20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "ОСТАТОЧНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ"

Архивная публикация 2009 года: "ОСТАТОЧНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ"

Государство вспомнило о том, что надо спасать инновационные предприятия, в последнюю очередь, причем по-настоящему антикризисных мер принято не было. К концу 2008 года частные компании сократили средства на реализацию инновационных проектов на 80% (в пять раз!). Бизнес-ангелы уменьшили свои инвестиции вдвое, а венчурные фонды - на 40%. В итоге рост экспорта программного обеспечения уменьшился в 2008 году почти на 20%, а в 2009 году - еще на 5%.
В то же время компании стали нарушать обязательства по проектам в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", ряд их контрактов с НИИ и вузами был расторгнут. По оценкам Минобрнауки, в 2009 году обязательства по внебюджетному финансированию работ в рамках федеральной программы будут выполнены лишь на 60-70%. Это значит, что частные предприятия, сократив собственные подразделения НИОКР, не стали активнее сотрудничать с госорганизациями. Бизнес объясняет это тем, что кадровый потенциал научных структур НИИ и вузов слаб, там мало ученых продуктивного возраста (35-50 лет), а заказы выполняются медленно. Есть серьезный вопрос и с распределением прав на интеллектуальную собственность. В итоге, когда возникает необходимость в аутсорсинге, компании предпочитают иметь дело с отдельными специалистами, а не с исследовательскими организациями.
Неожиданно негативное влияние на кадровую ситуацию в инновационной сфере оказала деятельность госкопораций, таких как Росатом и "Роснано", которые привлекают наиболее подготовленных выпускников вузов и аспирантур, предлагая им куда более высокие зарплаты, чем научные организации или малые инновационные предприятия. Плюс ко всему сократилось бюджетное финансирование НИОКР: к октябрю 2009 года сокращение составило 10-30% в зависимости от ведомства и типа программы. Оно будет продолжаться и в 2010 году.
Только летом 2009 года государство стало предпринимать в инновационной сфере действия, которые в какой-то мере можно считать антикризисными. Так, в августе был принят закон, позволяющий государственным научным организациям в уведомительном порядке учреждать хозяйственные общества. В качестве вклада в уставные капиталы разрешено передавать права на объекты интеллектуальной собственности, однако закон не стыкуется с целым рядом действующих норм и практикой учета таких объектов. А ведь большинство исследований велось на бюджетные деньги, и на их результаты в ряде случаев могут претендовать ведомства-заказчики.
В июле 2009 года правительство присвоило двенадцати вузам категорию "Национальный исследовательский университет". Там должны быть созданы условия для более качественной подготовки кадров, в том числе за счет дополнительного бюджетного финансирования, привлечения зарубежных пре-подавателей и других мер. Действие этой программы рассчитано до 2018 года. Однако ее реализация проводится в авральном режиме, и это неизбежно скажется на результатах. Вузы-победители были определены только в октябре, а выделяемые им на 2009 год бюджетные средства они должны были потратить до середины декабря. Программа поддержки исследовательских университетов - это долго готовившееся решение, но не антикризисная мера. Она не может дать быстрой отдачи.
До кризиса готовилось и решение освободить получателей грантов, в том числе двух государственных научных фондов - РФФИ и РГНФ, - от подоходного налога. В 2009 году размер самих грантов был урезан, и введение этой меры могло бы рассматриваться как компенсация потерь. Однако абсурдность ситуации состоит в том, что в уставах научных фондов нет определения понятия "грант", поэтому и применять этот закон они не могут. Выходит так, что правительство, разрабатывая разумные в принципе меры по поддержке научной и инновационной сферы, вводит их слишком медленно и не учитывает нормативно-правовые реалии. Потому они не приносят ожидаемого эффекта.

Государство вспомнило о том, что надо спасать инновационные предприятия, в последнюю очередь, причем по-настоящему антикризисных мер принято не было. К концу 2008 года частные компании сократили средства на реализацию инновационных проектов на 80% (в пять раз!). Бизнес-ангелы уменьшили свои инвестиции вдвое, а венчурные фонды - на 40%. В итоге рост экспорта программного обеспечения уменьшился в 2008 году почти на 20%, а в 2009 году - еще на 5%.
В то же время компании стали нарушать обязательства по проектам в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы", ряд их контрактов с НИИ и вузами был расторгнут. По оценкам Минобрнауки, в 2009 году обязательства по внебюджетному финансированию работ в рамках федеральной программы будут выполнены лишь на 60-70%. Это значит, что частные предприятия, сократив собственные подразделения НИОКР, не стали активнее сотрудничать с госорганизациями. Бизнес объясняет это тем, что кадровый потенциал научных структур НИИ и вузов слаб, там мало ученых продуктивного возраста (35-50 лет), а заказы выполняются медленно. Есть серьезный вопрос и с распределением прав на интеллектуальную собственность. В итоге, когда возникает необходимость в аутсорсинге, компании предпочитают иметь дело с отдельными специалистами, а не с исследовательскими организациями.
Неожиданно негативное влияние на кадровую ситуацию в инновационной сфере оказала деятельность госкопораций, таких как Росатом и "Роснано", которые привлекают наиболее подготовленных выпускников вузов и аспирантур, предлагая им куда более высокие зарплаты, чем научные организации или малые инновационные предприятия. Плюс ко всему сократилось бюджетное финансирование НИОКР: к октябрю 2009 года сокращение составило 10-30% в зависимости от ведомства и типа программы. Оно будет продолжаться и в 2010 году.
Только летом 2009 года государство стало предпринимать в инновационной сфере действия, которые в какой-то мере можно считать антикризисными. Так, в августе был принят закон, позволяющий государственным научным организациям в уведомительном порядке учреждать хозяйственные общества. В качестве вклада в уставные капиталы разрешено передавать права на объекты интеллектуальной собственности, однако закон не стыкуется с целым рядом действующих норм и практикой учета таких объектов. А ведь большинство исследований велось на бюджетные деньги, и на их результаты в ряде случаев могут претендовать ведомства-заказчики.
В июле 2009 года правительство присвоило двенадцати вузам категорию "Национальный исследовательский университет". Там должны быть созданы условия для более качественной подготовки кадров, в том числе за счет дополнительного бюджетного финансирования, привлечения зарубежных пре-подавателей и других мер. Действие этой программы рассчитано до 2018 года. Однако ее реализация проводится в авральном режиме, и это неизбежно скажется на результатах. Вузы-победители были определены только в октябре, а выделяемые им на 2009 год бюджетные средства они должны были потратить до середины декабря. Программа поддержки исследовательских университетов - это долго готовившееся решение, но не антикризисная мера. Она не может дать быстрой отдачи.
До кризиса готовилось и решение освободить получателей грантов, в том числе двух государственных научных фондов - РФФИ и РГНФ, - от подоходного налога. В 2009 году размер самих грантов был урезан, и введение этой меры могло бы рассматриваться как компенсация потерь. Однако абсурдность ситуации состоит в том, что в уставах научных фондов нет определения понятия "грант", поэтому и применять этот закон они не могут. Выходит так, что правительство, разрабатывая разумные в принципе меры по поддержке научной и инновационной сферы, вводит их слишком медленно и не учитывает нормативно-правовые реалии. Потому они не приносят ожидаемого эффекта.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».