Архивная публикация 2003 года: "Операция "Кооперация""
Ко-брендовые карточки -- еще один способ экономить на покупках или услугах. Перефразируя известную поговорку "с бренда по скидке -- клиенту капитал".Уже ни для кого не секрет, что обычная платежная карта -- это не только способ расплачиваться за покупки, но и возможность получать различные скидки. Ведь эмитенты карт давно конкурируют между собой не только размерами тарифов на обслуживание карт, но и пакетами дополнительного сервиса. Особенно это касается специальных ко-брендовых карт, которые банк выпускает совместно с компанией-партнером. По принципу действия подобные карты делятся на два типа -- дисконтные и бонусные.
В первом случае клиент просто получает скидку при оплате товаров в компании--партнере банка, во втором -- включается в игру "потрать больше", так как каждый израсходованный рубль превращается в бонусный балл на спецсчете клиента (за снятие наличных в банкоматах баллы не начисляются). Впоследствии этими баллами можно расплачиваться как обычными деньгами или просто получать повышенную скидку.
Сегодня в России существует более 30 ко-брендовых проектов со всевозможными торговыми сетями, автосалонами, телекоммуникационными компаниями, турфирмами и даже Федерацией хоккея России. По мнению вице-президента АКБ "Славянский банк" Максима Белова, "в дальнейшем количество и качество ко-брендовых проектов будет только расти. Более того, по мере укрупнения торговых сетей подобные проекты станут выходить за пределы конкретного банка и реализовываться на уровне платежных систем, как это принято во всем мире".
Оценить преимущества и недостатки каждой из программ вряд ли возможно. Поэтому мы решили составить некий "путеводитель" по ко-брендам, опросив ведущих специалистов "пластикового" бизнеса и самих держателей карт. Всего было оценено 17 проектов 10 российских банков (см. таблицу). Респондентам предложили оценить существующие сегодня ко-брендовые программы по четырем критериям (удобство в использовании, целесообразность ко-бренда именно с таким партнером, успех проведенной рекламной программы продукта, а также общую эффективность проекта). Максимальная оценка -- 5, минимальная -- 1. При расчете рейтинга каждый из критериев в зависимости от собственной значимости получил определенный вес (общая сумма равна единице -- см. ниже).
Результаты рейтинга оказались вполне предсказуемыми. Лидирующие позиции заняли наиболее "старые" ко-брендовые программы. Видимо, многолетняя реклама дала свои плоды.
Лучшим ко-брендовым проектом (4,94 балла по пятибалльной шкале) единогласно признан единственный в своем роде "ресторанный пластик" Гута-банка и сети ресторанов "РосИнтер Ресторантс" ("Ростик'с", "Планета Суши", "Патио-Пицца" и другие). Эта карта была впервые выпущена в ноябре 2002 года на основе бонусной программы "Почетный гость", действовавшей с 1998 года. Клиентам предлагается на выбор открыть либо VISA Electron, либо VISA Classic. На сегодняшний день выпущено около 75 тыс. карт. Суть проекта -- накопление бонусных баллов при оплате товаров и услуг (1--10% от суммы счета), которые впоследствии обмениваются на бесплатный обед.
Почетное второе место досталось пионеру ко-брендинга -- МДМ-Банку (4,72 балла), договорившемуся в 1999 году о совместном "пластике" с супермаркетом "Седьмой континент". Сегодня держателями таких карточек являются более 60 тыс. человек. Напомним, по карте круглосуточно предоставляется скидка в размере 5% от суммы покупки, а по будням к ней добавляется дисконт "счастливого часа" (с 7 до 13 часов) -- в сумме набегает до 10%.
Популярным также был признан и проект банка "Русский стандарт" с торговой сетью "Мир" на базе карты MasterCard Standard. Несмотря на то, что сама программа запущена лишь в апреле 2003 года, дисконтные карты "Мира" работают еще с 1994--1995 годов. Банк бесплатно обменивает дисконт на ко-брендинг, при этом размер скидки тот же -- 5% от стоимости покупки. Кроме того, карты "Мир -- Русский стандарт" -- кредитные с максимальным лимитом в 50 тыс. рублей (ставка по займу -- 29% годовых в рублях).
Рейтинг ко-брендовых карт российских банков
Ко-брендовые карточки -- еще один способ экономить на покупках или услугах. Перефразируя известную поговорку "с бренда по скидке -- клиенту капитал".Уже ни для кого не секрет, что обычная платежная карта -- это не только способ расплачиваться за покупки, но и возможность получать различные скидки. Ведь эмитенты карт давно конкурируют между собой не только размерами тарифов на обслуживание карт, но и пакетами дополнительного сервиса. Особенно это касается специальных ко-брендовых карт, которые банк выпускает совместно с компанией-партнером. По принципу действия подобные карты делятся на два типа -- дисконтные и бонусные.
В первом случае клиент просто получает скидку при оплате товаров в компании--партнере банка, во втором -- включается в игру "потрать больше", так как каждый израсходованный рубль превращается в бонусный балл на спецсчете клиента (за снятие наличных в банкоматах баллы не начисляются). Впоследствии этими баллами можно расплачиваться как обычными деньгами или просто получать повышенную скидку.
Сегодня в России существует более 30 ко-брендовых проектов со всевозможными торговыми сетями, автосалонами, телекоммуникационными компаниями, турфирмами и даже Федерацией хоккея России. По мнению вице-президента АКБ "Славянский банк" Максима Белова, "в дальнейшем количество и качество ко-брендовых проектов будет только расти. Более того, по мере укрупнения торговых сетей подобные проекты станут выходить за пределы конкретного банка и реализовываться на уровне платежных систем, как это принято во всем мире".
Оценить преимущества и недостатки каждой из программ вряд ли возможно. Поэтому мы решили составить некий "путеводитель" по ко-брендам, опросив ведущих специалистов "пластикового" бизнеса и самих держателей карт. Всего было оценено 17 проектов 10 российских банков (см. таблицу). Респондентам предложили оценить существующие сегодня ко-брендовые программы по четырем критериям (удобство в использовании, целесообразность ко-бренда именно с таким партнером, успех проведенной рекламной программы продукта, а также общую эффективность проекта). Максимальная оценка -- 5, минимальная -- 1. При расчете рейтинга каждый из критериев в зависимости от собственной значимости получил определенный вес (общая сумма равна единице -- см. ниже).
Результаты рейтинга оказались вполне предсказуемыми. Лидирующие позиции заняли наиболее "старые" ко-брендовые программы. Видимо, многолетняя реклама дала свои плоды.
Лучшим ко-брендовым проектом (4,94 балла по пятибалльной шкале) единогласно признан единственный в своем роде "ресторанный пластик" Гута-банка и сети ресторанов "РосИнтер Ресторантс" ("Ростик'с", "Планета Суши", "Патио-Пицца" и другие). Эта карта была впервые выпущена в ноябре 2002 года на основе бонусной программы "Почетный гость", действовавшей с 1998 года. Клиентам предлагается на выбор открыть либо VISA Electron, либо VISA Classic. На сегодняшний день выпущено около 75 тыс. карт. Суть проекта -- накопление бонусных баллов при оплате товаров и услуг (1--10% от суммы счета), которые впоследствии обмениваются на бесплатный обед.
Почетное второе место досталось пионеру ко-брендинга -- МДМ-Банку (4,72 балла), договорившемуся в 1999 году о совместном "пластике" с супермаркетом "Седьмой континент". Сегодня держателями таких карточек являются более 60 тыс. человек. Напомним, по карте круглосуточно предоставляется скидка в размере 5% от суммы покупки, а по будням к ней добавляется дисконт "счастливого часа" (с 7 до 13 часов) -- в сумме набегает до 10%.
Популярным также был признан и проект банка "Русский стандарт" с торговой сетью "Мир" на базе карты MasterCard Standard. Несмотря на то, что сама программа запущена лишь в апреле 2003 года, дисконтные карты "Мира" работают еще с 1994--1995 годов. Банк бесплатно обменивает дисконт на ко-брендинг, при этом размер скидки тот же -- 5% от стоимости покупки. Кроме того, карты "Мир -- Русский стандарт" -- кредитные с максимальным лимитом в 50 тыс. рублей (ставка по займу -- 29% годовых в рублях).
Рейтинг ко-брендовых карт российских банков
Название банка | Компания-партнер | Удобство программы для клиента | Целесообразность проекта | Маркетинговая поддержка | Эффективность проекта | Итого |
---|---|---|---|---|---|---|
Гута-банк | "РосИнтер Ресторантс" | 2,08 | 0,47 | 1 | 1,39 | 4,94 |
МДМ-Банк | Сеть магазинов "Седьмой континент" | 2,04 | 0,49 | 0,93 | 1,26 | 4,72 |
"Русский стандарт" | Сеть магазинов "Мир" | 1,8 | 0,42 | 0,76 | 1,17 | 4,15 |
"Русский стандарт" | "Аэрофлот" | 1,55 | 0,4 | 0,68 | 1,29 | 3,92 |
Сбербанк | "Аэрофлот" | 1,42 | 0,38 | 0,67 | 1,29 | 3,76 |
Собинбанк | Международная конфедерация студенческого туризма (ISIC) | 1,35 | 0,33 | 0,55 | 1,29 | 3,52 |
Гута-банк | Служба доставки 77 | 1,36 | 0,37 | 0,6 | 1,14 | 3,47 |
"Русский стандарт" | ЦУМ | 1,46 | 0,31 | 0,67 | 1,02 | 3,46 |
АКБ "Славянский банк" | WellCare | 1,35 | 0,31 | 0,42 | 1,35 | 3,43 |
Промстройбанк | Международная конфедерация студенческого туризма (ISIC) | 1,14 | 0,33 | 0,54 | 1,29 | 3,3 |
Гута-банк | "Ростелеком" | 1,3 | 0,3 | 0,51 | 1,18 | 3,29 |
"Зенит" | ТЦ "Кунцево" | 1,06 | 0,26 | 0,44 | 1,38 | 3,14 |
Собинбанк | Аэропорт "Домодедово" | 1,15 | 0,31 | 0,47 | 1,05 | 2,98 |
Мастер-банк | Автосалон "Арбат-авто" | 1,07 | 0,26 | 0,38 | 1,23 | 2,94 |
АКБ "Славянский банк" | "ЛогоВАЗ Беляево" | 1,05 | 0,23 | 0,42 | 1,17 | 2,87 |
Мастер-банк | Бюро путешествий Avantix.ru | 1,06 | 0,26 | 0,44 | 1,08 | 2,84 |
Газпромбанк | ГУМ | 1,13 | 0,28 | 0,42 | 0,81 | 2,64 |
Тарифа на обслуживание ко-брэндовых пластиковых карт в российских банках
Название банка | Компания-партнер | Платежная система | Вид карточки | Размер предоставляемой скидки (% от суммы покупки) | Стоимость изготовления и годового обслуживания (первый год/последующие годы, $) | Минимальный первоначальный взнос на счет ($) | Неснижаемый остаток ($) | Комиссия за снятие наличных ($)в «своих» / «чужих» банкоматах (%) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
МДМ-банк | «Седьмой континент» | VISA | Electron | 5-12 | -- | 20 | - | 0,9/1, min $3 |
Газпромбанк | ГУМ | VISA | Electron | 3-12 | 5/4 | - | - | 0/1, min $2,5 |
АКБ «Славянский банк» | WellCare* | Diners Club | Diners Club International | ** | 150/100 | 1000 | 1000 | 4/4 |
~ | «ЛогоВАЗ Беляево»* | Diners Club | Diners Club International | 10 | 150/100 | 1000 | 1000 | 4/4 |
~ | «Обухов автоцентр» | Diners Club | Diners Club International | *** | 150/100 | 1000 | 1000 | 4/4 |
Гута-банк | «Служба доставки 77» | MasterCard | Cirrus/Maestro | 3 | 5/5**** | - | - | 0,5/1, min $3 |
~ | «Ростелеком» | VISA | Electron | 10 | 5/5 | 5 | - | 0,5/1,min$3 |
~ | «Росинтер Ресторантс» | VISA | Electron | 10 | 5/5**** | 0** | - | 0,5/1,min$3 |
~ | ~ | ~ | Classic | 10 | 20/20**** | 100** | - | 1/1,min$3 |
Собинбанк | ИСТ Лайн Domodedovo Club | MasterCard | Cirrus/Maestro (Pilot, Navigator, Capitan) | 3-15***** | 7/7****** | - | - | 0,5/1, min $2,5 |
~ | ~ | ~ | Standard (Navigator) | 3-15***** | 30/20****** | 250 | - | 0,5/1, min $2,5 |
~ | ~ | ~ | Gold (Capitan) | 3-20***** | 100/80****** | 3000 | - | 0,5/1, min $2,5 |
~ | Международная конфедерация студенческого туризма (ISIC) | VISA | Electron | 3-100 | 7/7 | 5 | - | 0,5/1, min $2,5 |
Мастер-банк | Автосалон «Арбат-авто» | MasterCard | Standard | 1-15 | 30/30 | 300 | - | 0,7/1, min $3 |
~ | Бюро путешествий Avantix.ru | VISA | Electron | 5 | 5/5 | - | - | 0-0,2//0,5/1, min$3 |
Зенит | ТЦ «Кунцево» | MasterCard | Standard | 5-20 | - | - | - | 0/1, min $5 |
Промстройбанк СПб | Международная конфедерация студенческого туризма (ISIC) | VISA | Electron | 5-50 | 7/0 | - | - | 0/1 + $2 |
«Русский Стандарт» ******** | «Аэрофлот – Российские авиалинии» | MasterCard | Standard | *** | 65/65 | - | - | 0-4%/1-5% (min $3) |
~ | ЦУМ | MasterCard | Standard | 5*** | 40/40 | - | - | 0-4%/1-5% (min $3) |
~ | «Мир» | MasterCard | Standard | 5 | 25/25 | - | - | 0-7,9%/1-7,9% (min $3) |
Сбербанк | «Аэрофлот – Российские авиалинии» | VISA | Classic | *** | 25/15 | 250 | - | 0,75/1, min$3******* |
Прочерк – не взимается
ЮЛИЯ АРАКЧЕЕВА
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».