16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2011 года: "Охота на снежного человека"

Архивная публикация 2011 года: "Охота на снежного человека"

Проект договора о повышении конкурентоспособности, предложенный Ангелой Меркель на саммите лидеров Евросоюза, провалился. Не получила одобрения в Брюсселе и берлинская концепция "спасательного зонтика" для евро. Таких аплодисментов в свою поддержку в Брюсселе венгерский премьер-министр Виктор Орбан не слышал давно. Вот уже не одну неделю европейские политики ругали предложенный им рестриктивный закон о прессе. Но 10 февраля сотни функционеров Европейской народной партии приветствовали приверженца консервативных взглядов, как героя.
Христианским демократам, собравшимся в Королевских галереях св. Юбера, особенно пришлось по душе, что Орбан обрушил критику на планы федерального канцлера Германии, ратующей за создание единого для еврозоны экономического правительства. "Уважайте договоры, - восклицал Орбан. - Нельзя демотивировать те десять стран ЕС, которые не входят в еврозону". Ему хлопали даже европейские парламентарии от германских партий ХДС и ХСС.
Данное обстоятельство явилось демонстрацией недовольства позицией Меркель. По сути, в этом году канцлер рассчитывала оставить свой реформаторский след в европейской истории и потому вместе с французом Николя Саркози корпела над планом долгосрочного преодоления затянувшегося кризиса евро.
Как на беду, в других странах ЕС возникло ощущение, что новоявленная германо-французская ось подминает под себя остальных. Повсюду, начиная с Будапешта и заканчивая Брюсселем, формируется фронт сопротивления. Еврокомиссия излагает собственную концепцию анонсированного антикризисного фонда, в корне отличную от совместного предложения Берлина и Парижа. В то же время германо-французский проект договора о повышении конкурентоспособности не находит поддержки у прочих лидеров ЕС.
Европейские лидеры не без удовольствия разнесли в пух и прах идеи создания единого экономического правительства, с которыми выступила Меркель. Поводы для критики нашлись у старожилов ЕС на западе континента и у новых, "восточных" членов союза, у маленьких стран и у больших, у легкомысленных южан и у дисциплинированных северян.
Меркель не сочла нужным распространить документ среди европейских коллег. "Немецкий проект договора - это как снежный человек, - иронизировал премьер-министр Чехии Петр Нечас. - Все о нем говорят, но видеть его никто не видел".
Из двадцати семи европейских лидеров слово попросили девятнадцать. И все они выступили с критикой. У одних были возражения по существу, другим претил стиль, третьим - структура. Меркель и Саркози призывают подписать договор "О повышении конкурентоспособности", который бы обязал всех членов еврозоны к солидарности в вопросах социальной и финансовой политики. Это предполагает установление пенсионного возраста с учетом стареющего населения, унификацию налога на доходы юридических лиц в масштабах Европы, сдерживание повышения заработной платы, которая впредь не должна автоматически индексироваться с учетом роста цен. Такой документ задуман как дополнение для долговременного антикризисного фонда поддержки проблемных стран еврозоны, причем Меркель требует денежных уступок даже от частных инвесторов.
Государства ЕС, не вошедшие в еврозону, смущает, что, по мысли Меркель, на первом этапе согласованию подлежит экономическая и социальная политика только стран, использующих евро. "К чему демонстрировать разделение? - вопрошает премьер-министр Польши Дональд Туск, заявивший о "принципиальных сомнениях в методе". - Неужели остальные воспринимаются вами как помеха?"
Британец Дэвид Кэмерон тоже протестует против двухскоростной Европы: "Я не хочу, чтобы под европейский внутренний рынок заложили бомбу замедленного действия".
Ряд участников саммита упрекают Меркель в подрыве социальной системы. Привязка заработной платы к ценовой динамике в его стране уже не одно десятилетие имеет характер "социальной модели", аргументирует бельгийский премьер-министр Ив Летерм.
Федеральный канцлер Австрии, социал-демократ Вернер Файманн ополчился против пенсионных планов Меркель: "Я не готов сказать соотечественникам, что впредь им придется работать дольше". Даже премьер-министр Финляндии Мари Кивиниеми заявила, что должна учитывать социальную позицию работодателей и профсоюзов на родине.
Еще одна группа выступила против предложенной Меркель и Саркози идеи гармонизации налогообложения юридических лиц. Экономика Кипра базируется на низком налоге на прибыль компаний, отмечает президент Димитрис Христофиас. "Если в этом вопросе я уступлю, то попросту не смогу вернуться домой", - заявил он.
Ирландский премьер Брайан Коуэн тоже отстаивает обоснованность умеренной налоговой нагрузки на отечественные предприятия: "Мы конкурируем со странами, не входящими в ЕС".
Поддержку Ангела Меркель получила только от своего партнера Николя Саркози, вступившего в словесную перепалку с ирландским коллегой. Национальное собрание Франции всегда возмущалось низким налогом на доходы юридических лиц в Ирландии, сетовал президент.
И тем не менее он добился предоставления Ирландии помощи в многомиллиардном размере. "Я вас спас. Я стал отстаивать ваши интересы в парламенте, - негодовал Саркози. - И теперь вы тоже должны нам помочь". Градус дискуссии явно демонстрирует новые линии фронта в Европе: Берлин и Париж против всех остальных.
Выразителем мнения прочих европейцев стал люксембургский премьер Жан-Клод Юнкер, который уже давно в ссоре с Меркель и Саркози.
"Вообще говоря, я не вижу плюсов этого плана", - констатирует он. Отказ от индексации зарплат с учетом инфляции столь же бесперспективен, как и предложение лишить права голоса в Евросовете страны, превышающие дозволенную величину дефицита бюджета, заявляет Юнкер.
Ближе к вечеру председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу предлагает постановить: договор о повышении конкурентоспособности не должен содержать мер, чреватых "подрывом общего внутреннего рынка". Критикам такая формулировка нравится - она устанавливает планам Меркель жесткие рамки.
Кроме того, Еврокомиссия против идеи Меркель о создании долговременного антикризисного фонда зоны евро - это следует из концепции "Европейского механизма финансовой стабильности" (ЕМФС). Участие частных инвесторов в затратах на санацию - чему придает такое значение Меркель - упоминается лишь на периферии. Об автоматическом отказе частных кредиторов от притязаний, на котором настаивают немцы, больше не может быть и речи: проблемным странам следует "на раннем этапе" налаживать диалог с заимодавцами, чтобы те "добровольно" соглашались участвовать в соответствующих расходах.
По мысли Еврокомиссии, ЕМФС нужно наделить полномочиями по скупке гособлигаций проблемных стран; в остальном он похож на "клон" Международного валютного фонда. Задачей ЕМФС, как и МВФ, будет являться стабилизация валюты и предоставление свежих займов государствам, испытывающим финансовые затруднения. В зависимости от серьезности денежных проблем предполагается предоставлять краткосрочные или среднесрочные кредитные линии в размере до полумиллиарда евро, причем названный лимит "при необходимости может временно пересматриваться в сторону повышения".
Не реже раза в два года предстоит удостоверяться в достаточности средств. Основной капитал ЕМФС планируется установить на уровне 100 млрд евро. Данную сумму должны будут предоставить страны зоны евро, взнос каждой из которых определяется ее квотой в Европейском Центробанке. Для Германии это около 20 млрд евро. Вдобавок к такому денежному участию государствам предлагается предоставить и дополнительные гарантии.

Проект договора о повышении конкурентоспособности, предложенный Ангелой Меркель на саммите лидеров Евросоюза, провалился. Не получила одобрения в Брюсселе и берлинская концепция "спасательного зонтика" для евро. Таких аплодисментов в свою поддержку в Брюсселе венгерский премьер-министр Виктор Орбан не слышал давно. Вот уже не одну неделю европейские политики ругали предложенный им рестриктивный закон о прессе. Но 10 февраля сотни функционеров Европейской народной партии приветствовали приверженца консервативных взглядов, как героя.
Христианским демократам, собравшимся в Королевских галереях св. Юбера, особенно пришлось по душе, что Орбан обрушил критику на планы федерального канцлера Германии, ратующей за создание единого для еврозоны экономического правительства. "Уважайте договоры, - восклицал Орбан. - Нельзя демотивировать те десять стран ЕС, которые не входят в еврозону". Ему хлопали даже европейские парламентарии от германских партий ХДС и ХСС.
Данное обстоятельство явилось демонстрацией недовольства позицией Меркель. По сути, в этом году канцлер рассчитывала оставить свой реформаторский след в европейской истории и потому вместе с французом Николя Саркози корпела над планом долгосрочного преодоления затянувшегося кризиса евро.
Как на беду, в других странах ЕС возникло ощущение, что новоявленная германо-французская ось подминает под себя остальных. Повсюду, начиная с Будапешта и заканчивая Брюсселем, формируется фронт сопротивления. Еврокомиссия излагает собственную концепцию анонсированного антикризисного фонда, в корне отличную от совместного предложения Берлина и Парижа. В то же время германо-французский проект договора о повышении конкурентоспособности не находит поддержки у прочих лидеров ЕС.
Европейские лидеры не без удовольствия разнесли в пух и прах идеи создания единого экономического правительства, с которыми выступила Меркель. Поводы для критики нашлись у старожилов ЕС на западе континента и у новых, "восточных" членов союза, у маленьких стран и у больших, у легкомысленных южан и у дисциплинированных северян.
Меркель не сочла нужным распространить документ среди европейских коллег. "Немецкий проект договора - это как снежный человек, - иронизировал премьер-министр Чехии Петр Нечас. - Все о нем говорят, но видеть его никто не видел".
Из двадцати семи европейских лидеров слово попросили девятнадцать. И все они выступили с критикой. У одних были возражения по существу, другим претил стиль, третьим - структура. Меркель и Саркози призывают подписать договор "О повышении конкурентоспособности", который бы обязал всех членов еврозоны к солидарности в вопросах социальной и финансовой политики. Это предполагает установление пенсионного возраста с учетом стареющего населения, унификацию налога на доходы юридических лиц в масштабах Европы, сдерживание повышения заработной платы, которая впредь не должна автоматически индексироваться с учетом роста цен. Такой документ задуман как дополнение для долговременного антикризисного фонда поддержки проблемных стран еврозоны, причем Меркель требует денежных уступок даже от частных инвесторов.
Государства ЕС, не вошедшие в еврозону, смущает, что, по мысли Меркель, на первом этапе согласованию подлежит экономическая и социальная политика только стран, использующих евро. "К чему демонстрировать разделение? - вопрошает премьер-министр Польши Дональд Туск, заявивший о "принципиальных сомнениях в методе". - Неужели остальные воспринимаются вами как помеха?"
Британец Дэвид Кэмерон тоже протестует против двухскоростной Европы: "Я не хочу, чтобы под европейский внутренний рынок заложили бомбу замедленного действия".
Ряд участников саммита упрекают Меркель в подрыве социальной системы. Привязка заработной платы к ценовой динамике в его стране уже не одно десятилетие имеет характер "социальной модели", аргументирует бельгийский премьер-министр Ив Летерм.
Федеральный канцлер Австрии, социал-демократ Вернер Файманн ополчился против пенсионных планов Меркель: "Я не готов сказать соотечественникам, что впредь им придется работать дольше". Даже премьер-министр Финляндии Мари Кивиниеми заявила, что должна учитывать социальную позицию работодателей и профсоюзов на родине.
Еще одна группа выступила против предложенной Меркель и Саркози идеи гармонизации налогообложения юридических лиц. Экономика Кипра базируется на низком налоге на прибыль компаний, отмечает президент Димитрис Христофиас. "Если в этом вопросе я уступлю, то попросту не смогу вернуться домой", - заявил он.
Ирландский премьер Брайан Коуэн тоже отстаивает обоснованность умеренной налоговой нагрузки на отечественные предприятия: "Мы конкурируем со странами, не входящими в ЕС".
Поддержку Ангела Меркель получила только от своего партнера Николя Саркози, вступившего в словесную перепалку с ирландским коллегой. Национальное собрание Франции всегда возмущалось низким налогом на доходы юридических лиц в Ирландии, сетовал президент.
И тем не менее он добился предоставления Ирландии помощи в многомиллиардном размере. "Я вас спас. Я стал отстаивать ваши интересы в парламенте, - негодовал Саркози. - И теперь вы тоже должны нам помочь". Градус дискуссии явно демонстрирует новые линии фронта в Европе: Берлин и Париж против всех остальных.
Выразителем мнения прочих европейцев стал люксембургский премьер Жан-Клод Юнкер, который уже давно в ссоре с Меркель и Саркози.
"Вообще говоря, я не вижу плюсов этого плана", - констатирует он. Отказ от индексации зарплат с учетом инфляции столь же бесперспективен, как и предложение лишить права голоса в Евросовете страны, превышающие дозволенную величину дефицита бюджета, заявляет Юнкер.
Ближе к вечеру председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу предлагает постановить: договор о повышении конкурентоспособности не должен содержать мер, чреватых "подрывом общего внутреннего рынка". Критикам такая формулировка нравится - она устанавливает планам Меркель жесткие рамки.
Кроме того, Еврокомиссия против идеи Меркель о создании долговременного антикризисного фонда зоны евро - это следует из концепции "Европейского механизма финансовой стабильности" (ЕМФС). Участие частных инвесторов в затратах на санацию - чему придает такое значение Меркель - упоминается лишь на периферии. Об автоматическом отказе частных кредиторов от притязаний, на котором настаивают немцы, больше не может быть и речи: проблемным странам следует "на раннем этапе" налаживать диалог с заимодавцами, чтобы те "добровольно" соглашались участвовать в соответствующих расходах.
По мысли Еврокомиссии, ЕМФС нужно наделить полномочиями по скупке гособлигаций проблемных стран; в остальном он похож на "клон" Международного валютного фонда. Задачей ЕМФС, как и МВФ, будет являться стабилизация валюты и предоставление свежих займов государствам, испытывающим финансовые затруднения. В зависимости от серьезности денежных проблем предполагается предоставлять краткосрочные или среднесрочные кредитные линии в размере до полумиллиарда евро, причем названный лимит "при необходимости может временно пересматриваться в сторону повышения".
Не реже раза в два года предстоит удостоверяться в достаточности средств. Основной капитал ЕМФС планируется установить на уровне 100 млрд евро. Данную сумму должны будут предоставить страны зоны евро, взнос каждой из которых определяется ее квотой в Европейском Центробанке. Для Германии это около 20 млрд евро. Вдобавок к такому денежному участию государствам предлагается предоставить и дополнительные гарантии.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».