Наверх
20 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ОЛИМПИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ"

Устроители каждой новой Олимпиады надеются, что Игры принесут им прибыль. Ванкувер уже расстался с иллюзиями, организаторы Сочи-2014 еще нет.    Стартовавшей в Ванкувере Белой олимпиаде-2010 не повезло: из-за кризиса часть проектов обошлась существенно дороже, чем планировалось, часть финансировалась по урезанной смете, а чтобы достать денег на строительство Олимпийской деревни, пришлось даже собирать пожертвования.
   В результате бюджет оргкомитета составил $1,75 млрд, плюс $6 млрд Канада потратила на развитие инфраструктуры региона. На очереди — Сочи-2014 с заявленным бюджетом в $1,9 млрд, а уж сколько придется потратить на «обустройство территории», страшно даже подумать.
   
КТО БАНКУЕТ?
    Бюджет любой Олимпиады формируется за счет нескольких источников, главным из которых остается бюджет принимающей страны. Скажем, на Турин-2006 итальянское правительство выделило 1,5 млрд евро, то есть львиную долю всей затраченной на организацию Игр суммы (1,7 млрд евро). Затем идут так называемые внебюджетные источники — это спонсорские средства от компаний, желающих выставить рекламу на Играх, выручка от продажи прав на трансляцию, средства от реализации товаров с символикой и сувенирной продукции, а также пожертвования. Финансирует Игры и Международный олимпийский комитет (МОК), но лишь частично. Тут важно не запутаться. Надо разделять средства, выделенные из госбюджета на развитие региона, и деньги, составляющие бюджет оргкомитета Игр. Так, обустройство Ванкувера и окрестностей перед Белой олимпиадой-2010 обошлось канадскому правительству и местным властям примерно в $6 млрд, тогда как бюджет оргкомитета «Ванкувер-2010» (VANOC) равен $1,75 млрд.
   До прихода Хуана Антонио Самаранча на пост президента МОКа в 1980 году олимпийское движение пребывало в кризисе из-за недостатка денег. Олимпиады считалась священным спортивным событием, спонсорские средства допускались в малых дозах. К Самаранчу можно относиться по-разному. Его обвиняют в махинациях и коррупции, в осквернении идеалов олимпийских состязаний. Но именно он смог поднять движение на новый уровень, изменив политику МОКа в сторону коммерциализации. В результате Олимпиады превратились в огромные бизнес-проекты. Самаранч предложил национальным олимпийским комитетам теснее работать со спонсорами, была создана специальная комиссия по поиску новых источников финансирования. Швейцарское агентство International Sports and Leisure Marketing предложило новую концепцию Игр — The Olympic Program, увязывавшую интересы спорта и бизнеса. Были выделены 11 главных спонсоров с мировыми именами, в числе которых Coca-Cola, IBM, Panasonic, Visa и другие. Им были предоставлены эксклюзивные права, как-то: отсутствие рекламы конкурентов, право на использование олимпийской символики, билеты на лучшие места и тому подобное. С главными спонсорами контракт заключает непосредственно МОК, и он же распределяет поступившие от них средства, объясняют в оргкомитете Сочи-2014. Национальные компании, с которыми подписывают договор уже национальный олимпийский комитет и оргкомитет Игр, обладают меньшими привилегиями, но и средств они вкладывают меньше.
   Несмотря на коммерциализацию, прибыльным предприятием Игры так и не стали. Правда, Олимпийский комитет Югославии утверждал, что зимняя Олимпиада в Сараево в 1984 году принесла некую прибыль при затратах более $700 млн. Но этому мало кто верит. В Турине в 2006 году доходы составили, например, 974,4 млн евро, в том числе 470 млн евро — от продажи прав на телетрансляцию, 15 млн евро — от продажи лицензий, 69,4 млн евро — от продажи билетов. А расходы Игр, напомним, достигли 1,7 млрд евро.
   
С МИРУ ПО НИТКЕ
   Как сообщает VANOC, из $1,75 млрд бюджета Игр на оргмероприятия по их проведению и обслуживанию уйдет $616 млн. Остальные средства потрачены на технологическое обеспечение, установку оборудования, в том числе систем пожарной безопасности ($391,8 млн), на спортивное обеспечение соревнований (почти $247 млн).
   Утвержденный несколько лет назад и увеличенный в 2007 году бюджет наполнить оказалось не так-то просто: кое-что обошлось дороже, чем предполагалось, от чего-то пришлось отказаться. Осенью 2008 года обанкротился застройщик Олимпийской деревни, что привело к остановке строительства, и мэру Ванкувера пришлось обратиться за помощью к его жителям. Градоначальник Грегор Робертсон заявил тогда, что «больше денег взять негде». В итоге удалось собрать порядка $350 млн. В итоге Олимпийскую деревню достроили и даже потратили на нее на $100 млн больше, чем планировалось.
   В процессе также выяснилось, что на обеспечение безопасности спортсменов и гостей нужно аж $800 млн вместо предусмотренных $140 млн. Эксперты говорят, что ошибка в расчетах была заложена с самого начала.
   К осени прошлого года обнаружилась еще одна дыра в бюджете: соглашения удалось подписать лишь с девятью из одиннадцати главных спонсоров. По разным оценкам, дефицит составляет от $27 млн до $42 млн. Эти деньги пообещал выделить МОК из своих запасов. В конце года возникла проблема с жильем для гостей Игр. От многомиллионного проекта, предполагавшего проживание гостей на семи огромных круизных судах, пришлось отказаться, рассказал глава организатора этого проекта, группы DEAP, Грегори Перт. Гостиниц на всех в самом Ванкувере может не хватить, речь идет уже о загородных отелях и даже частном секторе. VANOC пришлось решительно урезать затраты. Сократились командировочные для сотрудников оргкомитета, федеральное правительство попросили оплатить услуги переводчиков и так далее.
   «Наши финансовые результаты за прошедший финансовый год позитивны, несмотря на кризис», — сказал в октябре 2009 года глава финансового департамента VANOC Джон Маклахлин (в Канаде финансовый год заканчивается в июле). А глава МОКа Жак Рогге в прошлом году заявил, что Белая олимпиада в Ванкувере может стать безубыточной. Первоначально бюджет Играм предполагалось свести без дефицита — выйти в ноль. Удастся ли сделать это теперь, неясно. Сперва планировалось заработать на Олимпиаде чуть не $10 млрд, но, по оценкам PriceWaterhouseCoopers, в реальности будет порядка $1 млрд.
   Кроме того, напомним, что «за кадром» собственно олимпийского бюджета остаются затраты Канады на обустройство региона. Игры обойдутся стране примерно в $6 млрд, хотя вначале рассчитывали вложить всего $700 млн.
   Но понадобилось добавить линии метро, на что ушло $1,6 млрд, а также построить новые дороги. Эти деньги, конечно, нельзя назвать потраченными впустую, ведь город улучшил свою инфраструктуру. А как обстоят дела с Сочи-2014?
   
ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ
   России Олимпиада обойдется гораздо дороже, чем Канаде. «Ни в коем случае нельзя сравнивать общие расходы на Олимпиаду в Ванкувере и на Олимпиаду в Сочи, — говорят в оргкомитете Сочи-2014. — В Канаде не надо было строить инфраструктуру с нуля, в отличие от России». Бюджет нашего оргкомитета — $1,9 млрд, что вообще-то сопоставимо с деньгами VANOC. «С января 2009 года по настоящее время мы привлекли более $1 млрд, поставив своеобразный рекорд в истории проведения зимних Игр», — гордится президент оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко. Привлеченные оргкомитетом средства в первую очередь спонсорские, у нас, в отличие от других устроителей, они составляют аж 80%, государство дает лишь 20%. Зато российская казна крупно потратится на создание инфраструктуры. Только в строительство олимпийских объектов будет вложено 195 млрд рублей (около $6,5 млрд). На развитие Краснодарского края, в первую очередь, конечно, Сочи, согласно расчетам Минрегионразвития, потребуется 1,054 трлн рублей только с 2009-го по 2012 год. Из них федеральный бюджет потратит 699,3 млрд рублей.
{PAGE}
   Что касается спонсоров, то на сегодня подписаны соглашения с шестью партнерами. Это Coca-Cola, Omega, Panasonic, Visa, Samsung и Atos Origin — компания, с 2002 года занимающаяся технологической стороной Олимпийских игр. Национальными партнерами выступят «Роснефть», «Сбербанк», «Аэрофлот», «МегаФон» и другие — всего их должно быть десять, сегодня есть семь. Нижний порог взноса для национального партнера — $100 млн. Кроме того, будут еще 15 «просто» партнеров и 15 официальных поставщиков. «Более 80% бюджета Игр формируется от реализации оргкомитетом собственной уникальной маркетинговой программы, а также от реализации маркетинговой программы МОКа, — рапортует Дмитрий Чернышенко. — Успешная работа позволила оргкомитету перейти на самофинансирование в 2009-2010 годах и перенести использование гарантированных государственных субсидий на более поздний период».
   Тем не менее примерно треть объектов, а всего их планируется построить 235, включая дороги и технические сооружения, согласно заявлению министра регионального развития Виктора Басаргина, еще ждет своего инвестора. Интерес на данный момент проявляют китайские компании. Итальянский девелопер Todini Costruzioni Generali заявлял о намерении вложить до $700 млн евро в два торгово-гостиничных комплекса. ВЭБ предлагает льготные кредиты для создателей олимпийской инфраструктуры (всего на 1,4% выше ставки рефинансирования), причем с отсрочкой выплат до 2014 года, но проблема пока не решена.
   Несмотря на это, организаторы уже распределяют будущие прибыли. «В случае если доходы оргкомитета превысят расходы, 60% профицита пойдет на развитие спорта в стране, и по 20% будет перечислено в МОК и Олимпийский комитет России (ОКР)», — поясняют в оргкомитете. Даже рассчитана доля ОКР — $47,5 млн. Посмотрим… В Канаде ведь тоже рассчитывали на то, что все пройдет гладко, и «подушка безопасности» в бюджете Игр в размере $139 млн казалась более чем достаточной. У нас ситуация не в пример сложнее, даже с учетом острой фазы кризиса, на которую пришлась финишная прямая подготовки к Ванкуверу. Построить нужно все — не только олимпийские объекты, но и аэропорт, морской порт, дороги, гостиницы. Так что прибыли мы, может, и не получим. Но зато получим новый Сочи.
   

   ИДЕАЛЫ И ДЕНЬГИ
   Когда барон Пьер де Кубертен (на фото)в 1896 году возродил Олимпийские игры, большую часть финансирования составляли частные пожертвования, а также средства от продажи почтовых марок и памятных знаков. Уже тогда затраты превысили расчетные в три раза. В 1912 году на Олимпиаде в Стокгольме стали продавать эксклюзивные права на выпуск фотографий. В 1924 году в Париже появились рекламные баннеры, а в 1928 году — генеральный спонсор, им стала компания Coca-Cola. Первые права на телетрансляцию Игр купила BBC в 1948 году всего за $3 тыс. Для сравнения: право на показ Игр в Ванкувере и Олимпиады-2012 в Лондоне в сумме обойдется американскому телеканалу NBC более чем в $2 млрд. Кстати, трансляция из Ванкувера, говорят в NBC, из-за снижения объема рекламы станет впервые убыточной — дефицит составит $200 млн.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK