Наверх
10 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Оптимизация вместо оптимизма"

Кризис — время неспокойное и не подходящее для смены обстановки. Повсеместные сокращения, сворачивание проектов, неопределенность и тревога, царящие в сфере бизнеса, не способствуют росту рынка офисной мебели. Тем не менее даже этот период может стать просто рабочим моментом, если нацелиться на конструктивное преодоление проблем.По оценкам экспертов, объем рынка офисной мебели в этом году останется на уровне 2007 года и составит с небольшой погрешностью (в размере нескольких процентов) около 850 млн евро. Анализируя развитие сегмента в 2008 году, опрошенные «Профилем» участники рынка отмечали нестабильность показателей на протяжении уходящего года. Генеральный директор Группы компаний ЮНИТЕКС Алексей Вышкварко говорит, что «весь рост рынка произошел в первом полугодии, даже в первые месяцы года. По нашей информации, в 2008 году многие игроки рынка не смогут повторить результат прошлого года, который был очень успешным для ведущих компаний и рынка в целом». С коллегой согласна и Яна Шамбер, заместитель директора компании «Камбио» по продажам и маркетингу: «Хорошее начало года было нивелировано серьезной просадкой во втором полугодии. Конечно, здесь сказывается влияние кризиса. Например, в то время как бюджетные организации увеличивают финансирование, коммерческие фирмы задерживают оплату или просят 100-процентное кредитование проекта. В такой ситуации сложно давать однозначно оптимистичные прогнозы».
   К слову сказать, на протяжении нескольких последних лет мебельщики привыкли именно к таким прогнозам. В 2004—2007 годах показатели роста рынка офисной мебели доходили до 20% в год. Рост экономики в целом стимулировал развитие офисного сегмента. Растущие организации нуждались в мебели, строительство коммерческой недвижимости в столице и крупных городах шло опережающими темпами, одновременно с этим российский бизнес приобретал цивилизованное лицо, что отражалось на изменении подхода к организации офисного пространства. «Однако в 2007 году наметилась тенденция к замедлению динамики, — говорит Антон Терентьев, генеральный директор компании ФЕЛИКС. — В 2007 году рост уменьшился до 10—15%, а в этом году практически остановился, что связано, с одной стороны, с наступлением фазы насыщения, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, с другой — с влиянием мирового кризиса».
   Температура по рынку
   Алексей Вышкварко считает, что «рынок офисной мебели чутко реагирует на кризис, так как является индикатором делового оптимизма в стране». Стагнация на рынке коммерческой недвижимости ощутимо ударила по мебельщикам. Девелоперы заморозили многие проекты, ввод офисных площадей замедлился, да и спрос на готовые офисы заметно «просел». По словам Алексея Вышкварко, «падение спроса на офисную мебель в новые офисы компании ощутили еще весной». С течением времени ситуация только усугубилась. Антон Терентьев объясняет разницу между поведением корпоративных и частных покупателей в период кризиса: «Если брать товары массового спроса, то кризис в какой-то мере может даже подстегнуть покупательскую активность. Получая информацию о проблемах в банках и памятуя о падении рубля в 1998 году, многие принимают решение изъять сбережения из банков и сделать крупные покупки, которые ранее откладывались. В сегменте офисной мебели корпоративные клиенты ведут себя несколько иначе и не стремятся приобрести офисную мебель впрок, поскольку это средство производства, объект для инвестиций в бизнес». Более того, сегодня во многих отраслях сворачиваются целые направления, закрываются представительства, филиалы, идет массовое сокращение персонала. Одним словом, свободных столов и стульев хоть отбавляй.
   Анализируя сложившуюся ситуацию и ее влияние на рынок офисной мебели, Алексей Вышкварко отмечает, что «в перспективе возможна волна банкротств мелких и средних мебельных компаний, а также предбанкротных продаж компаний в связи с необходимостью погашения краткосрочных кредитов. Многие предприниматели, работающие в отрасли, не были готовы к тому, что банки потребуют возврата кредитов из текущих оперативных средств компаний и откажут в перекредитовании или выдаче новых кредитов».
   В целом участники рынка считают, что сегодня еще рано делать прогнозы по поводу дальнейшего развития отрасли. Ситуация нестабильна, новости противоречивы, каждый день приносит новые сюрпризы. «Очевидно, что возрастет стоимость кредитов, и это скажется на развитии бизнеса, реализации новых проектов, — говорит Антон Терентьев. — В связи со снижением платежеспособного спроса и как следствие оборотов во многих компаниях будут сокращены расходы. Как результат снизится общая деловая активность. Возможно, на фоне ослабления доверия к доллару укрепится курс рубля, что для российских производителей будет создавать дополнительные сложности».
   Впрочем, опрошенные эксперты сходятся во мнении, что кризис не только может быть источником проблем, но и поводом к выходу на новый качественный уровень. Так, 1998 год дал толчок к развитию отечественного производства. «Возможно, кризис 2008 года станет основой для создания более устойчивой и жизнеспособной финансовой системы, в том числе в нашей стране, — рассуждает Антон Терентьев, — а также снизит зависимость мировой и государственных экономик от доллара». Представители компаний—лидеров рынка офисной мебели заявили «Профилю», что в кризисной ситуации они не намерены поддаваться панике и опускать руки. Более того, некоторые компании встретили трудные времена во всеоружии.
   Пока гром не грянул
   «В общем, кризис не стал для компании «Камбио» катастрофой, — рассказывает Яна Шамбер. — Мы успели принять ряд мер и подготовиться заблаговременно. В апреле были проиндексированы цены, а с начала года прошла серьезная реструктуризация логистической цепочки, позволившая увеличить мощность производства и сократить сроки производства». Так, по сравнению с прошлым осенним сезоном мощности «Камбио» выросли в 1,5 раза, вдобавок благодаря проведенной оптимизации компания может гарантировать строго установленный срок производства без содержания существенной складской программы. «Соответственно, в преддверии возможных экономических катаклизмов минимизированы риски зависания собственных средств и средств заказчиков в готовой продукции. Вкладывая же деньги в сырье, мы можем продолжать широкий модельный ряд, который является визитной карточкой «Камбио», и в состоянии выполнить абсолютно любой заказ в срок», — заключает Яна Шамбер.
   В компании ФЕЛИКС вопросами оптимизации занялись еще раньше. «В нашей компании эти работы ведутся давно и являются плановыми. Поэтому мы были хорошо подготовлены к работе в более сложных условиях, компания продолжает стабильно работать, сохраняя обороты и прибыльность бизнеса», — говорит Антон Терентьев. Более того, стабильные компании уже успели ощутить не только негативное, но и позитивное влияние кризиса. Терентьев считает, что «кризис ослабил уровень напряженности на рынке труда. Сейчас, к примеру, в нашей компании увеличился приток квалифицированных кадров, набор которых ранее был затруднителен. Снижение дефицита кадров приведет к остановке несоразмерного роста заработных плат, диктуемых несоответствием спроса и предложения на рынке труда».
   Как только схлынет первая волна тревожности на рынке, крупные компании, скорее всего, еще более ощутимо почувствуют на себе положительное влияние кризиса. «Сильные компании будут поглощать нежизнеспособные и забирать брошенных ими клиентов, — полагает Алексей Вышкварко. — Причем происходить это будет не только по причине банкротства. Сейчас некоторые мебельные компании начинают экономить на качестве производимой продукции и сервисе с абсолютно понятной целью — снизить издержки. Но клиенты, привыкшие получать качество определенного уровня, вряд ли станут менее требовательными. Это позволит компаниям, имеющим собственное производство и систему жесткого контроля качества, расширить возможности сбыта».
   Глаза боятся, а руки делают
   В 2008 году рынок офисной мебели жил не только тревожными ожиданиями. Некоторые компании вполне удовлетворены итогами уходящего года. Если говорить языком цифр, то обороты компании ФЕЛИКС по сравнению с 2007 годом вырастут примерно на 10—15%. Но это не главный итог, компания выросла качественно — в этом году ФЕЛИКС приступил к серийному выпуску шпонированной модели с инкрустацией «Версаль». Кроме того, была разработана новая серия стоек-ресепшн, обновились модели гостиничной мебели. «В этом году мы выиграли много крупных тендеров на поставку офисной мебели, — говорит Антон Терентьев. — Среди наших клиентов — Сбербанк России, Промсвязьбанк, Абсолют Банк, «ВТБ 24», «Газпром», «Сибур», РОСНО, «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», аэропорты «Внуково», «Домодедово» и многие другие организации».
   По словам Яны Шамбер, в 2008 году рост оборотов компании «Камбио» составит 20%. И это несмотря на то, «что от некоторых амбиций все-таки пришлось отказаться. Сейчас мы не только поддерживаем уровень продаж, но и начинаем развивать новые, специализированные направления. В частности, отличные перспективы показывает развитие сегмента банковской мебели. Для Газпромбанка мы создали фактически новую эксклюзивную серию мебели с использованием новейших технологий и оснастили ею московские и региональные филиалы», — рассказывает Яна Шамбер.
   Неплохо себя чувствует и компания ЮНИТЕКС. Алексей Вышкварко полагает, что в 2008 году компания «улучшит результат прошлого года по объему продаж на 7—10%, а значит, увеличит и свою долю на рынке». Среди других результатов 2008 года — разработка нескольких новых моделей кабинетов, серии гостиничной мебели, нескольких экспериментальных моделей мобильных и стационарных перегородок. Также компания активно совершенствовалась в комплексном обустройстве офисно-гостиничных комплексов.
   В целом, как оказалось, эксперты единодушны в оценке развивающегося кризиса и его влиянии на мебельную отрасль. «Первыми от кризиса пострадали отрасли, чье развитие напоминало рост мыльного пузыря, который рано или поздно должен был лопнуть, поскольку привлекаемые средства не соответствовали объему создаваемых благ. В этом смысле более устойчивыми окажутся производство и сектор реальных товаров и услуг», — резюмировал Антон Терентьев.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK