24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ОСМЫСЛЕННАЯ ПОБЕДА"

Архивная публикация 2010 года: "ОСМЫСЛЕННАЯ ПОБЕДА"

Главный вывод по итогам кампании: чтобы побеждать на выборах, необходимо строить настоящую, "большую" партийную структуру. Оценивая итоги про-шедших региональ-ных кампаний, ана-литики отмечают одно обстоятельство. На выбо-рах наблюдался рост актив-ности системных оппозици-онных партий. Вдохновленные изменениями законодательства, они активно использо-вали разного рода неконвенциональные политтехнологии, черный пиар и в целом вели достаточно грязную кам-панию. Скажем, штабисты "Справедливой России" мно-гомиллионными тиражами печатали агитационные газеты, пытались перехватить "поле" у своих конкурентов, в том числе у "Единой России". Однако нигде эти тех-нологии не дали сколько-нибудь заметного эффекта. Интересно понять, почему силы и ресурсы были потрачены зря.
Первое, что стоит отметить, - в современном российском обществе уже сформировалось принципиально другое отношение к выборам, чем в ту эпоху, на которую пришелся расцвет черных политических технологий. В 90-е элементом выборного сценария была мобилизация: "голосуй или проиграешь". Людей звали на выборы, объясняя им, что если они не проголосуют за ту или иную политическую силу, то их жизнь и жизнь окружающих непоправимо изменится к худшему. Выборы всякий раз подавались как последний рубеж, точка бифуркации, после ко-торой может радикально измениться сама политсистема, стать совсем другой жизнь в стране/регионе. Так было и в 1995-1996-м, и в 1999-2000-м, и в 2003-2004-м, и даже в 2007-2008 годах. Характеризуя нынешнее состояние российского общества, социологи используют такой термин, как "новая повседневность". Сегодня вы-борная стратегия строится по совершенно иной логике. На выборы ходить нужно, принято, потому что это часть обычного, нормального жизненного уклада. И многопартийность, и межпартийная борьба.
Предметами обсуждения в ходе выборных кампаний становятся достаточно локальные вопросы, касающиеся отдель-ных аспектов соци-альной жизни. Ожидаются и обсуждаются улучшения в различных сферах, на которые реально может повлиять тот или иной выборный орган.
Скажем, у ЕР в прошедшую кампанию было три главных темы - дороги, ЖКХ и здравоохранение. Все эти темы находятся в компетенции региональ-ных и местных законодательных соб-раний. Оппоненты единороссов посту-пили иначе: они, по сути, не вели региональных кампаний, привязанных к местной специфике. Три дум-ских партии организовали свои федеральные кампании- просто на площадках региональных выборов. Везде фронтменом выставлялся мо-сковский лидер (Миронов, Жириновский, Зюганов), везде была жесткая антивластная риторика, уместная для ток-шоу на центральных телеканалах, но крайне неловко выглядящая применительно к выборам местного уровня. Так советовали оппозиционным партиям их технологи. И в итоге оппозиция проиграла.
Доминирование местной по-вестки на выборах ставит ти-пичного технолога-кондотье-ра образца 90-х годов в трудное положение: он уже не может использовать риторическую схему типа "если ты не проголосуешь, то к власти придут жулики, мерзавцы, злодеи, подонки и кровопийцы". Надо находить другие способы.
Раньше люди читали все, что кидали им в почтовый ящик, сегодня они уже понимают, когда с ними говорят честно, а когда "разводят". И кроме медиа им есть кому доверять. В 2010 году система общест-венной коммуникации, пусть слабая, но есть. И в этой ситуации "залетному" технологу просто нет места.
Выборы - это больше не война. Выборы - это диалог сообществ, общественных групп, организаций, партий, корпораций. И диалог этот ведется по правилам, отличным от законов тотальной войны всех против всех.
Главный вывод, который дол-жны сделать партии по итогам кампании: больше нельзя, не имея реальной партийной структуры, камуфлировать ее отсутствие политтехнологиями и пытаться получить результат за их счет. А значит, чтобы побеждать на выборах, необходимо строить настоящую, "большую" партийную структуру. Порядок бьет класс. Пар-тийность, системность выиг-рывает у лихих бойцов - партизан политтехнологического фронта, какими бы гениями пиара они ни были. И это движение истории уже не повернуть вспять.

Главный вывод по итогам кампании: чтобы побеждать на выборах, необходимо строить настоящую, "большую" партийную структуру. Оценивая итоги про-шедших региональ-ных кампаний, ана-литики отмечают одно обстоятельство. На выбо-рах наблюдался рост актив-ности системных оппозици-онных партий. Вдохновленные изменениями законодательства, они активно использо-вали разного рода неконвенциональные политтехнологии, черный пиар и в целом вели достаточно грязную кам-панию. Скажем, штабисты "Справедливой России" мно-гомиллионными тиражами печатали агитационные газеты, пытались перехватить "поле" у своих конкурентов, в том числе у "Единой России". Однако нигде эти тех-нологии не дали сколько-нибудь заметного эффекта. Интересно понять, почему силы и ресурсы были потрачены зря.
Первое, что стоит отметить, - в современном российском обществе уже сформировалось принципиально другое отношение к выборам, чем в ту эпоху, на которую пришелся расцвет черных политических технологий. В 90-е элементом выборного сценария была мобилизация: "голосуй или проиграешь". Людей звали на выборы, объясняя им, что если они не проголосуют за ту или иную политическую силу, то их жизнь и жизнь окружающих непоправимо изменится к худшему. Выборы всякий раз подавались как последний рубеж, точка бифуркации, после ко-торой может радикально измениться сама политсистема, стать совсем другой жизнь в стране/регионе. Так было и в 1995-1996-м, и в 1999-2000-м, и в 2003-2004-м, и даже в 2007-2008 годах. Характеризуя нынешнее состояние российского общества, социологи используют такой термин, как "новая повседневность". Сегодня вы-борная стратегия строится по совершенно иной логике. На выборы ходить нужно, принято, потому что это часть обычного, нормального жизненного уклада. И многопартийность, и межпартийная борьба.
Предметами обсуждения в ходе выборных кампаний становятся достаточно локальные вопросы, касающиеся отдель-ных аспектов соци-альной жизни. Ожидаются и обсуждаются улучшения в различных сферах, на которые реально может повлиять тот или иной выборный орган.
Скажем, у ЕР в прошедшую кампанию было три главных темы - дороги, ЖКХ и здравоохранение. Все эти темы находятся в компетенции региональ-ных и местных законодательных соб-раний. Оппоненты единороссов посту-пили иначе: они, по сути, не вели региональных кампаний, привязанных к местной специфике. Три дум-ских партии организовали свои федеральные кампании- просто на площадках региональных выборов. Везде фронтменом выставлялся мо-сковский лидер (Миронов, Жириновский, Зюганов), везде была жесткая антивластная риторика, уместная для ток-шоу на центральных телеканалах, но крайне неловко выглядящая применительно к выборам местного уровня. Так советовали оппозиционным партиям их технологи. И в итоге оппозиция проиграла.
Доминирование местной по-вестки на выборах ставит ти-пичного технолога-кондотье-ра образца 90-х годов в трудное положение: он уже не может использовать риторическую схему типа "если ты не проголосуешь, то к власти придут жулики, мерзавцы, злодеи, подонки и кровопийцы". Надо находить другие способы.
Раньше люди читали все, что кидали им в почтовый ящик, сегодня они уже понимают, когда с ними говорят честно, а когда "разводят". И кроме медиа им есть кому доверять. В 2010 году система общест-венной коммуникации, пусть слабая, но есть. И в этой ситуации "залетному" технологу просто нет места.
Выборы - это больше не война. Выборы - это диалог сообществ, общественных групп, организаций, партий, корпораций. И диалог этот ведется по правилам, отличным от законов тотальной войны всех против всех.
Главный вывод, который дол-жны сделать партии по итогам кампании: больше нельзя, не имея реальной партийной структуры, камуфлировать ее отсутствие политтехнологиями и пытаться получить результат за их счет. А значит, чтобы побеждать на выборах, необходимо строить настоящую, "большую" партийную структуру. Порядок бьет класс. Пар-тийность, системность выиг-рывает у лихих бойцов - партизан политтехнологического фронта, какими бы гениями пиара они ни были. И это движение истории уже не повернуть вспять.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».