29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ОПЕРАЦИЯ "САЙЕНТОЛОГИЯ""

Архивная публикация 2010 года: "ОПЕРАЦИЯ "САЙЕНТОЛОГИЯ""

Немецкий медиахолдинг ARD в обстановке строгой секретности снял фильм о реальной судьбе бывшего адепта сайентологии. Телевизионщики опасались, что проблемы возникнут еще на этапе съемок. Хайнер фон Ренн мог бы составить весьма удручающий список людей и ценностей, которых он лишился из-за сайентологии: кроме многих тысяч евро, это 10 лет его жизни, первая жена и двое детей.
15 лет спустя после своего ухода из психоимперии он вновь ненадолго оказался в центре событий, происходивших некогда с ним, в атмосфере былых понятий, прежних угроз. История его жизни аутентична, декорации - нет: в помещениях сайентологического центра, воссозданных в съемочном павильоне, телевизионщики сняли драму о том, как разбивается семья в результате своей встречи с сайентологией. Сюжет основан на реальной биографии Ренна, весь коллектив SWR - компании в составе ARD, которой доверили работу над фильмом, - действовал в условиях необычайной секретности.
На указателях, сценарии и даже хлопушках значилось: "Труп в проливе". К кодовому названию прибегли потому, что съемки в ARD решили осуществлять в атмосфере полной секретности. Только на прошлой неделе авторы проекта приоткрыли завесу тайны: во вторник состоялась презентация фильма "Пока не останется ничего", телепремьера которого назначена на 31 марта.
Зрителям впервые покажут игровой фильм, посвященный деятельности сайентологов. Религиозный террор в вечернем телеэфире. Что произошло: у ARD прибавилось мужества? А может, организация сайентологов стала более безобидной?
В последние годы на первой кнопке немецкого телевидения регулярно показывают фильмы на общественно-резонансные темы, такие как "Контерган". И вот настал черед организации, известной своей бесцеремонностью в отношении критиков и журналистов. Но оправдалась ли "упреждающая" паранойя, охватившая ARD?
Карл Бергенгрюн, к компетенции которого в SWR относится производство телефильмов, отстаивает необходимость конспирации: "Организация сайентологов неоднократно и разными способами пыталась разузнать детали проекта. Мы опасались, что они сделают все, чтобы предотвратить показ фильма, пустив в ход юридические средства". По соображениям безопасности проект "максимально долго оставался секретным". Тем не менее легкие приступы мании преследования охватывали группу еще во время съемок.
На площадке рассказывали, что видели своего рода пресс-секретаря сайентологов. Другой случай: один из информантов режиссера Ники Штайна обнаружил, что багажник его автомобиля взломали.
Никаких конкретных подозрений у него не возникло, пока у Штайна не зазвонил телефон. Человек на другом конце провода произнес: "Мы знаем, что вы снимаете фильм о сайентологии", - и положил трубку. Тогда информант вспомнил, что в багажнике были его записные книжки. Свою причастность к инциденту сайентологи отрицают. Больше ничего необычного вроде как не происходило.
Несмотря на это, во время съемок к бывшему адепту сайентологии Ренну вновь вернулось прежнее тягостное чувство. В перерывах между рассказами молчаливый мужчина нередко бросает взгляд на свою нынешнюю жену Астрид, как бы ища помощи. "Мне кажется, это было так", - вступает она, избавляя мужа от необходимости говорить.
Ей тоже пришлось познакомиться с сайентологией - женщина покинула организацию вместе с Ренном, в то время как его первая жена и дети остались там.
У Астрид фон Ренн лучше получается сопоставлять даты, события и имена. Ее супруг в такие моменты кажется человеком, легко теряющим ориентацию в собственном прошлом. Возможно, это отчасти объясняет, как взрослые люди вдруг начинают верить в тэтан и отдавать десятки тысяч евро за витамины или одитинг.
Ренна убедили пройти "коммуникационный курс" в 1984 году, прежде о сайентологии он не слышал. За несколько месяцев до этого последовательницей учения стала его тогдашняя жена, которую "просветил" собственный брат. Только через десять лет Ренн смог уйти из общества. К тому моменту у него были огромные долги, он оказался в социальной изоляции, а отношения с женой настолько разладились, что представляли интерес разве что для суда по делам семьи. Что ж, пусть хотя бы теперь произошедшее обретет смысл, послужит кому-то предостережением, решил Ренн - и согласился участвовать в проекте.
На протяжении 89 минут зрителям с поразительным спокойствием в ретроспективе показывают, как человек попадает в руки сайентологов, а потом борется за право опеки над собственными детьми. Вот Ренн едет в своего рода исправительный лагерь при европейской штаб-квартире сайентологии, вот внезапно исчезает жена - ее "перебрасывают" во флоридскую ячейку организации, вот дочь помещают в тайный интернат.
ARD выделила на съемки 2,5 млн евро. Сотрудник SWR Бергенгрюн потратил средства на тщательный сбор информации, на привлечение хороших актеров и как можно более точную реконструкцию событий.
Некоторые детали изменены, и тем не менее поражает, насколько смело реальный прототип Ренн обращается к своему прошлому. Правда, теперь он боится, что собаку отравят или что окна дома разобьют камнями.
До сих пор снять фильм на такой сюжет считалось нереальным хотя бы по правовым соображениям. Кинематографисты практически не сомневались, что сайентологи добьются судебного запрета на показ. Общественности оставалось лишь упражняться в дебатах о том, не противоречит ли империя сайентологов Конституции, или рассказывать леденящие душу истории о промывке мозгов, практикуемой в подозрительном религиозном сообществе. Третьего было не дано.
Бергенгрюну удалось восполнить этот пробел. По иронии судьбы к действиям его подтолкнул звездный сайентолог и актер Том Круз. В ноябре 2007 года американцу со всеми почестями вручили медиапремию "Бэмби" издательства Burda, что для Бергенгрюна оказалось последней каплей.
Есть, впрочем, и другая причина, по которой столь драматичная тема может появиться в вечернем развлекательном телеэфире только теперь: реальные истории ложатся в основу фильмов лишь спустя определенное время. Наиболее ожесточенные столкновения между немецким обществом и сайентологами остались в прошлом несколько лет назад.
С другой стороны, согласно отчету Ведомства по охране Конституции, организация сайентологов ничуть не стала менее опасной. Многое свидетельствует о "целесообразности наблюдения за ее деятельностью, осуществляемого, прежде всего, силами спецслужб", говорится в решении административного суда Кельна.
До телепремьеры остается несколько недель. На днях фон Ренна вместе с женой пригласили в зрительный зал, чтобы он мог оценить картину раньше других. Хайнер с собакой сел в первый ряд. Когда он увидел, как мужчина на экране, стоя на лестничной клетке, в последний раз смотрит на своего ребенка, на глазах у него появились слезы.
Этой сценой телевизионная драма заканчивается. Жизнь продолжается. После показа Ренн с женой направляются в свою трехкомнатную квартиру на окраине Гамбурга. В детской комнате Астрид фон Ренн складывает белье. Такова реальность их жизни.

Немецкий медиахолдинг ARD в обстановке строгой секретности снял фильм о реальной судьбе бывшего адепта сайентологии. Телевизионщики опасались, что проблемы возникнут еще на этапе съемок. Хайнер фон Ренн мог бы составить весьма удручающий список людей и ценностей, которых он лишился из-за сайентологии: кроме многих тысяч евро, это 10 лет его жизни, первая жена и двое детей.
15 лет спустя после своего ухода из психоимперии он вновь ненадолго оказался в центре событий, происходивших некогда с ним, в атмосфере былых понятий, прежних угроз. История его жизни аутентична, декорации - нет: в помещениях сайентологического центра, воссозданных в съемочном павильоне, телевизионщики сняли драму о том, как разбивается семья в результате своей встречи с сайентологией. Сюжет основан на реальной биографии Ренна, весь коллектив SWR - компании в составе ARD, которой доверили работу над фильмом, - действовал в условиях необычайной секретности.
На указателях, сценарии и даже хлопушках значилось: "Труп в проливе". К кодовому названию прибегли потому, что съемки в ARD решили осуществлять в атмосфере полной секретности. Только на прошлой неделе авторы проекта приоткрыли завесу тайны: во вторник состоялась презентация фильма "Пока не останется ничего", телепремьера которого назначена на 31 марта.
Зрителям впервые покажут игровой фильм, посвященный деятельности сайентологов. Религиозный террор в вечернем телеэфире. Что произошло: у ARD прибавилось мужества? А может, организация сайентологов стала более безобидной?
В последние годы на первой кнопке немецкого телевидения регулярно показывают фильмы на общественно-резонансные темы, такие как "Контерган". И вот настал черед организации, известной своей бесцеремонностью в отношении критиков и журналистов. Но оправдалась ли "упреждающая" паранойя, охватившая ARD?
Карл Бергенгрюн, к компетенции которого в SWR относится производство телефильмов, отстаивает необходимость конспирации: "Организация сайентологов неоднократно и разными способами пыталась разузнать детали проекта. Мы опасались, что они сделают все, чтобы предотвратить показ фильма, пустив в ход юридические средства". По соображениям безопасности проект "максимально долго оставался секретным". Тем не менее легкие приступы мании преследования охватывали группу еще во время съемок.
На площадке рассказывали, что видели своего рода пресс-секретаря сайентологов. Другой случай: один из информантов режиссера Ники Штайна обнаружил, что багажник его автомобиля взломали.
Никаких конкретных подозрений у него не возникло, пока у Штайна не зазвонил телефон. Человек на другом конце провода произнес: "Мы знаем, что вы снимаете фильм о сайентологии", - и положил трубку. Тогда информант вспомнил, что в багажнике были его записные книжки. Свою причастность к инциденту сайентологи отрицают. Больше ничего необычного вроде как не происходило.
Несмотря на это, во время съемок к бывшему адепту сайентологии Ренну вновь вернулось прежнее тягостное чувство. В перерывах между рассказами молчаливый мужчина нередко бросает взгляд на свою нынешнюю жену Астрид, как бы ища помощи. "Мне кажется, это было так", - вступает она, избавляя мужа от необходимости говорить.
Ей тоже пришлось познакомиться с сайентологией - женщина покинула организацию вместе с Ренном, в то время как его первая жена и дети остались там.
У Астрид фон Ренн лучше получается сопоставлять даты, события и имена. Ее супруг в такие моменты кажется человеком, легко теряющим ориентацию в собственном прошлом. Возможно, это отчасти объясняет, как взрослые люди вдруг начинают верить в тэтан и отдавать десятки тысяч евро за витамины или одитинг.
Ренна убедили пройти "коммуникационный курс" в 1984 году, прежде о сайентологии он не слышал. За несколько месяцев до этого последовательницей учения стала его тогдашняя жена, которую "просветил" собственный брат. Только через десять лет Ренн смог уйти из общества. К тому моменту у него были огромные долги, он оказался в социальной изоляции, а отношения с женой настолько разладились, что представляли интерес разве что для суда по делам семьи. Что ж, пусть хотя бы теперь произошедшее обретет смысл, послужит кому-то предостережением, решил Ренн - и согласился участвовать в проекте.
На протяжении 89 минут зрителям с поразительным спокойствием в ретроспективе показывают, как человек попадает в руки сайентологов, а потом борется за право опеки над собственными детьми. Вот Ренн едет в своего рода исправительный лагерь при европейской штаб-квартире сайентологии, вот внезапно исчезает жена - ее "перебрасывают" во флоридскую ячейку организации, вот дочь помещают в тайный интернат.
ARD выделила на съемки 2,5 млн евро. Сотрудник SWR Бергенгрюн потратил средства на тщательный сбор информации, на привлечение хороших актеров и как можно более точную реконструкцию событий.
Некоторые детали изменены, и тем не менее поражает, насколько смело реальный прототип Ренн обращается к своему прошлому. Правда, теперь он боится, что собаку отравят или что окна дома разобьют камнями.
До сих пор снять фильм на такой сюжет считалось нереальным хотя бы по правовым соображениям. Кинематографисты практически не сомневались, что сайентологи добьются судебного запрета на показ. Общественности оставалось лишь упражняться в дебатах о том, не противоречит ли империя сайентологов Конституции, или рассказывать леденящие душу истории о промывке мозгов, практикуемой в подозрительном религиозном сообществе. Третьего было не дано.
Бергенгрюну удалось восполнить этот пробел. По иронии судьбы к действиям его подтолкнул звездный сайентолог и актер Том Круз. В ноябре 2007 года американцу со всеми почестями вручили медиапремию "Бэмби" издательства Burda, что для Бергенгрюна оказалось последней каплей.
Есть, впрочем, и другая причина, по которой столь драматичная тема может появиться в вечернем развлекательном телеэфире только теперь: реальные истории ложатся в основу фильмов лишь спустя определенное время. Наиболее ожесточенные столкновения между немецким обществом и сайентологами остались в прошлом несколько лет назад.
С другой стороны, согласно отчету Ведомства по охране Конституции, организация сайентологов ничуть не стала менее опасной. Многое свидетельствует о "целесообразности наблюдения за ее деятельностью, осуществляемого, прежде всего, силами спецслужб", говорится в решении административного суда Кельна.
До телепремьеры остается несколько недель. На днях фон Ренна вместе с женой пригласили в зрительный зал, чтобы он мог оценить картину раньше других. Хайнер с собакой сел в первый ряд. Когда он увидел, как мужчина на экране, стоя на лестничной клетке, в последний раз смотрит на своего ребенка, на глазах у него появились слезы.
Этой сценой телевизионная драма заканчивается. Жизнь продолжается. После показа Ренн с женой направляются в свою трехкомнатную квартиру на окраине Гамбурга. В детской комнате Астрид фон Ренн складывает белье. Такова реальность их жизни.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама