24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Операция "Кооперация""

Архивная публикация 2003 года: "Операция "Кооперация""

Ко-брендовые карточки -- еще один способ экономить на покупках или услугах. Перефразируя известную поговорку "с бренда по скидке -- клиенту капитал".Уже ни для кого не секрет, что обычная платежная карта -- это не только способ расплачиваться за покупки, но и возможность получать различные скидки. Ведь эмитенты карт давно конкурируют между собой не только размерами тарифов на обслуживание карт, но и пакетами дополнительного сервиса. Особенно это касается специальных ко-брендовых карт, которые банк выпускает совместно с компанией-партнером. По принципу действия подобные карты делятся на два типа -- дисконтные и бонусные.
В первом случае клиент просто получает скидку при оплате товаров в компании--партнере банка, во втором -- включается в игру "потрать больше", так как каждый израсходованный рубль превращается в бонусный балл на спецсчете клиента (за снятие наличных в банкоматах баллы не начисляются). Впоследствии этими баллами можно расплачиваться как обычными деньгами или просто получать повышенную скидку.
Сегодня в России существует более 30 ко-брендовых проектов со всевозможными торговыми сетями, автосалонами, телекоммуникационными компаниями, турфирмами и даже Федерацией хоккея России. По мнению вице-президента АКБ "Славянский банк" Максима Белова, "в дальнейшем количество и качество ко-брендовых проектов будет только расти. Более того, по мере укрупнения торговых сетей подобные проекты станут выходить за пределы конкретного банка и реализовываться на уровне платежных систем, как это принято во всем мире".
Оценить преимущества и недостатки каждой из программ вряд ли возможно. Поэтому мы решили составить некий "путеводитель" по ко-брендам, опросив ведущих специалистов "пластикового" бизнеса и самих держателей карт. Всего было оценено 17 проектов 10 российских банков (см. таблицу). Респондентам предложили оценить существующие сегодня ко-брендовые программы по четырем критериям (удобство в использовании, целесообразность ко-бренда именно с таким партнером, успех проведенной рекламной программы продукта, а также общую эффективность проекта). Максимальная оценка -- 5, минимальная -- 1. При расчете рейтинга каждый из критериев в зависимости от собственной значимости получил определенный вес (общая сумма равна единице -- см. ниже).
Результаты рейтинга оказались вполне предсказуемыми. Лидирующие позиции заняли наиболее "старые" ко-брендовые программы. Видимо, многолетняя реклама дала свои плоды.
Лучшим ко-брендовым проектом (4,94 балла по пятибалльной шкале) единогласно признан единственный в своем роде "ресторанный пластик" Гута-банка и сети ресторанов "РосИнтер Ресторантс" ("Ростик'с", "Планета Суши", "Патио-Пицца" и другие). Эта карта была впервые выпущена в ноябре 2002 года на основе бонусной программы "Почетный гость", действовавшей с 1998 года. Клиентам предлагается на выбор открыть либо VISA Electron, либо VISA Classic. На сегодняшний день выпущено около 75 тыс. карт. Суть проекта -- накопление бонусных баллов при оплате товаров и услуг (1--10% от суммы счета), которые впоследствии обмениваются на бесплатный обед.
Почетное второе место досталось пионеру ко-брендинга -- МДМ-Банку (4,72 балла), договорившемуся в 1999 году о совместном "пластике" с супермаркетом "Седьмой континент". Сегодня держателями таких карточек являются более 60 тыс. человек. Напомним, по карте круглосуточно предоставляется скидка в размере 5% от суммы покупки, а по будням к ней добавляется дисконт "счастливого часа" (с 7 до 13 часов) -- в сумме набегает до 10%.
Популярным также был признан и проект банка "Русский стандарт" с торговой сетью "Мир" на базе карты MasterCard Standard. Несмотря на то, что сама программа запущена лишь в апреле 2003 года, дисконтные карты "Мира" работают еще с 1994--1995 годов. Банк бесплатно обменивает дисконт на ко-брендинг, при этом размер скидки тот же -- 5% от стоимости покупки. Кроме того, карты "Мир -- Русский стандарт" -- кредитные с максимальным лимитом в 50 тыс. рублей (ставка по займу -- 29% годовых в рублях).

Рейтинг ко-брендовых карт российских банков

Ко-брендовые карточки -- еще один способ экономить на покупках или услугах. Перефразируя известную поговорку "с бренда по скидке -- клиенту капитал".Уже ни для кого не секрет, что обычная платежная карта -- это не только способ расплачиваться за покупки, но и возможность получать различные скидки. Ведь эмитенты карт давно конкурируют между собой не только размерами тарифов на обслуживание карт, но и пакетами дополнительного сервиса. Особенно это касается специальных ко-брендовых карт, которые банк выпускает совместно с компанией-партнером. По принципу действия подобные карты делятся на два типа -- дисконтные и бонусные.

В первом случае клиент просто получает скидку при оплате товаров в компании--партнере банка, во втором -- включается в игру "потрать больше", так как каждый израсходованный рубль превращается в бонусный балл на спецсчете клиента (за снятие наличных в банкоматах баллы не начисляются). Впоследствии этими баллами можно расплачиваться как обычными деньгами или просто получать повышенную скидку.

Сегодня в России существует более 30 ко-брендовых проектов со всевозможными торговыми сетями, автосалонами, телекоммуникационными компаниями, турфирмами и даже Федерацией хоккея России. По мнению вице-президента АКБ "Славянский банк" Максима Белова, "в дальнейшем количество и качество ко-брендовых проектов будет только расти. Более того, по мере укрупнения торговых сетей подобные проекты станут выходить за пределы конкретного банка и реализовываться на уровне платежных систем, как это принято во всем мире".

Оценить преимущества и недостатки каждой из программ вряд ли возможно. Поэтому мы решили составить некий "путеводитель" по ко-брендам, опросив ведущих специалистов "пластикового" бизнеса и самих держателей карт. Всего было оценено 17 проектов 10 российских банков (см. таблицу). Респондентам предложили оценить существующие сегодня ко-брендовые программы по четырем критериям (удобство в использовании, целесообразность ко-бренда именно с таким партнером, успех проведенной рекламной программы продукта, а также общую эффективность проекта). Максимальная оценка -- 5, минимальная -- 1. При расчете рейтинга каждый из критериев в зависимости от собственной значимости получил определенный вес (общая сумма равна единице -- см. ниже).

Результаты рейтинга оказались вполне предсказуемыми. Лидирующие позиции заняли наиболее "старые" ко-брендовые программы. Видимо, многолетняя реклама дала свои плоды.

Лучшим ко-брендовым проектом (4,94 балла по пятибалльной шкале) единогласно признан единственный в своем роде "ресторанный пластик" Гута-банка и сети ресторанов "РосИнтер Ресторантс" ("Ростик'с", "Планета Суши", "Патио-Пицца" и другие). Эта карта была впервые выпущена в ноябре 2002 года на основе бонусной программы "Почетный гость", действовавшей с 1998 года. Клиентам предлагается на выбор открыть либо VISA Electron, либо VISA Classic. На сегодняшний день выпущено около 75 тыс. карт. Суть проекта -- накопление бонусных баллов при оплате товаров и услуг (1--10% от суммы счета), которые впоследствии обмениваются на бесплатный обед.

Почетное второе место досталось пионеру ко-брендинга -- МДМ-Банку (4,72 балла), договорившемуся в 1999 году о совместном "пластике" с супермаркетом "Седьмой континент". Сегодня держателями таких карточек являются более 60 тыс. человек. Напомним, по карте круглосуточно предоставляется скидка в размере 5% от суммы покупки, а по будням к ней добавляется дисконт "счастливого часа" (с 7 до 13 часов) -- в сумме набегает до 10%.

Популярным также был признан и проект банка "Русский стандарт" с торговой сетью "Мир" на базе карты MasterCard Standard. Несмотря на то, что сама программа запущена лишь в апреле 2003 года, дисконтные карты "Мира" работают еще с 1994--1995 годов. Банк бесплатно обменивает дисконт на ко-брендинг, при этом размер скидки тот же -- 5% от стоимости покупки. Кроме того, карты "Мир -- Русский стандарт" -- кредитные с максимальным лимитом в 50 тыс. рублей (ставка по займу -- 29% годовых в рублях).


Рейтинг ко-брендовых карт российских банков

Название банкаКомпания-партнерУдобство программы для клиентаЦелесообразность проектаМаркетинговая поддержкаЭффективность проектаИтого

Гута-банк"РосИнтер Ресторантс"2,080,4711,394,94

МДМ-БанкСеть магазинов "Седьмой континент"2,040,490,931,264,72

"Русский стандарт"Сеть магазинов "Мир"1,80,420,761,174,15

"Русский стандарт""Аэрофлот"1,550,40,681,293,92

Сбербанк"Аэрофлот"1,420,380,671,293,76

СобинбанкМеждународная конфедерация студенческого туризма (ISIC)1,350,330,551,293,52

Гута-банкСлужба доставки 771,360,370,61,143,47

"Русский стандарт"ЦУМ1,460,310,671,023,46

АКБ "Славянский банк"WellCare1,350,310,421,353,43

ПромстройбанкМеждународная конфедерация студенческого туризма (ISIC)1,140,330,541,293,3

Гута-банк"Ростелеком"1,30,30,511,183,29

"Зенит"ТЦ "Кунцево"1,060,260,441,383,14

СобинбанкАэропорт "Домодедово"1,150,310,471,052,98

Мастер-банкАвтосалон "Арбат-авто"1,070,260,381,232,94

АКБ "Славянский банк""ЛогоВАЗ Беляево"1,050,230,421,172,87

Мастер-банкБюро путешествий Avantix.ru1,060,260,441,082,84

ГазпромбанкГУМ1,130,280,420,812,64

Тарифа на обслуживание ко-брэндовых пластиковых карт в российских банках

Название банкаКомпания-партнерПлатежная системаВид карточкиРазмер предоставляемой скидки (% от суммы покупки)Стоимость изготовления и годового обслуживания (первый год/последующие годы, $)Минимальный первоначальный взнос на счет ($)Неснижаемый остаток ($)Комиссия за снятие наличных ($)в «своих» / «чужих» банкоматах (%)

МДМ-банк«Седьмой континент»VISAElectron5-12--20-0,9/1, min $3

ГазпромбанкГУМVISAElectron3-125/4--0/1, min $2,5

АКБ «Славянский банк»WellCare*Diners ClubDiners Club International**150/100100010004/4

~«ЛогоВАЗ Беляево»*Diners Club Diners Club International10150/100100010004/4

~«Обухов автоцентр»Diners Club Diners Club International***150/100100010004/4

Гута-банк«Служба доставки 77»MasterCardCirrus/Maestro35/5****--0,5/1, min $3

~«Ростелеком»VISAElectron105/55-0,5/1,min$3

~«Росинтер Ресторантс»VISAElectron105/5****0**-0,5/1,min$3

~~~Classic1020/20****100**-1/1,min$3

СобинбанкИСТ Лайн Domodedovo Club MasterCardCirrus/Maestro (Pilot, Navigator, Capitan)3-15*****7/7******--0,5/1, min $2,5

~~~Standard (Navigator)3-15*****30/20******250-0,5/1, min $2,5

~~~Gold (Capitan)3-20*****100/80******3000-0,5/1, min $2,5

~Международная конфедерация студенческого туризма (ISIC)VISA Electron3-1007/75-0,5/1, min $2,5

Мастер-банкАвтосалон «Арбат-авто»MasterCardStandard1-1530/30300-0,7/1, min $3

~Бюро путешествий Avantix.ruVISA Electron55/5--0-0,2//0,5/1, min$3

ЗенитТЦ «Кунцево»MasterCardStandard5-20---0/1, min $5

Промстройбанк СПбМеждународная конфедерация студенческого туризма (ISIC)VISA Electron5-507/0--0/1 + $2

«Русский Стандарт» ********«Аэрофлот – Российские авиалинии»MasterCardStandard***65/65--0-4%/1-5% (min $3)

~ЦУМMasterCardStandard5***40/40--0-4%/1-5% (min $3)

~«Мир»MasterCardStandard525/25--0-7,9%/1-7,9% (min $3)

Сбербанк«Аэрофлот – Российские авиалинии»VISAClassic***25/15250-0,75/1, min$3*******

Прочерк – не взимается

ЮЛИЯ АРАКЧЕЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».