Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Оригинал и отражение"

Можно ли и нужно ли входить в одну реку дважды?Традиции принято считать положительным явлением. Повтор и однообразие — напротив. Впрочем, определить ту пограничную грань, где начинается первое и заканчивается второе, не так просто. На Новый год, например, хорошая и всеми любимая традиция — фильм «Ирония судьбы», а 9 Мая — «Баллада о солдате» (хотя в другое время в сто первый раз показанный фильм ничего, кроме раздражения, не вызывает).
В апреле традиционны субботник во дворах, снегопад под солнцем и постное меню в ресторанах. Каждый год череда повторяющихся явлений ощущается как впервые и не вызывает неприятных эмоций лишь потому, что прошло положенное время с тех пор, как это было в последний раз.
Ровно год назад в Москву из маленького островного государства Кабо-Верде приехала певица Сезария Эвора. Ее визит в столицу был окружен волнующей тайной. О первом закрытом концерте в театре Васильева приглашенные узнавали едва ли не в день самого мероприятия, причем приглашенные эти были исключительно из числа тех, кого принято называть олигархами и элитой общества. Эти самые олигархи, видевшие многое и могущие многое себе позволить, а оттого привыкшие ничему не удивляться, затаив дыхание слушали темнокожую певицу. Очень жаль, что на концерт ни под каким видом не пустили ни одну телекамеру, потому что этим самым олигархам в моменты профессионального цинизма полезно было бы периодически вспоминать, что они, богатые (не в пошлом кино, а в настоящей жизни), тоже умеют плакать. Причем не от горя, а от пронзительной радости, что куда ценней.
После того концерта с малочисленной отборной публикой Сезария Эвора стала символом избранного вкуса, приобщения к неизвестной, далекой, закрытой жизни, такой же влекущей и неуловимой, как теплый ветер с моря на ее родине — островах Зеленого мыса. Тогда еще немногие правильно ставили ударение в ее фамилии и могли объяснить, что, собственно, такое морно (стиль музыки, рожденный на Кабо-Верде, протяжная песня-рассказ из серии «что вижу, о том пою»). Вскоре Сезария еще раз прилетела в Москву и дала два концерта в Малом театре. Она опять вышла на сцену босиком, опять медленно курила, присев на стул в уголке сцены, опять говорила что-то на своем креольском языке, вызывая бурю аплодисментов раньше, чем переводчик переводил ее слова. Сезария стала законодательницей сезонной моды на грусть — это несовременное и непроизводительное чувство вдруг оказалось желанным и востребованным.
Через год Сезария вернулась вновь. Немного постаревшая, потому что когда тебе за шестьдесят, каждый год имеет значение, немного погрустневшая, немного простуженная. Уже не загадочная, а хорошо знакомая (ее песни не крутили с завидной регулярностью разве что на «Русском радио», а не иметь в домашней музыкальной коллекции ее диска считалось моветоном у тех, кто относит себя к продвинутой части населения). На сей раз Сезария приехала, чтобы спеть не для десятков, а для тысяч слушателей — в концертном зале «Олимпийский». Надо сказать, что меланхоличная певица из Кабо-Верде легко собирала аншлаг на главной концертной площадке континентальной Европы в парижской «Олимпии» или в огромном марсельском «Доме». Велика любовь мировых масс к творчеству певицы, и подоходный налог от миллионных тиражей ее дисков, который Сезария исправно платит, стал едва ли не главной частью государственного дохода маленькой и хрупкой республики Кабо-Верде. Сезарии удивительным образом удается оставаться певицей не для всех, при этом обладая популярностью мега-звезды. Но, может быть, год Сезарии в России прошел слишком быстро, а страсть русских к ней была слишком сильной? Говорят, повторение для чуда равносильно его исчезновению, потому что превращает его в обыденное явление.

НАТАЛЬЯ ЩЕРБАНЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK