Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Они нам покажут"

По данным КОМКОНа, за рубеж ездит всего 2,5% населения России. Остальные 97,5% россиян по-прежнему видят заграницу только по телевизору. Что они там видят?На основных российских телевизионных каналах регулярно выходят шесть программ о путешествиях. На Первом канале — «Искатели», «Неизвестная планета» и «Непутевые заметки» с Дмитрием Крыловым. На телеканале «Россия» — «Вокруг света» (которая, кстати, 26 февраля нынешнего года отметила пятилетие со дня первого выхода в эфир) и «В поисках приключений» с Михаилом Кожуховым. На НТВ — «Их нравы». На телеканале «Культура» своих программ о путешествиях нет, зато там показывают качественные западные документальные сериалы — «Таинственные города Азии», «Охотники за сокровищами» и тому подобные.

Travel-программы можно условно поделить на передачи-репортажи с постоянным ведущим, где стране посвящен один выпуск программы («Непутевые заметки», «В поисках приключений»), и на передачи-журналы, где каждый выпуск состоит из нескольких частей, посвященных той или иной стране, событию или научной проблеме («Вокруг света», «Их нравы»). Формат программы может частично меняться. «Вокруг света» сначала строилась без ведущего,— рассказывает гендиректор группы компаний «Вокруг света» Виталий Плинер. — Но теперь в каждом из трех сюжетов журналист-путешественник активно участвует в происходящем на экране — может и в футбол с африканскими детишками погонять, и на дромадере прокатиться, а то и пошутить в кадре. Это в значительной степени оживляет повествование, персонифицирует его».

С ним согласен специалист по организации зарубежных съемок для российских ТВ-групп Николай Баландинский (организатор специализированных экспедиций для съемочных групп «Вокруг света», «Путешествий натуралиста», «Их нравов»): «Такие проекты, как, например, «Неизвестная планета», целиком держатся на авторах, выступающих в качестве главы научной экспедиции. Записи в телестудии присутствуют на сегодня лишь в передаче «Их нравы», где Дмитрий Захаров путешествует, не вставая с дивана».

Travel-программы различаются также по способу подачи и отбору информации. Неформальный стиль Дмитрия Крылова в «Непутевых заметках» делает его программу своего рода отчетом о путешествии дилетанта, который, раскрыв от восторга рот, гуляет по загранице. Формату программы отвечает и «облегченный» способ съемок «Непутевых заметок»: прохождение туристского маршрута с показом всего самого яркого и колоритного, без разбора.

Как ни странно, простота передачи пришлась по душе российскому зрителю, обеспечив Крылову лидерство в рейтингах. Правда, со временем передача приобрела откровенно рекламный характер (упоминаются отели, теплоходы, рестораны), и в среде телевизионщиков даже появился термин — «крыловщина».

Программа «Искатели» телекомпании «Цивилизация», которая также выходит на Первом канале, — серьезный проект с историческим уклоном. «Мы хотим уйти от телеэкскурсии, — говорит шеф-редактор программы Майя Черных. — Наша задача понять, почему и как произошло то или иное событие. Кроме того, нашего зрителя привлекают детективный сюжет, четко выверенная драматургия и способности нашего ведущего». Профессиональный спортсмен и по совместительству ведущий программы Андрей И (Андрей Хорошев) может и в пещеру спуститься, и на дно океана нырнуть, и с парашютом прыгнуть. Помимо нее на Первом выходит телевизионный цикл «Неизвестная планета» (студия «Всеобщие исследования»). Он представляет собой экстремальные экспедиции, рассказы о последних первобытных племенах на Земле и новейших научных открытиях.

На телеканале «Россия» мирно уживаются уже упомянутые «Вокруг света» и «В поисках приключений» (телекомпания «Русский экстрим»). Михаил Кожухов, повинуясь формату, тоже должен есть жуков, червей и собак не морщась и с реальной угрозой если не для жизни, то для желудка, а прежде всего изза технического исполнения. Вся программа — сплошной стендап ведущего, требующий огромной подготовки и мастерства группы (кстати, она у Кожухова — самая большая из всех географических программ).

По словам Виталия Плинера, главное в «Вокруг света» — сюжет: «Можно рассказывать про Гауди или исландскую селедку, но это должно быть современно и увлекательно. У нас есть целый штат людей, которые занимаются серьезной сценарной подготовкой сюжетов, включая научную. Постоянное обращение к научным материалам, кинохронике, на мой взгляд, позволяет считать «Вокруг света» классической научно-популярной программой, какой был «Клуб путешественников» в лучшие свои годы». Так как у передачи есть кредо не покупать чужих сюжетов, то вся работа ложится на плечи ведущих-журналистов — их у «Вокруг света» целых три.

На НТВ царит программа «Их нравы» с бессменным ведущим Дмитрием Захаровым, стоявшим у истоков передачи «Вокруг света». «Их нравы» — не о курортах или исторических достопримечательностях, а о людях и уникальных местах. «Меня интересует эксклюзив, — признается Дмитрий Захаров. — И из-за этого мои люди часто страдают. Например, в погоне за редкими кадрами наш журналист упал с самой крайней точки мыса Доброй Надежды. Путешествуя по послевоенной Эфиопии, где все нищие сидят с автоматами Калашникова в руках, наша съемочная группа пережила жутковатые дни — попробуй милостыню не подай!»

Почем путешествия для народа?

В мире интерес к научно-популярным телепередачам растет с каждым годом и наиболее высокие рейтинги — у так называемых географических или страноведческих программ. На Западе напичканный компьютерными спецэффектами документальный сериал ВВС «Прогулки с динозаврами» (где ведущий плавает в море и гуляет по суше с реальными доисторическими чудовищами) по популярности сопоставим с художественным фильмом «Парк юрского периода» Стивена Спилберга. По словам продюсера научно-популярного вещания телеканала НТВ Дмитрия Захарова, сейчас на Западе предпочтение отдается «не академическим проектам, а передачам с элементами шоу. Наше телевидение тоже идет по пути западных каналов, стараясь превратить процесс познания в увлекательное действо».

Но уклон в развлечения имеет обратную сторону: качество информации снижается, к тому же в эфир попадают ляпы журналистов-ведущих. (В одной из программ, посвященных Боливии, ведущий «Путешествий натуралиста» Павел Любимцев сказал, что городу Тиотиуакану 15 000 лет… Тогда на южно-американском континенте водились только обезьяны.)

На Западе travel-программы — серьезный и весьма доходный бизнес, который приносит миллионы долларов. Там создание одного выпуска регулярной авторской программы (без спецэффектов) может стоить до $100 тыс., а час сериала, из тех, что снимают BBC или National Geographic, обходится как минимум в $1 млн. (Для сравнения, стоимость отечественных передач про путешествия не превышает $20 тыс. за выпуск.) Показательный пример: если «натурные» съемки российских программ редко превышают по времени две-три недели, то ВВС может потратить только на осмотр местности до полугода. При этом, по мнению Дмитрия Захарова, в нашей стране есть и режиссеры, ничем не уступающие западным, и даже технические возможности, не хватает лишь средств.

Но если проекты BBC, Discovery и прочие медленно, десятилетиями, но все же возвращают вложенные деньги, то наши аналогичные затраты не окупятся никогда. Западные программы сначала зарабатывают на «своих» каналах, затем расходятся по телеканалам всех англоязычных стран (премьерные показы могут стоить более $100 тыс. за серию, и, как правило, это по карману только США). В Россию они попадают через несколько лет, изрядно подешевев (фильмы пятилетней давности стоят $1—1,5 тыс. за серию). Кроме того, прибыль «западникам» приносят и VHS, и DVD, тогда как в России этот рынок совершенно не развит.

Все включено?

Все вышеперечисленные российские travel-программы (кроме «Непутевых заметок», существующих за счет спонсорства) — некоммерческие и находятся на дотации каналов. Поэтому при выборе страны и подсчете «накладных расходов» часто принимается решение ехать в страну менее экзотическую, зато более доступную в финансовом отношении. Вот и выходит, что, переключая каналы, можно в течение одних выходных видеть ведущих разных программ в одних и тех же странах (в канун туристического сезона репортажи Крылова и Кожухова шли из одних и тех же мест — Израиля, Каталонии и Турции). Причина проста: ряд стран заинтересован в привлечении российских туристов и готов всячески способствовать распространению позитивной информации о себе. Николай Баландинский поясняет: «Журналистам оплачивается полный пакет услуг: перелет, проживание, питание, транспорт. Поездки готовы оплачивать Турция, Испания, Кипр, Хорватия, Германия, Финляндия, Израиль, Южная Корея, ОАЭ, Египет, Тунис, Индия, Малайзия, КНР».

В то же время есть группа стран, которые вообще не заинтересованы в притоке иностранцев по религиозным мотивам (Саудовская Аравия, Бутан). Или страны с внутренними политическими проблемами (Сирия и Ливия, напротив, требуют плату за съемки — порядка $1 тыс. за каждый объект, а в Эфиопии — $12 тыс. за общее разрешение на съемки). Если на канале Discovery даже не заметят подобных трат, то российские журналисты долгое время вынуждены были объезжать такие страны стороной, пока не научились обходить запреты. Теперь они везут с собой маленькие DV-камеры (на них специального разрешения не требуется) и снимают втихую.

Видимо, телепутешествие по Бутану российскому зрителю станет доступно еще не скоро.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK