Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Ольга СВИБЛОВА: «Фотографы живут долго»"

С 21 марта по 30 мая в Москве проходит Седьмой международный месяц фотографии «Фотобиеннале 2008».

С 21 марта по 30 мая в Москве проходит Седьмой международный месяц фотографии «Фотобиеннале 2008».

Наш гость — главный идеолог и вдохновитель московского фестиваля, создатель и директор Московского Дома фотографии Ольга Свиблова.   — Как вы считаете, есть ли будущее у фотографии или это отживающее искусство? Цифровые технологии развиваются стремительно, и теперь почти каждый может быть творцом…
   — Считать себя творцом может каждый. Но много званых и мало избранных. Искусство фотографии — это искусство видения. Это не только и не столько слепок реальности, как многие считают. Фотография — проекция внутреннего мира человека, его энергетической и эмоциональной системы на мир. Фотограф — это глаз, а глаз, как известно, вынесенный мозг. Все равно, как вы обрабатываете свое произведение, но мне нужно, чтобы оно было гениальным. Нужен результат — и я радуюсь ему.
   Я считаю, что, несмотря на развитие цифровых технологий, интерес к фотографии повышается. Количество фотофестивалей растет. В Музее современного искусства проходят замечательные выставки, гремят имена художников. Например, Андреас Гурский, выставку которого мы открыли в залах фонда культуры «Екатерина». Его работа «99 центов» была продана на аукционе Sotheby's за $3,3 млн. Главное — особый взгляд художника на мир.
   — Что бы вы посоветовали начинающим фотографам?
   — В первую очередь нужно найти мастера, который поможет вам. К примеру, на сайте Московского Дома фотографии (www.mdf.ru) можно найти информацию о работе Школы фотографии и мультимедиа им. Александра Родченко.
   — У вас есть опыт производства документальных фильмов. Как вы пришли к кино? Может, стоит занять нишу на ТВ и популяризировать фотографию как искусство?
   — Когда началась перестройка, первым в искусстве начал «перестраиваться» кинематограф. Тогда, посещая семинары Георгия Щедровицкого, я познакомилась с создателями документального кино. Меня это очень заинтересовало. Фильм «Черный квадрат» родился совершенно случайно — мне просто предложили написать сценарий. Я села и буквально за ночь написала. Последний мой фильм — «Дина Верни». Мне стало интересно, как же ей удалось сделать все то, что она сделала… А Дина Верни ответила мне: «Я никогда ничего не планирую. Надо просто держать глаза открытыми…»
   — Расскажите о ваших встречах со всемирно известными мастерами фотографии.
   — Я встречалась практически со всеми современными мастерами, поскольку выставляла их работы. Во многом судьба нашего Фотобиеннале решилась после встречи с Анри Картье-Брессоном. У меня уже была идея организовать фотофестиваль в Москве, но я не была уверена, что готова к возможным трудностям. Во время интервью Картье-Брессон устроил целый спектакль. Удивительный человек, артист и суперпрофессионал. О съемках в СССР говорил шепотом, просил выключить микрофон. После встречи я вышла с невероятным набором ощущений.
   — Есть ли женщины, занимающиеся авторской фотографией, или это чисто мужское искусство?
   — Женщин-фотографов с каждым годом все больше и больше. Среди них много наших соотечественниц: Наташа Носова, Люда Зинченко. Два года назад у меня был исключительно женский фестиваль, хотя я терпеть не могу гендерный подход. Когда я смотрю на фотографии, меня совершенно не интересует, кто автор — мужчина или женщина.
   А сама снимаю крайне редко. Ужасно не люблю переезжать, но все время приходится, и как раз во время поездок снимаю. Фотография гармонизирует отношения с новым местом, помогает мне адаптироваться. Фотография живет в двух измерениях. Потому фотографы и живут долго, проживая окружающее через объектив.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK