Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Охота на Паниковского"

Россияне готовы обменять налоги на эффективное государство. Хотя обмен все равно окажется неравноценным — государство видит в каждом гражданине нарушителя конвенцииКраеугольный камень, первичная ячейка, основа основ любого человеколюбивого и вегетарианского общества — добросовестный гражданин-налогоплательщик, taxpayer, социальная, экономическая и политическая единица. У нас все несколько иначе. О том, что такое налоги, почему и как их платят, российский налогоплательщик, он же недоплательщик и неплательщик, узнал с некоторым опозданием, да и то из криминальной хроники. Потом появился пресловутый ИНН, в котором, что характерно, церковь усмотрела знак дьявола. Затем была история с Ходорковским, однако она на правосознание российского налогоплательщика вообще никак не повлияла, потому что к олигарху он относится как к алиментщику, бросившему на произвол судьбы многодетную матушку Россию.

Тем не менее, судя по исследованию фонда «Общественное мнение» (ФОМ), российский гражданин если и не ощущает себя полноценным налогоплательщиком (это не его беда, а вина экономической системы, существующей в тени), то по крайней мере понимает высший смысл уплаты налогов. Больше того, если государство очень постарается «отбелить» экономику, перечисление налоговых платежей может стать одной из составляющих системы ценностей правильного россиянина.

Во всяком случае, 65% респондентов считают себя налогоплательщиками. А вот 30% — нет. Гипотетически такое положение дел отражает или структуру рынка труда, или даже структуру экономики. Как бы то ни было, если считать, что именно 30% граждан не платят налоги, то такая оценка почти совпадает с официальными показателями теневой экономики в России.

Мало того, уже 15% опрошенных сами, не через бухгалтерию на основной работе, платят налоги, а значит, будучи самозанятыми, еще и добровольно идут сдаваться в соответствующие органы. Это большая цифра, хотя еще больше тех, кто искренне полагает, что они освобождены от налогов, — 24%. Суммарно 39% респондентов либо не знают, либо затрудняются ответить, либо дают неправильный ответ на вопрос, какова в России ставка подоходного налога, что, вообще говоря, скверный показатель (правильный ответ дали 37% опрошенных). Интересно, что ровно такое же число людей с осуждением относятся к тем, кто налоги не платит, а 77% полагают, что граждан, уклоняющихся от уплаты налогов, много.

То есть оценка себя как добросовестного или потенциально добросовестного налогоплательщика не совпадает с мнением о соседе. «Ад — это Другой», — говаривал Жан-Поль Сартр. И это утверждение хорошо описывает уровень доверия в сегодняшнем российском обществе и экономике.

В целом же, по мнению большинства респондентов, платить налоги — это хорошо и правильно, даже если сама система не вполне справедлива. Но у 14% при слове «налогоплательщик» возникает одна ассоциация — несправедливость со стороны государства. И вот это противоречие между позитивным, в принципе, отношением к уплате налогов и неверием в справедливость странным образом порождает интуитивно верное понимание самой природы государства. 58% против 22% оправдывают уклонение от налогов на том основании, что государство не выполняет своих обязательств перед гражданами. То есть, по большому счету, народ готов обменять налоги на эффективную госадминистрацию. Но хотел бы, чтобы этот обмен оказался по-настоящему равноценным. То есть речь идет о народной версии высоколобой теории общественного договора.

Государство, облачившись в маску налогового полицейского, видит в каждом гражданине Михаила Самуэльевича Паниковского, человека без паспорта и нарушителя конвенции. Граждане, напротив, нарушителем конвенции, то есть общественного договора, считают именно государство. При этом 73% опрошенных в глаза не видели живого налогового инспектора, но заведомо считают людей этой профессии нечестными (ответ 42% респондентов).

С таким отношением друг к другу общественный договор, да еще между нарушителями конвенции, не заключишь. А значит, и не построишь гражданское общество. Потому что оно состоит не из представителей общественных организаций или корпораций, в разной степени приближенных к Старой площади и удаленных от нее, а из налогоплательщиков. «Будет хлеб, будут и песни», — писал Леонид Ильич в «Целине». Будут настоящие налогоплательщики — будет и гражданское общество, дополним мы классика.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK