Наверх
15 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ОН ЕЩЕ И ПОЕДЕТ?"

Миллиардер Михаил Прохоров пообещал народу дешевый городской автомобиль. Народ не верит.    Аккурат в День космонавтики генеральный директор компании «Онэксим» Дмитрий Разумов и председатель совета директоров холдинга «Яровит Моторс» Андрей Бирюков объявили о начале очередного этапа реализации проекта по созданию городского автомобиля. Символично, правда? Мы были первыми в космосе — будем первыми и в создании самодвижущегося транспортного средства нового типа — «гибридомобиля». Впрочем, авторы говорят, что они возвращаются к идее, предложенной еще Николой Теслой в 1898 году. Если объяснять на пальцах, то суть ее такова: работает двигатель внутреннего сгорания, но не он непосредственно вращает колеса автомобиля, энергия передается на генератор, который вырабатывает электроэнергию. Ко-леса крутит электромотор (его КПД куда выше, чем у привычного двигателя), а излишки энергии собираются в некоем накопителе, который разработчики называют «суперконденсатором». Пробег такого автомобиля составит до 400 км при максимальной скорости 120 км/ч, расход топлива — не более 3,5 л на 100 км. Такие фантастические цифры получаются еще за счет того, что машина, сделанная из алюминия и композитных материалов, очень легкая, она весит не более 700 кг.
   До конца года авторы обещают сделать три прототипа на новой, универсальной платформе. Тогда же начнут строить завод в Тольятти, который через полтора года будет производить 10 тыс. машин в год. Автомобиль будет даже дешевле, чем заявлялось раньше: диапазон цен в рознице — 300-450 тыс. рублей. В общем, выглядит все это очень привлекательно и очень инновационно, но одновременно… очень сомнительно.
   Главный вопрос — это заявленная низкая цена. Непонятно, за счет чего она будет достигнута. Идея-то действительно известна более ста лет, но даже при нынешних технологиях выпускать такой гибрид очень сложно и дорого.
   Для начала разберемся с финансированием. «Онэксим» выделяет на свой проект 150 млн евро. Но все расчеты показывают, что создать с нуля автомобиль за такие деньги технически нереально. Дело в том, что только создание современного автомобильного производства обойдется примерно в $300 млн. Таковы средние вложения любого из открытых в России сборочных производств иностран-ных концернов. Но самое главное — разработка но-вой платформы (набор ком-плектующих, типовые конст-руктивные и технологические решения, оборудование в конструкции автомобиля). Это сегодня — самая затратная статья расходов в мировой автомобильной индустрии. Обойдется это в сумму астрономическую — от $1 млрд. Зачем, спрашивается, объединяются в альянсы крупнейшие мировые концерны? Не от избытка чувств друг к другу, понятное дело, а чтобы вместе разделить финансовые и прочие тяготы при создании тех самых платформ.
   Электромобиль, конечно, можно сделать уже на готовой платформе, но для этого придется купить лицензию, что обойдется в $150-300 млн. Еще столько же уйдет на адаптацию под новый движитель и новую же систему питания. Нам обещают, что она будет гибридной, значит, понадобится двигатель внутреннего сгорания, работающий на природном газе (так задумали авторы), электромоторы плюс тот самый «суперконденсатор». Все это надо будет разработать с нуля или опять же купить лицензию, что, как уже сказано, стоит огромных денег. Так что заявленных инвестиций хватит разве что на… Собственно говоря, даже не знаю на что. Для сравнения могу привести такой пример. Пару месяцев назад компания Nissan получила от правительства США почти 1,5-миллиардный заем на запуск в массовое производство электромобиля Leaf. Создан он, между прочим, на платформе серийного автомобиля Note (не с нуля!). Этот заем является частью национальной программы по стимулированию разработки и запуску в производство экологически чистых моделей, которая была одобрена Конгрессом США; ее бюджет составляет $25 млрд. А суммой в 100-150 млн евро в сегодняшнем автопроме можно только удивить и рассмешить. Особенно если в игру собирается вступить новичок.
   Теперь об исполнителях. На прямой вопрос: «Кто именно все это вам разрабатывает?» — представители компаний на презентации проекта ничего конкретного не ответили. Уверяли, что это некие наши замечательные научные организации и отдельно взятые ученые, «Кулибины», все — энтузиасты, увлеченные делом. Так и хотелось уточнить: «Настолько увлеченные, что платить им не надо?»
   Наконец, розничная цена. Заявленная стоимость «серийных автомобилей» 300 тыс. рублей — это потрясающе! Самый дешевый «гибрид» от Toyota стоит от $25 тыс. Недавно японская компания Mitsubishi и французский консорциум PSA объявили о том, что к концу года начнут в Европе продажи своих электромобилей Mitsubishi I-MiEV, Citroen C-Zero и Peugeot iOn по цене от 30 до 45 тыс. евро. Китайцы угрожают, что выпустят на рынок модели (в Поднебесной государственно-частная программа создания электромобилей работает уже не один год) куда дешевле: от 15 тыс. евро. Впрочем, по этому поводу у специалистов есть сомнения. Но даже если не иметь в виду все эти расчеты, очевидно, что реально рассчитывать на прорыв в автомобилестроении, не имея опыта работы в отрасли, квалифицированных кадров, производственной базы, системы поставщиков компонентов (увы, все это у нас в стране сейчас в дефиците), может только очень наивный человек. Мне кажется, г-н Прохоров явно не относится к этой категории. Может, он чего-то недоговаривает?
   Спору нет, очень хотелось бы, чтобы в России появилась своя, вот такая замечательная разработка. Но пока все это больше похоже на прекраснодушные мечтания. Одно успокаивает: деньги будут тратиться не государственные, это средства двух компаний, которые создают совместное предприятие, и никаких дотаций из казны пока не требуют. И на том спасибо.
   …С месяц тому миллиардер Михаил Прохоров, которому подконтрольна группа «Онэксим», приходил в гости к ведущим самой популярной юмористической программы страны. Впервые «действующий» олигарх такого колибра решился показаться в подобной передаче — и был хорош! Нисколько не терялся на фоне записных острословов, довольно удачно шутил над одним из последних своих начинаний — тем самым проектом по созданию «городского автомобиля». Миллиардер даже предложил ведущим придумать имя будущему бестселлеру нашего рынка. Поначалу сошлись на «Облепихе» (по «ботанической» аналогии с «Калиной»), но потом решили не спешить. Уж больно сокращенные варианты, с какой стороны слово ни усеки, получаются неприличными. Теперь вот собираются объявить всероссийский конкурс на новое название с серьезным призовым фондом. И это уже не шутка.
   

   ВИД СВЕРХУ
   Михаил Прохоров, задумав вложиться в разработку бюджетного автомобиля, со своей идеей отправился в высшие эшелоны власти. 19 января он встретился с премьер-министром Владимиром Путиным. По словам пресс-секретаря председателя правительства Дмитрия Пескова, тот «внимательно выслушал и высказался за скорейшую проработку проекта заинтересованными министерствами». Таким образом, информация стала достоянием общественности. Стало известно, что владелец группы «Онэксим» намерен реализовать проект с петербургским производителем грузовиков «Яровит», и речь идет о народном автомобиле гольф-класса стоимостью 8,8 тыс. евро, инвестиции называли на уровне 100 млн евро. Тогда же в Минпромторге подтвердили, что обсуждали с «Яровитом» проект выпуска электромобиля. А в феврале Михаил Прохоров познакомил с проектом президента страны Дмитрия Медведева, сообщив, что уже закончены компьютерные испытания новой модели. У президента владелец группы «Онэксим» попросил содействия в упрощении стандартов сертификации.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK