Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Оптимистическая трагедия"

На прошлой неделе «Мосфильм» продлил сроки конкурса на лучший сценарий о сельской жизни до конца декабря. К участию в конкурсе допускаются только оптимисты. Поэтому участников этого, как и многих других «духоподъемных» конкурсов, слишком мало для того, чтобы определить победителя.
Первыми догадались, что в действительности все не так плохо, как на самом деле, издательство «Вагриус» и фонд «Открытая Россия», финансируемый ЮКОСом. В прошлом году они объявили конкурс «Жизнь состоявшихся людей». Жюри рассматривало романы, формирующие положительный образ человека дела в современной России. Проще говоря, писателей просили воспеть нарождающийся средний класс и литературными средствами доказать, что в нашей стране может стать богатым и честный человек. Призовой фонд конкурса составил чуть больше $12 тыс. Пришло около 100 рукописей. К разочарованию учредителей, в большинстве из них повествовалось о трудовых буднях наемных работников. Изобразить белыми и пушистыми собственников бизнеса оказалось под силу немногим. Романы «Право на выбор» (о владельце заводика по производству кафельной плитки) и «Рынок тщеславия» (о жизни мелкооптового рынка) получили обещанные премии, книжки напечатали тиражом по 5 тыс. экземпляров и завезли в магазины. Но то ли в самих книжках оптимизма не хватило, то ли в читателях — бестселлерами эти шедевры не стали.

Вскоре чего-то большого и светлого захотелось каналу НТВ и издательству «Пальмира». Они объявили конкурс «Российский сюжет—2004». В прошлом году по призыву «Пальмиры» писатели уже соревновались в написании романов на тему «Кому на Руси жить хорошо». Но произведения тогдашних победителей категорически не раскупались. Уж телевидение-то, решили в «Пальмире», сможет донести образ светлого настоящего до потребителя. Как говорится, посмотрим…
Привлечь творцов, отображающих положительные тенденции, должен солидный призовой фонд — $70 тыс. Работы принимаются до 21 марта. Однако, как признается член Совета экспертов конкурса Наталья Сиривля, пока что очереди из желающих предоставить рукопись не наблюдается.

Киноконцерн «Мосфильм» тоже не мог молчать и вместе с Российским аграрным движением объявил конкурс сценариев о жизни в деревне. На смену перестроечной распутинской «Матере» с ее упадническими настроениями непременно должны прийти, ну, скажем, задорные «Свинарка и пастух». Время, знаете ли, не то, чтобы печалиться. Вот и суровый язык постановления о конкурсе требует показать «позитивные экономические и общественные преобразования вне города». Нового певца деревни ждет приз $10 тыс. и запуск сценария в производство. Предполагалось, что к концу года торжественно подведут результаты. Однако до сих пор выбирать не из чего.

Зачем продюсерам и издателям понадобились истории о нашем светлом настоящем — вопрос, конечно, интересный. Во-первых, они как бы искренне верят в то, что от благодати в книгах и на экране хорошая жизнь начнется в реальности. Психологи ведь уверяют, что если замерзающий человек будет твердить, что ему жарко, то и вправду станет теплее. «Я вспоминаю Голливуд 30-х годов. Роль, которую он сыграл в выходе Америки из Великой депрессии, огромна. Потому что штамповались (это был социальный заказ) фильмы о гениальном, отвязном, простом, отважном одиночке, который все смог, все преодолел», — говорит Ирина Ясина, директор просветительских проектов фонда «Открытая Россия».

Во-вторых, продюсеры полагают, что оптимизм будет хорошо продаваться. Печальный опыт предыдущего провала не смущает. В конце концов, если нынешнее поколение не читает книжек, то оно ходит в кино и сидит у телеэкрана. Вот и социологи говорят: пора казать народу счастье. По данным компании Romir население уверено, что в жизни все не так плохо, как в кино: 55% россиян не хотят жить в таком мире, какой им показывают по телевизору. А на вопрос о том, в какой мере в современных российских сериалах отражаются переживания и стремления реальных людей, 70% респондентов ответили: «ни в какой».

По всей видимости, чаяния народа скоро сбудутся. Если не благодаря оптимистическим конкурсам, то путем прямого социального заказа. В Курганинске, например, уже приступили к съемкам фильма «Кубанские казаки-2». Сценаристка Мария Мареева записалась в оптимистки без конкурса — за твердый гонорар по заказу и при финансовой поддержке губернатора Кубани Ткачева. Снимать кино взялся сам Марк Рудинштейн. Участвуют в съемках и Клара Лучко, и Владлен Давыдов, правда, уже в ролях второго плана. Глядишь, скоро опять вся страна запоет: «Ой, цветет калина». Хотя сегодня уже доподлинно известно, что оптимист — это плохо информированный пессимист.

Игорь Иртеньев, поэт
«Ощущения конца все же нету до конца»

«Профиль»: Как вы относитесь к творческим конкурсам на позитивное изображение действительности?

Игорь Иртеньев: Лично я в них участия не принимаю. Считаю, что действительность нельзя улучшить путем ее позитивного изображения. Глупо это как-то. Действительность первична, искусство — вторично. Если в жизни образуются положительные тенденции, они сами собой проявятся в книгах и на экране. Вообще, понятно, откуда ветер дует во всех этих конкурсах. Призовой фонд и все такое. Хотя работы, которые отправляют на конкурс, в принципе, заслуживают внимания. «Вагриус», например, и не собирался изобразить в оптимистическом свете всю нынешнюю жизнь, а просто хотел несколько соскрести с лица бизнеса налипшую к нему грязь. Я читал произведения, пришедшие на конкурс. Среди них были вполне ироничные вещи.

«П.»: Многие считают, что в жизни все не так плохо, как в кино, которое нам непрерывно демонстрируют. А вы что думаете?

И.И.: Я, честно говоря, не очень хорошо знаю жизнь. Особенно за пределами Москвы. По моему личному ощущению, на экране действительно перебор криминала. Но он есть, потому что есть спрос. Лично я это не смотрю. Однако это навязывают и к этому привыкают.

«П.»: А если будут навязывать оптимистические истории, к ним привыкнут?

И.И.: Настоящее художественное произведение не может быть основано на одном позитиве. Или на одном негативе. И то и другое — продукт не столько художественный, сколько идеологический. Настоящие вещи представляют жизнь во всем многообразии.

«П.»: А какие-нибудь «Покровские ворота», например? Разве этот фильм не укладывается в такое позитивистское видение жизни?

И.И.: Ну, он задумывался как ретро-кино. А ретро всегда окрашено в светлые ностальгические цвета.

«П.»: Вы лично видите в жизни какие-то положительные тенденции? Хотя бы в вашей собственной?

И.И.: Разумеется, вижу. Жизнь стала более вариантной, хотя сейчас часы пошли назад. Но все-таки есть сегодня место частной инициативе. Я могу свободно путешествовать. У меня есть частная собственность, та же приватизированная квартира. И это радует. Хотя тенденция к возвращению однопартийной системы огорчает. Я вам один стишок на эту тему прочитать хочу. Оптимистичный, в общем-то, как и заказывали:
«Все накрылось медным тазом,
Но покуда тлеет разум
Ощущения конца
Все же нету до конца».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK