Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ОСАГНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ"

Обязательное страхование автогражданской ответственности становится убыточным, страховщики видят выход в индексации тарифов с учетом инфляции.    В отличие от большинства других видов страхования сборы по ОСАГО в прошлом году выросли. Они превысили 85 млрд руб-лей, что почти на 7% больше, чем в 2008 году. Правда, связано это прежде всего с повышением в марте 2009 года тарифных коэффициентов — по территории преимущественного использования, за возраст и стаж, за заключение договора без ограничения числа лиц, допущенных к управлению.
   
ВЫЖИВАЮТ СИЛЬНЕЙШИЕ
    В условиях кризиса клиенты стали ответственнее подходить к выбору страхового партнера, поэтому на рынке ОСАГО, как и во многих других сегментах, заметно усилились процессы консолидации. Основная тенденция прошлого года — уход с рынка слабых страховых компаний и перераспределение их портфелей между сильными игроками.
   Так, за 2009 год были отозваны лицензии у 17 страховщиков, занимавшихся ОСАГО. В результате десятка лидеров собрала 64,8% всех премий по ОСАГО (60,7% в 2008 году). А на долю 20 крупнейших страховых компаний в 2009 году приходится уже 77,6% от общего сбора премии (в 2008-м — 73,6%). Некоторые участники рынка, опрошенные «Профилем», согласились раскрыть сумму своих годовых сборов. Например, объем премий по ОСАГО у РОСНО составил в прошлом году более 3 млрд рублей, а «Группа Ренессанс Страхование» продала 332,8 тыс. полисов на сумму 1,2 млрд рублей.
   Консолидация рынка будет идти и дальше, утверждают эксперты. По словам директора департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах» Виталия Княгиничева, Российский союз автостраховщиков (РСА) уже определил перечень критериев оценки состояния компаний, которые дают возможность отнести ряд страховщиков к «проблемным». Доля этих компаний в общих сборах премии в 2009 году составляет около 7%. Вот за эти проценты и придется побороться лидерам рынка в этом году. По оценке директора по развитию СК «МАКС» Светланы Гусар, до конца 2010 года рынок могут покинуть до 20 страховых компаний.
   Однако крупные страховщики в подобной «санации» не видят ничего плохого. По словам заместителя генерального директора «КИТ Финанс Страхование» Александра Потитова, рынок становится более клиентоориентированным — особенно с развитием системы прямого возмещения убытков. «Зная, что при наступлении страхового случая можно обращаться в свою страховую компанию, клиенты должны будут подходить к выбору страховщика ответственнее и ориентироваться не только на стоимость полиса, но и на надежность компании, ее репутацию», — поясняет Виталий Княгиничев.
   
НАПРЯМУЮ


   Впрочем, у самих страховщиков система прямого возмещения убытков (ПВУ), дебют которой в России состоялся в марте прошлого года, вызывает противоречивые чувства.
   С одной стороны, система действительно заработала. В подтверждение Виталий Княгиничев приводит такие данные: «Если в середине 2009 года по ПВУ обращались 1-2% потерпевших, то в начале 2010 года этот показатель достиг 30%». В «КИТ Финанс Страхование» этот показатель пока не превысил 10%, но постоянно растет.
   С другой стороны, с реализацией ПВУ возникли серьезные проблемы, без решения которых не только развитие, но и само существование системы находится под угрозой.
   Часть страховых компаний тут же решили использовать систему взаиморасчетов для улучшения собственного финансового результата. «Эти компании занимаются так называемой селекцией убытков, — рассказывает Виталий Княгиничев. — То есть легко и без проблем осуществляют выплату, если размер ущерба меньше фиксированной суммы, и под любым предлогом отказываются платить, если размер ущерба больше». Есть и другая схема: при заявлении крупного убытка компания быстро выплачивает неоспариваемую часть, которая, естественно, составляет сумму значительно меньшую, чем размер фиксированной суммы, а все остальное выплачивает только по судебному решению.
   Расчет чрезвычайно простой: чем больше мелких выплат компания совершит, тем лучше финансовый результат, так как фиксированную сумму за каждый случай компания получает независимо от размера фактической выплаты.
   В итоге такая деятельность некоторых страховых компаний привела к тому, что средняя выплата в рамках прямого возмещения убытков на 25-30% меньше, чем выплата в рамках обычного «традиционного» урегулирования! «Вместо того чтобы повысить уровень защиты клиента, компании добились прямо противоположного эффекта», — негодует Виталий Княгиничев.
   В целях устранения образовавшегося в результате взаиморасчетов по ПВУ дисбаланса «Ингосстрах» предлагает осуществлять дорасчеты по результатам прошедшего года. То есть обязать все компании, у которых образовалась необоснованная прибыль, рассчитаться с теми, кто понес убытки, а также осуществлять подобного рода дорасчеты в будущем. Введение данных дорасчетов сделало бы «селекцию» убытков бессмысленной, так как в конце отчетного периода компаниям все равно пришлось бы расстаться с теми деньгами, которые они на самом деле не заработали.
   Но на этом проблемы с введением в стране ПВУ, к сожалению, не заканчиваются. Определенные пробелы существуют в законодательных и нормативных актах. Александр Потитов приводит такие примеры: «Бывают обращения клиентов с таким набором документов, из которых не представляется возможным однозначно определить виновника ДТП, или же к нам обращаются клиенты, когда у виновника имеется полис ОСАГО от компании, потерявшей лицензию. Порядок урегулирования подобных случаев и расчетов прямого страховщика с такой компанией в нормативных актах не прописан». Насколько известно, работа по уточнению соответствующих положений законодательства и других нормативных актов со стороны РСА и Министерства финансов РФ сейчас ведется, так что есть надежда, что в ближайшее время пробелы в законодательстве будут восполнены. Уже внесены и проекты изменений в налоговое законодательство, которое создавало определенные трудности при ПВУ. В частности, предлагается освободить взаиморасчеты между страховыми компаниями от налоговых нагрузок.
   В течение года страховое сообщество и Минфин должны договориться и о безусловно необходимом повышении лимитов выплат, прежде всего по жизни и здоровью (до 500 тыс. рублей) и во вторую очередь по «железу» (до 200 тыс. рублей). Как рассказал директор Центра андеррайтинга и управления продуктами для физических лиц и малого бизнеса РОСНО Александр Гурдус, это подразумевает повышение базовых тарифов на 25-30%.
   {PAGE}
С ПОПРАВКОЙ НА УБЫТКИ 
  В целом эксперты считают, что ОСАГО — это не тот сегмент, где надо зарабатывать прибыль.
   По словам Александра Гурдуса, при исходном расчете государством были установлены тарифы под минимальную маржу прибыли. Согласно статье 22 Закона об ОСАГО, в случае, если разница между доходами и расходами страховщика за отчетный период превышает 5% от доходов, сумма превышения направляется страховщиком на формирование страхового резерва для компенсации расходов на осуществление страховых выплат и прямое возмещение убытков в последующие периоды. «Этот резерв пополняется до тех пор, пока его размер не достигнет 10% от резерва происшедших, но не заявленных убытков, — поясняет Виталий Княгиничев. — На практике это означает, что прибыль страховщика не может быть больше 5% от доходов».
   К тому же базовые тарифы по ОСАГО были утверждены еще в 2003 году и с тех пор не менялись. «Уже спустя четыре года после введения ОСАГО стало ясно, что инфляционные процессы требуют повышения тарифов, по крайней мере в рублевом измерении», — констатирует Александр Гурдус. «Чем дольше не изменяется тарифная политика со стороны государства, тем для большего числа страховщиков это может обернуться убытками и банкротствами и, следовательно, уходом с рынка», — добавляет Светлана Гусар. Задержка этой корректировки в итоге привела к нынешнему росту убыточности ОСАГО. По мнению вице-президента «Группы Ренессанс Страхование» Федора Воронина, даже изменение коэффициентов в марте прошлого года по ряду городов не оказало существенного влияния на выплаты. «Индексация тарифов должна происходить вместе с инфляцией, тогда ОСАГО будет стабильным и устойчивым», — предполагает Александр Гурдус.
   Среди других причин роста убыточности ОСАГО Александр Потитов называет отсутствие единой базы страхователей и страховых случаев (несмотря на требование закона) и вызванное девальвацией рубля удорожание стоимости запчастей и ремонта автомобилей.
   Именно стоимость запчастей одним из наиболее весомых показателей при расчете суммы возмещения считает и Светлана Гусар. К тому же российский автопарк серьезно обновился: стало гораздо больше дорогих иномарок.
   «Если крупные компании за счет сбалансированного портфеля еще могут удерживать убыточность на приемлемом уровне, то у небольших, особенно региональных, компаний уровень убыточности достиг критического значения, при котором речь может идти уже не о развитии, а лишь о выживании компании», — резюмирует Виталий Княгиничев.
  

   КАК РАБОТАЕТ СИСТЕМА ПВУ
   «Ранее, приобретая полис ОСАГО, водитель не знал, с клиентом какой страховой компании судьба может свести его на дороге и куда ему придется обращаться за выплатой, — рассказывает Федор Воронин. — Он не мог заранее оценить уровень сервиса и качество обслуживания. Также невозможно было навести справки о том, как компания совершает выплаты, нет ли к ней претензий со стороны регулирующих органов или клиентов».
   «Безусловно, обидно попасть в ситуацию, когда ты испытываешь трудности с получением выплаты из-за того, что виновник аварии выбрал страховщика, который, например, уже обанкротился, — дополняет Александр Гурдус. — В случае же с ПВУ страхователь сам выбирает компанию, которая будет платить, не только если в ДТП виноват ее клиент, но и в случае, когда вина лежит на другом участнике ДТП».
   Сама схема расчетов предусматривает, что страховщик потерпевшего возмещает ущерб имуществу страхователя в полном объеме (в пределах страховой суммы), а затем выставляет требование страховщику, представляющему сторону, которая причинила вред, в размере фиксированной суммы, определенной соглашением о ПВУ.

   {PAGE}

   ВИДИТЕ ЛИ ВЫ В ОСАГО РЕЗЕРВ КРОСС-ПРОДАЖ?
   ЭКСПЕРТЫ
   ДМИТРИЙ ФЕСЬКОВ,
   Руководитель Агентства страхования ответственности СК «МАКС»:
   «Общеизвестно, что ОСАГО на российском страховом рынке послужило трамплином для развития ритейла. С помощью ОСАГО страховщики смогли увеличить базу добровольных договоров, а вновь созданные компании получили инструмент, позволяющий выйти на рынок страхования физических лиц. Безусловно, степень интенсивности развития этого направления во многом зависит от страховщика, от его политики. Если несколько лет назад все страховщики активно развивали продажи ОСАГО, открывали филиалы, то сегодня некоторые пересматривают свою политику, поскольку данный вид страхования начал приносить убытки. Но ОСАГО как обязательный вид страхования выполняет задачу, поставленную государством, — защищает права потерпевших. Мировая практика показывает, что ОСАГО не должно быть привлекательным для страховщиков с точки зрения доходности. Таким образом, для страховщика задача-максимум — не работать по ОСАГО в убыток».
   ВИТАЛИЙ КНЯГИНИЧЕВ,
   Директор департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах»:
   «Результат кросс-продаж других продуктов страхователям по ОСАГО весьма невысок. Связано это прежде всего с тем, что доходы населения еще не достигли «порога страховой бедности», после которого начинается взрывной рост страхования, в первую очередь личных видов. Весь опыт «Ингосстраха» по работе с ОСАГО говорит о том, что этот вид страхования никогда не будет привлекательным с точки зрения прибыли. Однако если компания позиционирует себя как розничная, она не может не иметь лицензии на ОСАГО».
   ФЕДОР ВОРОНИН,
   Вице-президент «Группы Ренессанс Страхование»:
   «Введение ОСАГО стало переломным моментом и послужило стимулом к развитию не только автострахования в России, но и рынка в целом. В ре-зультате появления автогражданки сформировался новый рынок массового страхования, что привело к нам автовладельцев, большая часть которых прежде вовсе не имела опыта страхования. Это стало стимулом к продажам и других видов страхования. Сейчас ОСАГО дает возможности для кросс-продаж. Например, большинство наших клиентов по ав-тогражданке также приобретают полисы каско. Кроме того, начало сотрудничества в рамках одного вида страхования дает возможность узнать и о других возможностях. В результате клиенты, застраховавшие у нас машину, спустя какое-то время приобретают и полисы страхования недвижимости, а также жизни и здоровья для себя и родственников».
   ЭЛЬНУР СУЛЕЙМАНОВ,
   Заместитель генерального директора, директор по продажам РОСНО:
   «Мы не просто видим в ОСАГО возможности для кросс-продаж. В на-шей компании для их развития создана специальная система. Во главу угла поставлены три базовые потребности клиента: ОСАГО, каско, страховая защита для выезжающих за рубеж. Эти три вида страхования являются так называемыми продуктами входа в сегменте страхования физических лиц. И ОСАГО из них — самый массовый. Уже на этапе заключения договора страхования наша система позволяет сегментировать клиентов по входящим данным, относя их к определенной целевой группе, с которой в дальнейшем работает продавец, изучая ее потребности и формируя уникальное, гибкое предложение, максимально отвечающее индивидуальным потребностям каждого потенциального страхователя. Поэтому ОСАГО как продукт входа, безусловно, является для нас привлекательным. Хотя, конечно, с ним сейчас есть вполне очевидные и предсказуемые проблемы, связанные с тем, что убыточность в этом сегменте продолжает расти. Поэтому мы ждем изменений в законодательстве, касающихся тарифов, и очень надеемся, что они произойдут в ближайшее время. В сложившейся ситуации самым правильным шагом была бы постепенная либерализация тарифов».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK