марина Литвинович: Это естественный процесс. Рынок пришел и в культуру тоже. Артисты, которым в большинстве своем раньше достаточно было получать удовольствие от работы, теперь хотят получать еще и деньги. Ничего плохого в этом желании, разумеется, нет. Проблема лишь в том, что не всегда это делается красиво.
«П.»: Есть ли разница в том, что «раскручивать» — политическую партию или, скажем, танцора?
М.Л.: Это очень близкие вещи, похожий товар. Речь ведь идет о раскрутке персоны, а род ее занятий — вещь вторичная. Предметом обсуждения становится тот и то, над кем лучше работают пиар-консультанты. Кроме того, «раскрученный» танцор в любой момент может стать и политиком.
«П.»: Обсуждение физических изъянов — это удар ниже пояса. Такой прием называют грязными технологиями. В случае с Волочковой ее рост и вес, а также свидетельства очевидцев о том, каково носить ее по сцене, — едва ли не главный предмет обсуждения.
М.Л.: В данном случае это на руку персонажу. Наши граждане вообще склонны обсуждать «человеческие» подробности и жалеть ущербных и обиженных. То, что не всякий политик может себе позволить, с удовольствием используют представители шоу-бизнеса. Чтобы быть в центре внимания, непременно надо рожать детей, жениться и разводиться, худеть на глазах, ломать ноги и т.д. Скандал — отличный способ поднять цену своего бренда.
«П.»: Как вы считаете, бренд «Волочкова» — дорогостоящий?
М.Л.: Трудно сказать, но, судя по частоте появлений на экране, не из дешевых.

ЛЮДМИЛА КИСЕЛЕВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK