23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 1999 года: "Опошленная таможня"

Архивная публикация 1999 года: "Опошленная таможня"

Возможно ли изменить ситуацию? Об этом "Профилю" рассказывает бывший председатель ГТК Валерий ДРАГАНОВ.Таможенная служба, по своей сути, должна выполнять целый ряд функций. И фискальная роль таможни лишь одно из звеньев цепи, причем далеко не главное. Основная же ее роль -- быть экономическим регулятором, способствовать протекционизму в интересах национальной промышленности и т.п.
Нужно отметить, что все российские правительства -- и гайдаровское, и черномырдинское, и примаковское -- это вроде бы понимали. Но крен в сторону "фиска" на таможне наметился в самом начале 90-х годов и до настоящего момента только укреплялся.
Достаточно сказать, что около 40% доходной части бюджета -- деньги таможни. Такого нет ни в одной стране мира. И это свидетельствует о крайней слабости нашей экономики. Делать ставку на таможенные поступления и деньги "Газпрома" -- губительный путь.
Примеров того, как неумелая таможенная политика вгоняет в депрессию национальную промышленность и сельское хозяйство, масса.
Так, мы по-прежнему не хотим видеть проблем сельского хозяйства и увязки этих вопросов с тарифами. Например, петрушку до сих пор ввозят из Турции. Это ли не абсурд? При том, что отечественный производитель загибается. А средство есть: пошла петрушка из Турции -- 5000% пошлины. И пусть такая пошлина сохранится, пока наша петрушка не вернется на базар. Или, например, клубника. Понятно, что у нас она появляется не как в Париже -- круглый год в шесть утра, а только летом и держится в течение двух-трех месяцев. Но пусть на эти месяцы будет сезонная запретительная пошлина на импорт. Чтобы эта стеклянная испанская и марокканская клубника не вытесняла нашу.
Я считаю, что многие импортные продукты, особенно не первой необходимости (например, кондитерские изделия и т.п.), облагаются по заниженной ставке. А вот, например, оборудование для маслопереработки вообще налогами облагать не нужно. Потому что подсолнечник -- одна из немногих российских сельскохозяйственных культур, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке. При этом подсолнечное масло мы почему-то закупаем. Так вот, когда не облагаемое пошлинами оборудование для маслопереработки завезут и оно начнет работать, надо обложить импорт подсолнечного масла максимально высокой пошлиной.
Есть примеры и из других отраслей хозяйства. Так, например, мы практически потеряли рынок международных перевозок по Европе. Причем уступили его странам Балтии, которые и грузовиков-то своих не производят. Произошло это потому, что решили вдруг "поддержать" отечественных производителей грузовых автомобилей. Обложили импорт западных грузовиков практически запретительной пошлиной. Наши "ГАЗы" и "ЗИЛы" от этого выиграли мало. Зато отечественные перевозчики остались без хорошей, соответствующей международным стандартам техники (отечественные грузовики просто не пускают в Европу из-за несоответствия экологическим нормам.-- "Профиль"). Поэтому те грузы, которые возило раньше "Совтрансавто", теперь возят прибалтийские компании, которые в свое время ввели символическую пошлину на европейские грузовики. То есть мы и перевозчиков разорили, и автомобилестроение не подняли.
Вывод прост: нужно поддерживать лишь те отрасли, которые имеют перспективы развития. Тем, которые не имеют таковых, никакая тарифная политика не поможет.
Многие глобальные вопросы государственной экономической политики, в том числе и тарифного регулирования, решаются на бегу. Правительство не дает себе труда серьезно разобраться в вопросе, проанализировать все "за" и "против". Кроме того, у нас до сих пор нет законодательно закрепленной программы развития экономики. А ведь только в рамках четкой стратегической программы возможно построить нормальную систему таможенного и тарифного регулирования.
В чем состоит такое регулирование?
Первое. Нормальная таможенно-тарифная политика должна учитывать потребности текущего момента. Они вполне очевидны: баланс интересов бюджета, производителя и потребителя. И контроль за безопасностью потребления, чтобы не допустить проникновения в страну некачественной продукции. Поэтому необходимо, чтобы в обсуждении ставки таможенного тарифа участвовали не только и не столько правительственные органы. Ведь сейчас этим занимаются лишь федеральные министерства, которые по определению не могут учесть интересы отечественных производителей разных отраслей в комплексе. Подтверждение тому смотри выше в примере с грузовыми автоперевозками в Европе.
Иерархия принятия решений должна быть следующей. Во-первых, выработка концепции развития экономики и в ее контексте -- таможенной политики. Во-вторых, принятие нескольких основополагающих законов, изменения в закон об иностранных инвестициях, внешнеэкономической деятельности, валютном регулировании и в закон о таможенном тарифе, а также новый Таможенный кодекс. Кроме того, большую роль будет играть принятие закона о разделе продукции.
Необходимо в этой связи создание полномочного таможенно-тарифного совета, в который войдут представители металлургии, легкой промышленности, автомобилестроения, представители челночного бизнеса, регионов. На основе многосторонних консультаций в рамках совета и должны приниматься оптимальные для экономики решения. В организационном плане этого вполне достаточно.
Другой вопрос, что органы исполнительной власти должны понять необходимость создания подобного органа. Надо начинать открытую дискуссию, надо проговаривать вслух все проблемы таможенной политики, так как у нас исторически сложилось, что роль таможни в вопросах пополнения бюджета очень весома. Это нужно обсуждать в СМИ, так как таможенная политика напрямую воздействует на ценообразование, мешает производителю и, наконец, создает -- в своем нынешнем виде -- почву для возникновения преступных связей. Поэтому вопрос таможенной политики лежит в плоскости общественного интереса.
Второй элемент нормальной таможенно-тарифной политики, на мой взгляд, подразумевает уменьшение средневзвешенной тарифной ставки (то есть некоего среднего арифметического ставки на разные группы товаров с учетом объема их импорта и экспорта.-- "Профиль") до уровня, существующего в экономически развитых странах.
В любом случае тарифно-таможенная политика должна быть изменена в сторону уменьшения таможенных ставок. Во-первых, это требование МВФ и ВТО, куда мы стремимся, а во-вторых, это стимулирует финансовую деятельность всех субъектов экономической деятельности. И рассказы о том, что это губительно скажется на бюджете,-- плод чьего-то воспаленного воображения. Далеко не факт, что сбалансированные тарифы приведут к уменьшению поступлений в бюджет. А даже если и приведут, то лишь на небольшой срок. Ведь они естественным образом будут компенсироваться развивающимися промышленностью и сельским хозяйством. Потому что, подчеркиваю еще раз, доходная часть бюджета не должна складываться из одних таможенных сборов. Надо определить приоритеты развития промышленности, установив их законодательным актом.
Другими словами, большинство наших бед -- от отсутствия цельной, законодательно утвержденной программы технического прогресса. А если бы такая программа была, роль Таможенного комитета в пополнении доходов государства стала бы адекватной.

Возможно ли изменить ситуацию? Об этом "Профилю" рассказывает бывший председатель ГТК Валерий ДРАГАНОВ.Таможенная служба, по своей сути, должна выполнять целый ряд функций. И фискальная роль таможни лишь одно из звеньев цепи, причем далеко не главное. Основная же ее роль -- быть экономическим регулятором, способствовать протекционизму в интересах национальной промышленности и т.п.

Нужно отметить, что все российские правительства -- и гайдаровское, и черномырдинское, и примаковское -- это вроде бы понимали. Но крен в сторону "фиска" на таможне наметился в самом начале 90-х годов и до настоящего момента только укреплялся.

Достаточно сказать, что около 40% доходной части бюджета -- деньги таможни. Такого нет ни в одной стране мира. И это свидетельствует о крайней слабости нашей экономики. Делать ставку на таможенные поступления и деньги "Газпрома" -- губительный путь.

Примеров того, как неумелая таможенная политика вгоняет в депрессию национальную промышленность и сельское хозяйство, масса.

Так, мы по-прежнему не хотим видеть проблем сельского хозяйства и увязки этих вопросов с тарифами. Например, петрушку до сих пор ввозят из Турции. Это ли не абсурд? При том, что отечественный производитель загибается. А средство есть: пошла петрушка из Турции -- 5000% пошлины. И пусть такая пошлина сохранится, пока наша петрушка не вернется на базар. Или, например, клубника. Понятно, что у нас она появляется не как в Париже -- круглый год в шесть утра, а только летом и держится в течение двух-трех месяцев. Но пусть на эти месяцы будет сезонная запретительная пошлина на импорт. Чтобы эта стеклянная испанская и марокканская клубника не вытесняла нашу.

Я считаю, что многие импортные продукты, особенно не первой необходимости (например, кондитерские изделия и т.п.), облагаются по заниженной ставке. А вот, например, оборудование для маслопереработки вообще налогами облагать не нужно. Потому что подсолнечник -- одна из немногих российских сельскохозяйственных культур, которые являются конкурентоспособными на мировом рынке. При этом подсолнечное масло мы почему-то закупаем. Так вот, когда не облагаемое пошлинами оборудование для маслопереработки завезут и оно начнет работать, надо обложить импорт подсолнечного масла максимально высокой пошлиной.

Есть примеры и из других отраслей хозяйства. Так, например, мы практически потеряли рынок международных перевозок по Европе. Причем уступили его странам Балтии, которые и грузовиков-то своих не производят. Произошло это потому, что решили вдруг "поддержать" отечественных производителей грузовых автомобилей. Обложили импорт западных грузовиков практически запретительной пошлиной. Наши "ГАЗы" и "ЗИЛы" от этого выиграли мало. Зато отечественные перевозчики остались без хорошей, соответствующей международным стандартам техники (отечественные грузовики просто не пускают в Европу из-за несоответствия экологическим нормам.-- "Профиль"). Поэтому те грузы, которые возило раньше "Совтрансавто", теперь возят прибалтийские компании, которые в свое время ввели символическую пошлину на европейские грузовики. То есть мы и перевозчиков разорили, и автомобилестроение не подняли.

Вывод прост: нужно поддерживать лишь те отрасли, которые имеют перспективы развития. Тем, которые не имеют таковых, никакая тарифная политика не поможет.

Многие глобальные вопросы государственной экономической политики, в том числе и тарифного регулирования, решаются на бегу. Правительство не дает себе труда серьезно разобраться в вопросе, проанализировать все "за" и "против". Кроме того, у нас до сих пор нет законодательно закрепленной программы развития экономики. А ведь только в рамках четкой стратегической программы возможно построить нормальную систему таможенного и тарифного регулирования.

В чем состоит такое регулирование?

Первое. Нормальная таможенно-тарифная политика должна учитывать потребности текущего момента. Они вполне очевидны: баланс интересов бюджета, производителя и потребителя. И контроль за безопасностью потребления, чтобы не допустить проникновения в страну некачественной продукции. Поэтому необходимо, чтобы в обсуждении ставки таможенного тарифа участвовали не только и не столько правительственные органы. Ведь сейчас этим занимаются лишь федеральные министерства, которые по определению не могут учесть интересы отечественных производителей разных отраслей в комплексе. Подтверждение тому смотри выше в примере с грузовыми автоперевозками в Европе.

Иерархия принятия решений должна быть следующей. Во-первых, выработка концепции развития экономики и в ее контексте -- таможенной политики. Во-вторых, принятие нескольких основополагающих законов, изменения в закон об иностранных инвестициях, внешнеэкономической деятельности, валютном регулировании и в закон о таможенном тарифе, а также новый Таможенный кодекс. Кроме того, большую роль будет играть принятие закона о разделе продукции.

Необходимо в этой связи создание полномочного таможенно-тарифного совета, в который войдут представители металлургии, легкой промышленности, автомобилестроения, представители челночного бизнеса, регионов. На основе многосторонних консультаций в рамках совета и должны приниматься оптимальные для экономики решения. В организационном плане этого вполне достаточно.

Другой вопрос, что органы исполнительной власти должны понять необходимость создания подобного органа. Надо начинать открытую дискуссию, надо проговаривать вслух все проблемы таможенной политики, так как у нас исторически сложилось, что роль таможни в вопросах пополнения бюджета очень весома. Это нужно обсуждать в СМИ, так как таможенная политика напрямую воздействует на ценообразование, мешает производителю и, наконец, создает -- в своем нынешнем виде -- почву для возникновения преступных связей. Поэтому вопрос таможенной политики лежит в плоскости общественного интереса.

Второй элемент нормальной таможенно-тарифной политики, на мой взгляд, подразумевает уменьшение средневзвешенной тарифной ставки (то есть некоего среднего арифметического ставки на разные группы товаров с учетом объема их импорта и экспорта.-- "Профиль") до уровня, существующего в экономически развитых странах.

В любом случае тарифно-таможенная политика должна быть изменена в сторону уменьшения таможенных ставок. Во-первых, это требование МВФ и ВТО, куда мы стремимся, а во-вторых, это стимулирует финансовую деятельность всех субъектов экономической деятельности. И рассказы о том, что это губительно скажется на бюджете,-- плод чьего-то воспаленного воображения. Далеко не факт, что сбалансированные тарифы приведут к уменьшению поступлений в бюджет. А даже если и приведут, то лишь на небольшой срок. Ведь они естественным образом будут компенсироваться развивающимися промышленностью и сельским хозяйством. Потому что, подчеркиваю еще раз, доходная часть бюджета не должна складываться из одних таможенных сборов. Надо определить приоритеты развития промышленности, установив их законодательным актом.

Другими словами, большинство наших бед -- от отсутствия цельной, законодательно утвержденной программы технического прогресса. А если бы такая программа была, роль Таможенного комитета в пополнении доходов государства стала бы адекватной.

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».