Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ОСЕННИЙ МАРАФОН"

Несмотря на кризис, россияне продолжают ходить в кино, вот только отечественным фильмам они предпочитают иностранные.    Минувшим летом результаты российского кинопроката превзошли самые смелые прогнозы — 6,1 млрд рублей кассовых сборов за три месяца! Это лучший результат за всю историю отечественного кино, почти на 21% превышающий показатели благополучного лета 2008 года. Зрителей не отпугнуло ни дачное настроение, на которое привыкли жаловаться российские продюсеры, ни нестабильная экономическая ситуация в стране.
   Однако львиная доля доходов досталась голливудским блокбастерам, в том числе мультфильму «Ледниковый период. Эра динозавров», ставшему самым кассовым релизом (сборы составили 1,39 млрд рублей). Российские производители переждали летний зной и активизировались лишь осенью. На ближайшее время запланировано около тридцати премьер отечественных фильмов (за три летних месяца их было лишь девять) — русского кино вновь стало много. «Такое обилие релизов отечественных картин объясняется тем, что сейчас образовалась некая «пауза» между релизами голливудских хитов, в которую многие хотят влезть», — считает гендиректор ГК «Планета-Информ» Дмитрий Литвинов.

НЕ ЛЮБИТЬ ПО-РУССКИ


    По мнению экспертов, главной проблемой российского кино по-прежнему остается качество. Если верить статистике, то публика любит ходить в кино: за шесть месяцев 2009 года количество посещений кинотеатров, по данным Movie Research Company, выросло на 10% — до 68 млн человек, а сборы — на 18,5%, до 11,2 млрд рублей. Но вот странное дело — картин отечественного производства это вроде как не касается. Летние комедии «Лопухи» (132,2 млн рублей), «Отдамся в хорошие руки» (сборы 8,9 млн) и «М+Ж» (6,7 млн) прокатывались без особого ажиотажа. «Сегодня мы двинулись вниз с покоренных вершин, и обратный путь может оказаться очень коротким и не очень приятным, — говорил в середине сентября на круглом столе в Госдуме продюсер Анатолий Максимов. — Причина — потеря доверия зрителей к отечественному кино». По мнению эксперта, устрашающее количество посредственных фильмов, произведенных в последние годы, не в последнюю очередь объясняется существованием государственной поддержки.
   Государство действительно все последние годы было главным инвестором кинопроизводства — в 2007 году на съемки было выделено 2,61 млрд рублей, в 2008-м — 2,74 млрд. И на рынке сейчас десятки проектов, авторы которых успели «освоить» грант Министерства культуры, но закончить фильм так и не смогли. Однако с конца прошлого года финансирование прекратилось — в 2009 году продюсеры не получили от государства ни копейки.
   В этой связи депутаты Госдумы в начале октября предложили увеличить долю иностранного капитала при производстве картин на территории России с нынешних 30% до 50%. Оно и понятно: в отсутствие инвестиций в своем отечестве можно облегчить привлечение финансирования из-за рубежа. До сих пор большого притока долларов и евро в российское кинопроизводство, славящееся своей непрозрачностью, не наблюдалось. Так, в 2008 году вышло 11 совместных фильмов, общие сборы которых составили лишь 1,1% общей кассы (45,5 млн рублей).
   Справедливости ради стоит отметить, что «принадлежность» денег на качество картины влияет не так уж сильно. Экшен «Путь» с бюджетом $12 млн снимался на деньги частного инвестора, бывшего хозяина «Черкизона» Тельмана Исмаилова. Ужасающее качество не позволило этой картине собрать в прокате даже $1 млн.
   «Каникулы строгого режима», также снимавшиеся на частные средства, по деньгам выступили гораздо лучше (фильм собрал почти 550 млн рублей), но тоже пополнили длинный список отечественных картин, после просмотра которых зритель выходил из зала разочарованным. «Код апокалипсиса», «Самый лучший фильм-1, 2», «1612», «Адмирал», «Тарас Бульба», «Обитаемый остров» — каждый из этих фильмов обещал стать чуть ли не «локомотивом» развития российского кинобизнеса, но не сложилось. Пример «Обитаемого острова» наиболее наглядный. Если первую часть дилогии посмотрели 3,7 млн человек, движимых шквалом рекламы и интересом к творчеству братьев Стругацких, то вторую — уже в три раза меньше (1,2 млн)! Вполне красноречивый показатель. Теперь глава Midland Group Эдуард Шифрин, инвестировавший в производство картины, думает, как ему вернуть деньги.
   Нынешней осенью череда кассовых провалов российских картин продолжилась. Так, весьма скромные результаты продемонстрировала комедия «Невеста любой ценой» с Павлом Волей из Comedy Club, стартовавшая в прокате три недели назад. Общая касса составила чуть более $4 млн, что при бюджете в $1,5 млн и практически таких же расходах на рекламу не позволяет ее создателям рассчитывать даже на «выход в ноль». Есть и более радикальные примеры — криминальный экшен «Непрощенные» с заявленным бюджетом в $2,5 млн сумел собрать в прокате жалкие $18 тыс.!
   «Публику перекормили дерьмом, — негодует в беседе с корреспондентом «Профиля» директор одного из региональных кинотеатров. — Нельзя постоянно обманывать зрителя, анонсируя очередной «национальный блокбастер», а в действительности подсовывая просто некачественный продукт российского производства с плохим сценарием, «мертвыми» актерами, ужасающего качества звуком. Такое отношение обязательно сказывается на интересе зрителя к последующим проектам». «Зритель начал разбираться в качественном кино», — более корректно выражается Дмитрий Литвинов.

ДОРОГОЙ РОБИН ГУД!


    Еще один фактор, не позволяющий российским картинам собирать приличную кассу, — огромные масштабы пиратства. Продюсеры жалуются на то, что с началом проката их начинают грабить. Показательной стала история «Каникул строгого режима», спродюсированных компанией «Дирекция кино», связанной с Первым каналом. В первый же день проката фильма на нескольких сайтах появились предложения его скачать, отправив платную эсэмэску на специальный номер. По данным производителей картины, только за первую неделю такой услугой граждане воспользовались более 1,2 млн раз, что означает недобор в кинотеатрах примерно 200 млн рублей. Компания обратилась к операторам сотовой связи с просьбой блокировать эсэмэски на номера, с помощью которых предлагалось скачать фильм. «Пиратство процветает, — говорит режиссер Джаник Файзиев. — В нашей стране люди не ассоциируют его с воровством, а считают неким «робингудством».
   Одним из наиболее последовательных борцов с пиратством в стране является продюсер Леонид Ярмольник. Переломным моментом для него стал релиз «Стиляг» в декабре прошлого года, когда Ярмольник, как говорят, буквально не уходил с «Горбушки» в первые дни проката картины, пытаясь пресечь появление контрафактных копий фильма. Однако усилия актера и продюсера оказались тщетными. Основным каналом распространения пиратских копий кинолент уже несколько лет является Интернет. По мнению экспертов, чтобы искоренить проблему, необходимо обращаться к интернет-провайдерам и принимать соответствующий закон. Пока же в России борьба с пиратами в Сети в основном результат усилий правообладателей. Даже практически всемогущий гендиректор Первого канала Константин Эрнст не сумел в свое время сдержать появление в Сети «экранок» продолжения «Иронии судьбы». Уже через 30 часов после начала проката копия фильма была выложена на нескольких сайтах.
   Все вместе это заставляет скептически смотреть на перспективы проката отечественных картин этой осенью. В октябре-ноябре стартуют экшен «Запрещенная реальность» с подобающим жанру бюджетом в $12 млн, комедия с Дмитрием Нагиевым «Если бы да кабы» ($6 млн), историческая мелодрама Станислава Говорухина под названием «Пассажирка» ($7 млн). Учитывая то, что продюсерам достается в среднем 42,5% кассовых сборов минус затраты дистрибьютора на рекламу, фильмы с бюджетами в $6-7 млн должны собирать в прокате более $17 млн, чтобы принести хотя бы небольшую прибыль своим создателям. Эту планку в нынешнем году сумели преодолеть лишь три картины, да и то при титанической поддержке главных телеканалов страны.
   Вряд ли привлекут внимание зрителя воспоминания о советской эпохе «Я» (бюджет $3,8 млн) и байопик «Ласковый май» ($3,4 млн). Обе ленты рассчитаны на зрителей, не успевших еще позабыть, что такое СССР. Статистика к таким попыткам сурова — по данным Movie Research Company, почти 65% зрителей российских кинотеатров — молодые люди в возрасте до 25 лет, для которых Советский Союз столь же далек, как и группы, которые были тогда популярны. Как следствие, стартовые сборы «Ласкового мая» отнюдь не впечатляющие — $0,8 млн.
   Несколько особняком в этом ряду стоит российское фэнтэзи «Книга мастеров» от студии Никиты Михалкова и российского подразделения Disney, выходящее в «хлебные» дни школьных каникул. Однако эту ленту на «дно» может утянуть не только непомерный производственный бюджет в $7 млн, но и затраты на продвижение, которые, если верить слухам, будут даже больше, чем затраты на рекламу «Пиратов Карибского моря» в свое время.

   6,1 млрд рублей составили кассовые сборы в российском кинопрокате за три летних месяца 2009 года. Это лучший результат за всю историю отечественного кинопроката.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK