Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "От российского реформбюро"

В конце сентября на заседании правительства будет обсуждаться реформа банковской системы. Основных проектов два. Один отражает интересы ЦБ, другой — крупных коммерческих банков.Нынешний всплеск интереса к реформированию банковской системы объясняется многократно озвученными и президентом Путиным, и премьером Касьяновым заявлениями о необходимости вступления России во Всемирную торговую организацию. Конкретная дата этого события, правда, не оглашается, но эксперты прогнозируют «переходный» срок в 1—2 года. Членство же в ВТО, помимо множества прочих условий, предполагает свободный доступ на наш рынок западных банков.
Отсюда — появление различных вариантов программ «спасения» отечественной финансовой системы и активное их обсуждение. Ведь даже Сбербанк в мировом рейтинге по объему собственного капитала занимает лишь 301-е место. Понятно, что и его возможности по выдаче кредитов примерно такие же. Угроза следующая: переток частных вкладчиков в западные банки, которым можно доверять, так сказать, исторически.
Программ, собственно, две. Первая разработана Банком России, вторая — Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).
Центральный банк назвал свои предложения «Концептуальными вопросами развития банковского сектора Российской Федерации», а Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выпустил программу реформирования банковской системы под редакцией председателя совета директоров МДМ-банка Александра Мамута.
Основные положения реформы, согласно варианту ЦБ, следующие: увеличение капитализации банковской системы, введение обязательного государственного гарантирования частных вкладов населения во всех банках, а не только в Сбербанке, как сейчас, выход Центробанка из капитала госбанков, переход всех российских кредитных организаций с доморощенных на международные стандарты отчетности.
Что до упомянутого в программе ЦБ выхода Банка России из капитала (в Сбербанке ЦБ владеет 63% акций, в ВТБ — 98% акций), то это — вынужденное решение, выдавленное Центробанком из себя, переписанное из рекомендаций МВФ и имеющее целью показать мировому сообществу, что Россия изо всех сил стремится работать по международным стандартам банковского дела. Однако в ЦБ тут же уточняют: с продажей государственного пакета акций Сбербанка торопиться не стоит.
Вариант РСПП содержит более революционные изменения на банковском «фронте».
Прежде всего, предлагается жесткое разделение всех коммерческих банков на федеральные и региональные.
Федеральные (минимальный уставной капитал — не менее $100 млн.; на сегодня таковых всего 12, должно стать 20—25) смогут открывать филиалы по всей стране, держать деньги в иностранных банках и обслуживать бюджет.
Остальные либо должны стать филиалами федеральных, либо, если их капитал составит не менее $7 млн., получат статус региональных с правом проведения операций на территории конкретного региона. На шаг вправо — шаг влево (то есть выход за рамки «своих» территорий) им каждый раз нужно будет получать разрешение Центробанка.
По сути дела, речь идет о возвращении к так называемой «трехуровневой» банковской системе, когда наряду с коммерческими существовали и специализированные структуры — Промышленно-строительный, Жилсоцбанк, Агропромбанк. Эти банки обслуживали главные финансовые потоки государственной казны, предназначенные для соответствующих отраслей: промышленности, социальной сферы, сельского хозяйства. В силу своего монопольного положения о качестве работы финансисты не сильно беспокоились, как и о возврате государственных денег. Все эти банки были безнадежно убыточными, а выданные ими кредиты — в большинстве случаев невозвратными.
Похоже, что программа РСПП разработана под нынешние крупные коммерческие банки и призвана поставить под их надзор финансовые ресурсы экономики — как раньше их контролировали спецбанки (хотя, разумеется, речь идет о новом качестве).
Таким образом, получается, что реальные цели у обсуждаемых ныне концепций реформирования банковской системы несколько отличаются от декларируемых. Формальная задача — убедить мировое финансовое сообщество, что в России очень хотят жить по правилам. Но заодно каждая из программ, будь она реализована, поможет решить и некоторые частные проблемы. ЦБ желает сохранить свое нынешнее главенствующее положение в отечественном финансовом сообществе. Коммерческим банкам, напротив, самодержавие Центробанка хочется как минимум поколебать. Или хотя бы превратить «абсолютную монархию» в «конституционную».
И та и другая программа имеют — помимо мирового финансового сообщества — еще одного адресата. Это государство. Ведь его тоже не прельщает перспектива утратить с приходом «западников» контроль над финансовой системой собственной страны.
Так что подспудный смысл обеих проектов модернизации наших банков очень прост: убедить власти добиться если не отсрочки вступления в ВТО, то таких оговорок при этом, которые бы продлили «тепличное» существование наших кредитных институтов на возможно больший срок.

НАТАЛЬЯ РОМАНОВА, ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK