Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Остановка Airbus’а"

 Ноэлю Форгиарду (Noel Forgeard), главе Airbus Industrie, предстоит ответить на очень трудные вопросы. Еще летом в Airbus собрали рекордный урожай заказов на авиасалоне в Париже и готовились к большому расширению производства. Сейчас же для компании наступили худшие за ее 30-летнюю историю времена. По данным Джона Лихи (John Leahy), обычно оптимистичного коммерческого директора Airbus, объем заказов в новом году по сравнению с годом предыдущим может сократиться на 60%. А это означает скудные прибыли еще и в 2003 и 2004 годах, поскольку заказы делаются более чем за год до даты поставки и по меньшей мере 80% оплаты производится по факту передачи самолета заказчику.
Airbus cамое время представить план преодоления этой «зоны турбулентности». Компании уже пришлось сократить планы производства до 300 самолетов ежегодно в течение ближайших двух лет, что на 30% ниже ранее предполагавшегося уровня. Причина — отмена клиентами десятков заказов из-за финансовых трудностей. Но большинство аналитиков склонны полагать, что и нынешние прогнозы избыточно оптимистичны, и предрекают снижение поставок к следующему году до уровня примерно в 200 самолетов. Трудно представить себе более неподходящее время для подобного поворота дел. Ведь в ближайшие четыре года Airbus предстоит истратить $10,7 млрд. на разработку авиалайнера А380 — двухпалубного супергиганта, который должен быть запущен в производство в 2006 году. В 2001 году прибыли Airbus составили $1,3 млрд. при объеме продаж в $17 млрд. В нынешнем же году прибыли могут уменьшиться наполовину и сойти на нет к 2003 году, если только не сократятся затраты.
До сих пор реакция Airbus на такое развитие событий была невнятной. После 11 сентября компания заморозила планы расширения производства и недавно объявила о сокращении 500 рабочих мест в Британии. В континентальной же Европе, где работают большинство из 44 тысяч сотрудников Airbus, никаких увольнений не планируется. Сокращение рабочих мест на предприятиях Airbus во Франции, Германии и Испании было бы политически затруднительно и могло бы дорого обойтись из-за жестких местных законов о труде. Для сравнения: американский конкурент — Boeing — сократил 30 тысяч рабочих мест.
Конечно, Airbus нет нужды так сильно ударять по тормозам, как это сделали в Boeing. У американского концерна не заладилось с производством коммерческих реактивных самолетов, число поставок которых, как ожидается, в нынешнем году снизится до 375 против 620, построенных в 1999 году. Компания же Airbus, напротив, последние восемь лет — по мере захвата рынка — увеличивала производство. Форгиард утверждает, что его компания может по-прежнему приносить прибыль, даже если ежегодные поставки опустятся до уровня ниже 300 самолетов. Впрочем, при снижении уровня поставок до 270 самолетов в год некоторые сотрудники будут переведены на сокращенный рабочий день. Что же касается массовых увольнений — по примеру Boeing’а, — то в ноябрьском интервью Le Monde Форгиард заявил: «Это чисто американский стиль менеджмента — создавать видимость резких шагов, чтобы успокоить инвесторов».
Однако инвесторы и впрямь нуждаются в том, чтобы их успокоили. Акции European Aeronautics Defense & Space Co. (EADS), которой принадлежит 80% Airbus, за прошедший год подешевели на 40%. Акции Boeing упали на 30%, но на них серьезнее сказались события 11 сентября. Трудно понять, каким именно образом Airbus может оставаться прибыльной при нынешнем курсе. Даже с учетом вроде бы полученного первого военного контракта на транспортный самолет А400М этот проект не будет приносить прибыль еще несколько лет.
Что должен делать Форгиард? Несомненно, он должен воздержаться от попыток привлечь клиентов большими скидками. Большое значение имеет сокращение затрат. На увольнение сотрудников потребуется время, и лучше начать этот процесс уже сейчас, потому что прогноз на 2003 и 2004 годы еще более неблагоприятен. А пока компания может перевести какое-то число сотрудников на сокращенный рабочий день, срезать расходы на исследования и разработки, а также снизить темпы работ по проекту А380.
Кризис вызывает и более серьезные вопросы о состоянии Airbus. В последнее время компания не выглядела единой корпорацией. В прошлом году Airbus сообщала о неплохих деловых перспективах, и в то же время некоторые ее менеджеры и руководители EADS потихоньку предупреждали аналитиков о том, что итоговые цифры за 2001 год будут ниже ожидаемых. Публичные заявления представителей Airbus также ставили всех в тупик: вскоре после того, как Форгиард заявил, что Airbus не нуждается в сокращении штатов, было объявлено об увольнении 2000 человек в Британии. Впоследствии это число было уменьшено до 500.
Все это не очень удивительно, если вспомнить, что Airbus сформирована меньше двух лет назад из французских, немецких и испанских компаний. Что, впрочем, никак не улучшает дела EADS, акции которой — в отличие от Airbus — котируются на рынке.

Кэрол Мэтлэк (Carol Matlack) освещает проблемы европейского бизнеса из Парижа. — Business Week.

Airbus: ожидания не оправдываются

~0102~Год~0201~Число самолетов
Прогноз объема поставокРеальный объем поставок
2001330320
2002*400280
2003*450220

* Оценки специалистов

Источник: Airbus Industrie, J.P.Morgan Chase & Co. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK