25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Окно в Африку"

Архивная публикация 2006 года: "Окно в Африку"

АвтоВАЗ открыл в Египте завод по производству ВАЗ 21101. В этой стране на «Жигуленках» ездят в основном таксисты, потому что дешево обслуживание, и военные, потому что есть программа госсубсидий. Выпустив на африканский рынок «десятки», руководство завода надеется привлечь внимание «среднего египетского класса». Однако в борьбе за рынок ВАЗ должен будет выдержать ценовую войну с представителями китайского и корейского автопрома. «Посмотрите, какие лица у людей на конвейере. Они счастливы, — радовался начальник управления гражданских отраслей Роспрома Владислав Капустин. — Ведь по Каиру ходят толпы безработной молодежи, и этот завод для них жизненно важен». Молодые арабы в красных кепках и белых комбинезонах с надписью Lada Egypt на глазах у российских и египетских чиновников старательно полировали новенькие «десятки». В честь праздника всю территорию завода, включая парковку для машин гостей, застелили коврами. Египтянки подвели глаза черной краской и оделись в цветное, а детей обули в сандалии с люрексом. Все потому, что на завод приехали важные люди, которые дадут им работу.

Уровень безработицы в Египте никто не считает, как и процент населения, живущего за чертой бедности. Зато известна средняя зарплата. В Каире она составляет $200, или 1140 египетских фунтов. Чернорабочие, садовники, дворники получают примерно $50. На эту сумму они могут позволить себе только дешевые овощи и фрукты. Мясо ($7 за кг), молоко ($1 за литр), одежда (чадра — $17) для них слишком дороги. Средняя же зарплата инженера на заводе Lada Egypt будет около $500, управленцы будут получать $700, рабочие — $400. Так что открытие завода по выпуску «десятки» для нарядившихся к приезду делегации людей и правда важно.

Важно это и для АвтоВАЗа. «Наша задача — показать, что все разговоры о смерти российского автопрома преждевременны, — говорит глава Роспрома Борис Алешин. — Всегда найдутся потребители, которые по критерию цена/качество будут выбирать именно этот автомобиль. Дальше лишь нужно искать продавцов, которые продадут этот продукт».

Вопрос цены
Строго говоря, вопрос, как же продать ВАЗ 21101 в Египте, менеджмент АвтоВАЗа не волнует. Контракт на строительство завода по производству «десяток» получился по финансовым параметрам выгодным для российского автогиганта. Все расходы по строительству завода взяла на себя египетская фирма Lada Egypt. Это предприятие, принадлежащее арабскому бизнесмену Хассану Солиману, было создано в начале 80-х годов. До 2002 года он, как дилер АвтоВАЗа, поставлял на рынок Египта «пятерки» — любимую машину каирских таксистов. «Во-первых «пятерки» дешевые в плане обслуживания, во-вторых, они сами просто очень дешевые, — бесхитростно расхваливал классику российского автопрома таксист Исса. — Я свою купил за $2,3 тыс. Мотор пришлось менять сразу. Друзья есть — поменяли». Ввиду лояльного отношения египетский властей к техническому состоянию авто местные автоумельцы за сходную цену сделают что угодно и из чего угодно. Улицы Каира — это в буквальном смысле выставка ретроавто. Бензин дешевый — 1 фунт (6 рублей) за литр, а средняя цена такси по Каиру — 10 фунтов, так что таксисты быстро отбивают деньги, вложенные в «Жигули».

Из-за популярности «пятерок» продажи в Египте пошли резво, и в 2002 году Солиман подписал с АвтоВАЗом контракт на поставку сборочных комплектов Lada 21070. «Семерки» также пользовались спросом. В 2002 году фирмой Lada Egypt было собрано 384 автомобиля, в 2003-м — 1300, в 2004-м — 1441, в 2005 году — уже 1924 «семерки». Производство полного цикла — покраска, сварка, сборка — было организовано на базе завода Suzuki. «Когда мы вышли на план 2,5 тыс. «семерок» в год и начали переговоры с АвтоВАЗом о поставке комплектов для производства «десяток», наши коллеги из Suzuki повели себя странно. Их площадок вполне хватило бы для расширения выпуска, однако возникли трудности. Вероятно, они просто не хотели пускать нашу продукцию на рынок», — жалуется на бывших коллег менеджер Lada Egypt Мухаммед Джамшед. Так или иначе, но в 2004 году Хассан Солиман принял решение о строительстве собственного завода по производству автомобилей АвтоВАЗа. Объем инвестиций Lada Egypt составил $12 млн.

«Здесь нет наших денег, — уверяет Александр Пронин, вице-президент АвтоВАЗа. — Это полностью бизнес господина Солимана. Прибыль АвтоВАЗа заложена в машинокомплекте, который мы будем поставлять». Стоимость одного комплекта Lada 21101, поставляемого в Египет, — $3910. План по сбору «десяток» в Египте на 2006 год — 1,152 тыс. штук. В итоге АвтоВАЗ выручит на поставках в Египет «десяток» $4,5 млн.

Обогнать СП
Несмотря на обилие российских машин на египетских дорогах, наша доля рынка пока не впечатляет. Автопарк Египта насчитывает 4 млн. машин. Из них на долю авто российского производства приходится 3—4%. Весь остальной рынок заполнен автомобилями совместного производства. Свои сборочные заводы построили 17 мировых концернов. Среди них BMW, Peugeot, Mercedes-Benz, Nissan, Suzuki, Kia и т.д. Рвутся они в Египет сразу по двум причинам. Во-первых, рынок сбыта имеет большой потенциал роста. Во-вторых, ввозная пошлина на импортный автомобиль составляет 135% для авто с объемом двигателя свыше 1600 куб. см и 40% для машин с объемом двигателя меньше 1600 куб. см. Проще и дешевле построить завод в Египте. На дорогах Каира можно встретить и изготовленные на совместных предприятиях грузовики Suzuki для небогатых рабочих, и престижный итальянский Fiat Tempra. Молодые арабские женщины ездят на Daewoo Nexia, а успешные бизнесмены — на Hyundai Accent. Несмотря на обилие СП, до последнего времени отечественным автогигантам можно было не волноваться. «Цены на российские «Жигули» традиционно были существенно ниже. За счет этого и формировался спрос», — говорит заместитель главы торгового представительства России в Египте Владимир Поздняков. Однако повод для волнения у менеджеров Lada Egypt все же появился. «Китайские и корейские автопроизводители начнут демпинговать. Пока не известно, до какого уровня они решат сбросить цены, пытаясь завоевать рынок, но пока нам, кроме цены, в конкурентном плане нечего им противопоставить», — говорит один из менеджеров по развитию Lada Egypt. Видимо, поэтому пока не ясно, по какой цене российские «десятки» пойдут в продажу в Египте. Чиновники и менеджеры называют разные цифры — от $4 тыс. до $10 тыс. Никаких госзаказов на эти машины, по словам главы Роспрома Бориса Алешина, найти не удалось.

Впрочем, в Роспроме на ситуацию смотрят философски. По словам главы ведомства Бориса Алешина, строительство завода по производству «десяток» пока лишь веха, которая позволит открыть доступ на рынок. «До этого мы плохо работали на африканском рынке, и я полон намерений продвигать нашу продукцию, потому что это не просто Египет. Это окно в Северную Африку. Надо вести агрессивную маркетинговую политику», — говорит он. В планах российской стороны продажа российских «Волг», социального автомобиля «Ока», ведутся переговоры о производстве «Нивы».

АвтоВАЗ открыл в Египте завод по производству ВАЗ 21101. В этой стране на «Жигуленках» ездят в основном таксисты, потому что дешево обслуживание, и военные, потому что есть программа госсубсидий. Выпустив на африканский рынок «десятки», руководство завода надеется привлечь внимание «среднего египетского класса». Однако в борьбе за рынок ВАЗ должен будет выдержать ценовую войну с представителями китайского и корейского автопрома. «Посмотрите, какие лица у людей на конвейере. Они счастливы, — радовался начальник управления гражданских отраслей Роспрома Владислав Капустин. — Ведь по Каиру ходят толпы безработной молодежи, и этот завод для них жизненно важен». Молодые арабы в красных кепках и белых комбинезонах с надписью Lada Egypt на глазах у российских и египетских чиновников старательно полировали новенькие «десятки». В честь праздника всю территорию завода, включая парковку для машин гостей, застелили коврами. Египтянки подвели глаза черной краской и оделись в цветное, а детей обули в сандалии с люрексом. Все потому, что на завод приехали важные люди, которые дадут им работу.

Уровень безработицы в Египте никто не считает, как и процент населения, живущего за чертой бедности. Зато известна средняя зарплата. В Каире она составляет $200, или 1140 египетских фунтов. Чернорабочие, садовники, дворники получают примерно $50. На эту сумму они могут позволить себе только дешевые овощи и фрукты. Мясо ($7 за кг), молоко ($1 за литр), одежда (чадра — $17) для них слишком дороги. Средняя же зарплата инженера на заводе Lada Egypt будет около $500, управленцы будут получать $700, рабочие — $400. Так что открытие завода по выпуску «десятки» для нарядившихся к приезду делегации людей и правда важно.

Важно это и для АвтоВАЗа. «Наша задача — показать, что все разговоры о смерти российского автопрома преждевременны, — говорит глава Роспрома Борис Алешин. — Всегда найдутся потребители, которые по критерию цена/качество будут выбирать именно этот автомобиль. Дальше лишь нужно искать продавцов, которые продадут этот продукт».

Вопрос цены

Строго говоря, вопрос, как же продать ВАЗ 21101 в Египте, менеджмент АвтоВАЗа не волнует. Контракт на строительство завода по производству «десяток» получился по финансовым параметрам выгодным для российского автогиганта. Все расходы по строительству завода взяла на себя египетская фирма Lada Egypt. Это предприятие, принадлежащее арабскому бизнесмену Хассану Солиману, было создано в начале 80-х годов. До 2002 года он, как дилер АвтоВАЗа, поставлял на рынок Египта «пятерки» — любимую машину каирских таксистов. «Во-первых «пятерки» дешевые в плане обслуживания, во-вторых, они сами просто очень дешевые, — бесхитростно расхваливал классику российского автопрома таксист Исса. — Я свою купил за $2,3 тыс. Мотор пришлось менять сразу. Друзья есть — поменяли». Ввиду лояльного отношения египетский властей к техническому состоянию авто местные автоумельцы за сходную цену сделают что угодно и из чего угодно. Улицы Каира — это в буквальном смысле выставка ретроавто. Бензин дешевый — 1 фунт (6 рублей) за литр, а средняя цена такси по Каиру — 10 фунтов, так что таксисты быстро отбивают деньги, вложенные в «Жигули».

Из-за популярности «пятерок» продажи в Египте пошли резво, и в 2002 году Солиман подписал с АвтоВАЗом контракт на поставку сборочных комплектов Lada 21070. «Семерки» также пользовались спросом. В 2002 году фирмой Lada Egypt было собрано 384 автомобиля, в 2003-м — 1300, в 2004-м — 1441, в 2005 году — уже 1924 «семерки». Производство полного цикла — покраска, сварка, сборка — было организовано на базе завода Suzuki. «Когда мы вышли на план 2,5 тыс. «семерок» в год и начали переговоры с АвтоВАЗом о поставке комплектов для производства «десяток», наши коллеги из Suzuki повели себя странно. Их площадок вполне хватило бы для расширения выпуска, однако возникли трудности. Вероятно, они просто не хотели пускать нашу продукцию на рынок», — жалуется на бывших коллег менеджер Lada Egypt Мухаммед Джамшед. Так или иначе, но в 2004 году Хассан Солиман принял решение о строительстве собственного завода по производству автомобилей АвтоВАЗа. Объем инвестиций Lada Egypt составил $12 млн.

«Здесь нет наших денег, — уверяет Александр Пронин, вице-президент АвтоВАЗа. — Это полностью бизнес господина Солимана. Прибыль АвтоВАЗа заложена в машинокомплекте, который мы будем поставлять». Стоимость одного комплекта Lada 21101, поставляемого в Египет, — $3910. План по сбору «десяток» в Египте на 2006 год — 1,152 тыс. штук. В итоге АвтоВАЗ выручит на поставках в Египет «десяток» $4,5 млн.

Обогнать СП

Несмотря на обилие российских машин на египетских дорогах, наша доля рынка пока не впечатляет. Автопарк Египта насчитывает 4 млн. машин. Из них на долю авто российского производства приходится 3—4%. Весь остальной рынок заполнен автомобилями совместного производства. Свои сборочные заводы построили 17 мировых концернов. Среди них BMW, Peugeot, Mercedes-Benz, Nissan, Suzuki, Kia и т.д. Рвутся они в Египет сразу по двум причинам. Во-первых, рынок сбыта имеет большой потенциал роста. Во-вторых, ввозная пошлина на импортный автомобиль составляет 135% для авто с объемом двигателя свыше 1600 куб. см и 40% для машин с объемом двигателя меньше 1600 куб. см. Проще и дешевле построить завод в Египте. На дорогах Каира можно встретить и изготовленные на совместных предприятиях грузовики Suzuki для небогатых рабочих, и престижный итальянский Fiat Tempra. Молодые арабские женщины ездят на Daewoo Nexia, а успешные бизнесмены — на Hyundai Accent. Несмотря на обилие СП, до последнего времени отечественным автогигантам можно было не волноваться. «Цены на российские «Жигули» традиционно были существенно ниже. За счет этого и формировался спрос», — говорит заместитель главы торгового представительства России в Египте Владимир Поздняков. Однако повод для волнения у менеджеров Lada Egypt все же появился. «Китайские и корейские автопроизводители начнут демпинговать. Пока не известно, до какого уровня они решат сбросить цены, пытаясь завоевать рынок, но пока нам, кроме цены, в конкурентном плане нечего им противопоставить», — говорит один из менеджеров по развитию Lada Egypt. Видимо, поэтому пока не ясно, по какой цене российские «десятки» пойдут в продажу в Египте. Чиновники и менеджеры называют разные цифры — от $4 тыс. до $10 тыс. Никаких госзаказов на эти машины, по словам главы Роспрома Бориса Алешина, найти не удалось.

Впрочем, в Роспроме на ситуацию смотрят философски. По словам главы ведомства Бориса Алешина, строительство завода по производству «десяток» пока лишь веха, которая позволит открыть доступ на рынок. «До этого мы плохо работали на африканском рынке, и я полон намерений продвигать нашу продукцию, потому что это не просто Египет. Это окно в Северную Африку. Надо вести агрессивную маркетинговую политику», — говорит он. В планах российской стороны продажа российских «Волг», социального автомобиля «Ока», ведутся переговоры о производстве «Нивы».

Собственный завод Lada Egypt построен в 60 км от Каира. Общая площадь — 90 тыс. кв. м. На территории завода находится производственный корпус модульного типа площадью 15 тыс. кв. м, где расположены цеха сварки, окраски, сборки и участки контроля качества. Проектная мощность завода — 4,5 тыс. авто в год при односменном режиме работы с возможностью увеличения производства до 8—9 тыс. машин в год. Промышленный и административный персонал завода —130—180 человек. В планах на 2006 год производство 1,152 тыс. автомобилей Lada 21101 и 2,5 тыс. автомобилей Lada 21070.

Не «Ладой» единой

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».