24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2001 года: "Откажите любезность"

Архивная публикация 2001 года: "Откажите любезность"

Культура отказа в наших людях развита исключительно. Сплошь и рядом проще отказаться, чем долго и нудно объяснять, почему ты соглашаешься.Телефонный звонок выдернул Лару из постели. Голос был знакомый, но не то со сна, не то по какой-то другой причине Лара долго не могла понять, кто звонит.
-- Але, кто это? -- Лара прикрыла трубку ладошкой, чтобы не разбудить спящего мужа -- он вчера поздно пришел после тяжелой операции.
-- Короткая же у тебя память, подружка,-- сказала трубка.-- Свету Некрасову помнишь?
-- Светик, сколько лет прошло...
-- Три,-- жестко оборвал голос в трубке.-- Мне бы хотелось с тобой встретиться.
-- Давай в кофейне на Пушкинской,-- с некоторой поспешностью сказала Лара.-- Сегодня в четыре.
Положив трубку на рычаг, она поняла, что сердце ее колотится. Сон сдуло, как наперсточников при приближении ментов. Зачем позвонила Светка и что ей от нее надо?
...Привязанности и выбор -- вот, пожалуй, самая занятная тема для размышлений. Почему та, а не эта? Ведь та и из другой стаи, и по всем статьям уступает счастливой сопернице, а занимает ее место.
Почему мужчина живет жизнь с одной, а подвиги совершает ради другой? И при этом по отношению к первой проявляется как совершенная скотина. Почему он мчится на другой конец страны на самолете, чтобы подарить цветы чужой жене? Ведь его более близкая подружка на шестом месяце и он даже еще и не решил, жениться на ней или нет. Главное -- она ничем не хуже этой бабенки, ради которой он поперся из Ижевска в Питер.
Фокус в том, что те, кому предназначаются пышные цветы души, высыпавшие на раскидистых ветвях страсти, часто и сами о том не подозревают. Чужое чувство накрывает их как эпидемия гриппа -- поэтому естественно возникает желание где-то пересидеть вспышки постороннего сердечного безумия. Тот самый случай, когда между ведущей партией и ролью статиста лучше выбрать вообще скучную работу билетера. На фига вам становиться героем романа, если в конце все или умрут, или попадут в сумасшедший дом. Или -- как минимум -- залезут в нескончаемые долги.
К Мишке Некрасову я всегда относился иронически. Его квохтанье вокруг жены Светули, все в дом, все в дом, восхищение талантами дочки Насти, "следующая моя мечта -- новый душ на даче", сопровождающиеся хватанием за задницу знакомых теток и ежеминутная готовность выпить, рисовали знакомый российский типажок. Не плохой, в сущности, но неинтересный. Поэтому, когда мне сказали, что у Мишки возник роман с Ларой, я не сильно удивился. А то! Чтобы Некрасов пропустил хорошенькую разведенную женщину! Лара только что разошлась с мужем и обживала маленькую двухкомнатную квартирку, которая досталась ей с двухлетним сыном после семейного "девятого вала". Тут к ней и подкатился Мишка с предложениями что-нибудь прибить, привезти из магазина, покрасить. Ведь в новой квартире всегда есть что покрасить и прибить. Причем Светуля, Мишкина жена, сама и подала эту идею: компания была одна, еще со студенческих времен, мелкие дружеские подвиги поощрялись, а красивую брошенную Лару жалели. Светлое женское качество искренне и громко сочувствовать более удачливой сопернице, подловив ее в плохую минуту.
Но Светуля была наказана за свои лучшие порывы. Происходившие, правда, из худших побуждений. Мишка не только прибил и покрасил, но и подбил и скрасил... Лара грехопала, о чем Мишкка торжественно и сообщил мужской части компании в очередную субботу в бане. Смешно было думать, что Лара могла на что-то рассчитывать. Да она, видимо, хорошо понимала, чего ждать от Мишки, который каждому встречному доверительно сообщал: "Я, конечно, не монах. Но для меня семья -- это все".
Поэтому, использовав роман с Мишкой для наведения порядка в смятой диспозиции, она быстро вернула блеск глазам, стремительность походке и скучающую гримасу хорошенькому ротику. Очень скоро около Лары возник Петр Андреевич, нейрохирург, к несчастью -- а может, к счастью (мне лично кажется, что это практически одно и то же), недавно овдовевший. Свадебным подарком хирурга стала новенькая "дэу", а поселилась новобрачная чета в только что отремонтированной Некрасовым квартирке. Мишка был в ярости. Слово "хирург" он произносил исключительно как "херург". Устроил Ларе отвратительную сцену -- но та предусмотрительно назначила встречу в парке, правда, недалеко от входа, где маячил милиционер. Ей даже удалось взять с Мишки слово, что он не будет звонить, приходить и никогда не позволит себе ни малейшего намека на случайные отношения, связывавшие их, в сущности, очень недолго.
Люди вообще недооценивают случайные встречи, загоняя их на периферию личной жизни. А что еще подарит вам столько открытий? А что еще захочется вспоминать спустя годы? Долгие годы семейной жизни, слипшиеся в один день?
Выйдя второй раз замуж, Лара из студенческой компании выбыла. Потом она и вовсе переехала, сменила телефон. Ей хотелось расстаться с первой неудавшейся версией жизни. И она это сделала.
И вот пожалуйста -- Светуля. И Лара, представив деланно недоуменное лицо мужа, когда всплывет ее бывший роман непонятно с кем, а точнее, судя по Светуле, понятно с кем, похолодела. Петр Андреевич был брезглив, как коза, и щепетилен, как потомственный интеллигент, впавший в маразм. А то, что звонок Светули обещал скандал -- к бабке не ходи. Зачем еще звонят жены любовницам своих мужей?
На встречу со Светулей Лара отправилась в старой шубе, старых сапогах. Припарковав свой "ниссан" (все течет, все изменяется) на Пушке, подальше от кафе, Лара явилась на встречу на десять минут раньше назначенного. Светуля уже сидела за столиком -- в черном свитере, бледная, ненакрашенная -- и курила.
-- Хорошо выглядишь,-- строго сказала Светуля, критически осмотрев Лару.
-- Ты тоже,-- соврала та.
Света уронила голову на скрещенные руки и тусклым голосом произнесла:
-- Не знаю, в курсе ты или нет. Миша умер.
Лара испытала предательское облегчение.
-- Какой ужас,-- с чувством сказала она.
-- Он оставил завещание. У нас с ним было раздельное имущество. Так вот, свое он завещал тебе. Уж не знаю, что у вас с ним было...-- Тут Светуля метнула на Лару тяжелый взгляд и коротким жестом пресекла все возражения, которые были готовы слететь с Лариных губ.-- Скорее всего, роман. Иначе с чего б это он чужой бабе что-нибудь оставил? Но что сейчас об этом говорить! Что было -- то было. Человека уже нет. Однако я должна выполнить все, что он завещал.
Лара сделала скорбное лицо. "Это ж надо,-- вертелась ее мысль вокруг одного,-- Мишка, с его-то жлобством, и ей оставил наследство. Это ж надо какое чувство она сумела внушить этому человеку! И главное -- не особо напрягаясь. А ей и в голову не приходило, что он к ней так возвышенно относится. Поди знай, какой мужик с дерьмом смешает, а какой отдаст последнее!.
-- Что касается наследства,-- продолжала Светуля,-- квартира наша двухкомнатная в хрущевке была записана на меня. Дача тоже. Собственно, остается только машина. Ты же знаешь его машину?
Лара кивнула -- уже во время ее близкого знакомства с Мишкой "жигуленок" глох на каждом перекрестке, что было вовсе не странно при его солидном возрасте -- шесть лет. А было это три года назад. Лара вспомнила о новеньком "ниссане", который стоял за углом, о перспективах объяснений с мужем, о дикой мороке, связанной с оформлением и продажей этой рухляди.
-- Света,-- осторожно спросила она,-- а ты не будешь возражать, если я не возьму вашу машину? Я, конечно, очень благодарна Мише за то, что он обо мне вспомнил. Спасибо и тебе за щепетильность.-- Она встала и взяла сумку.-- Очень была рада тебя повидать.
-- Подожди,-- попросила Светуля.-- Так ты отказываешься, что ли, от завещания?
-- Ну да.
-- И я должна у нотариуса сказать, что ты отказываешься? Мне никто не поверит. Вот у меня есть бумажка -- форма, я захватила на всякий случай. Напиши, пожалуйста, все, что ты сказала. Ну, что отказываешься от своей доли наследства и все такое.
Лара заполнила готовую форму. На прощание она сжала локоть Светули: "Вот увидишь, у тебя все будет хорошо. Это просто надо пережить, переболеть".
Лара выскочила из кафе веселая и взбудораженная. Это ж надо! Только в книгах она читала, чтобы мужчины оставляли наследство любимым женщинам. Но чтобы такие жесты -- и сегодня! И кому -- ей! Фиг с этим ржавым "жигулем", важна суть! Все-таки в этом Мишке что-то было.
А вечером ей позвонил Андрюша Попов. Еще один голос из прошлого, из их студенческой компании. Поинтересовался, знает ли Лара, что Мишка Некрасов умер. Да, скорбно сказала Лара.
-- Говорят, он все тебе оставил,-- бесцеремонно ляпнул Андрюша.
-- Ну не все,-- начала финтить Лара, примериваясь к роли роковой женщины.-- Квартира осталась жене...
-- Какой жене? Они развелись три года назад. Как только ты замуж вышла. Мишка сделал себе фирму. Все хотел тебе что-то доказать. Не знала, что ли? Деньги к нему пошли, как будто только ждали, когда он с этого газетного ларька уйдет. Вот ларек он Светке оставил. Только что построил в Переделкине трехэтажный дом. Джип и "мерседес" у него... Ты что, плачешь, что ли?
Лара рыдала навзрыд, заливая горячими слезами телефонную трубку.
-- Что с тобой, родная? -- сказал муж, входя в комнату.
-- Умер один очень хороший человек,-- сказала Лара и уткнулась в чисто промытые ладони "херурга".
К чему это я? А к тому, что ерунда, дескать, что любовь аршином общим не измерить. А завещание на что?

Культура отказа в наших людях развита исключительно. Сплошь и рядом проще отказаться, чем долго и нудно объяснять, почему ты соглашаешься.Телефонный звонок выдернул Лару из постели. Голос был знакомый, но не то со сна, не то по какой-то другой причине Лара долго не могла понять, кто звонит.

-- Але, кто это? -- Лара прикрыла трубку ладошкой, чтобы не разбудить спящего мужа -- он вчера поздно пришел после тяжелой операции.

-- Короткая же у тебя память, подружка,-- сказала трубка.-- Свету Некрасову помнишь?

-- Светик, сколько лет прошло...

-- Три,-- жестко оборвал голос в трубке.-- Мне бы хотелось с тобой встретиться.

-- Давай в кофейне на Пушкинской,-- с некоторой поспешностью сказала Лара.-- Сегодня в четыре.

Положив трубку на рычаг, она поняла, что сердце ее колотится. Сон сдуло, как наперсточников при приближении ментов. Зачем позвонила Светка и что ей от нее надо?

...Привязанности и выбор -- вот, пожалуй, самая занятная тема для размышлений. Почему та, а не эта? Ведь та и из другой стаи, и по всем статьям уступает счастливой сопернице, а занимает ее место.

Почему мужчина живет жизнь с одной, а подвиги совершает ради другой? И при этом по отношению к первой проявляется как совершенная скотина. Почему он мчится на другой конец страны на самолете, чтобы подарить цветы чужой жене? Ведь его более близкая подружка на шестом месяце и он даже еще и не решил, жениться на ней или нет. Главное -- она ничем не хуже этой бабенки, ради которой он поперся из Ижевска в Питер.

Фокус в том, что те, кому предназначаются пышные цветы души, высыпавшие на раскидистых ветвях страсти, часто и сами о том не подозревают. Чужое чувство накрывает их как эпидемия гриппа -- поэтому естественно возникает желание где-то пересидеть вспышки постороннего сердечного безумия. Тот самый случай, когда между ведущей партией и ролью статиста лучше выбрать вообще скучную работу билетера. На фига вам становиться героем романа, если в конце все или умрут, или попадут в сумасшедший дом. Или -- как минимум -- залезут в нескончаемые долги.

К Мишке Некрасову я всегда относился иронически. Его квохтанье вокруг жены Светули, все в дом, все в дом, восхищение талантами дочки Насти, "следующая моя мечта -- новый душ на даче", сопровождающиеся хватанием за задницу знакомых теток и ежеминутная готовность выпить, рисовали знакомый российский типажок. Не плохой, в сущности, но неинтересный. Поэтому, когда мне сказали, что у Мишки возник роман с Ларой, я не сильно удивился. А то! Чтобы Некрасов пропустил хорошенькую разведенную женщину! Лара только что разошлась с мужем и обживала маленькую двухкомнатную квартирку, которая досталась ей с двухлетним сыном после семейного "девятого вала". Тут к ней и подкатился Мишка с предложениями что-нибудь прибить, привезти из магазина, покрасить. Ведь в новой квартире всегда есть что покрасить и прибить. Причем Светуля, Мишкина жена, сама и подала эту идею: компания была одна, еще со студенческих времен, мелкие дружеские подвиги поощрялись, а красивую брошенную Лару жалели. Светлое женское качество искренне и громко сочувствовать более удачливой сопернице, подловив ее в плохую минуту.

Но Светуля была наказана за свои лучшие порывы. Происходившие, правда, из худших побуждений. Мишка не только прибил и покрасил, но и подбил и скрасил... Лара грехопала, о чем Мишкка торжественно и сообщил мужской части компании в очередную субботу в бане. Смешно было думать, что Лара могла на что-то рассчитывать. Да она, видимо, хорошо понимала, чего ждать от Мишки, который каждому встречному доверительно сообщал: "Я, конечно, не монах. Но для меня семья -- это все".

Поэтому, использовав роман с Мишкой для наведения порядка в смятой диспозиции, она быстро вернула блеск глазам, стремительность походке и скучающую гримасу хорошенькому ротику. Очень скоро около Лары возник Петр Андреевич, нейрохирург, к несчастью -- а может, к счастью (мне лично кажется, что это практически одно и то же), недавно овдовевший. Свадебным подарком хирурга стала новенькая "дэу", а поселилась новобрачная чета в только что отремонтированной Некрасовым квартирке. Мишка был в ярости. Слово "хирург" он произносил исключительно как "херург". Устроил Ларе отвратительную сцену -- но та предусмотрительно назначила встречу в парке, правда, недалеко от входа, где маячил милиционер. Ей даже удалось взять с Мишки слово, что он не будет звонить, приходить и никогда не позволит себе ни малейшего намека на случайные отношения, связывавшие их, в сущности, очень недолго.

Люди вообще недооценивают случайные встречи, загоняя их на периферию личной жизни. А что еще подарит вам столько открытий? А что еще захочется вспоминать спустя годы? Долгие годы семейной жизни, слипшиеся в один день?

Выйдя второй раз замуж, Лара из студенческой компании выбыла. Потом она и вовсе переехала, сменила телефон. Ей хотелось расстаться с первой неудавшейся версией жизни. И она это сделала.

И вот пожалуйста -- Светуля. И Лара, представив деланно недоуменное лицо мужа, когда всплывет ее бывший роман непонятно с кем, а точнее, судя по Светуле, понятно с кем, похолодела. Петр Андреевич был брезглив, как коза, и щепетилен, как потомственный интеллигент, впавший в маразм. А то, что звонок Светули обещал скандал -- к бабке не ходи. Зачем еще звонят жены любовницам своих мужей?

На встречу со Светулей Лара отправилась в старой шубе, старых сапогах. Припарковав свой "ниссан" (все течет, все изменяется) на Пушке, подальше от кафе, Лара явилась на встречу на десять минут раньше назначенного. Светуля уже сидела за столиком -- в черном свитере, бледная, ненакрашенная -- и курила.

-- Хорошо выглядишь,-- строго сказала Светуля, критически осмотрев Лару.

-- Ты тоже,-- соврала та.

Света уронила голову на скрещенные руки и тусклым голосом произнесла:

-- Не знаю, в курсе ты или нет. Миша умер.

Лара испытала предательское облегчение.

-- Какой ужас,-- с чувством сказала она.

-- Он оставил завещание. У нас с ним было раздельное имущество. Так вот, свое он завещал тебе. Уж не знаю, что у вас с ним было...-- Тут Светуля метнула на Лару тяжелый взгляд и коротким жестом пресекла все возражения, которые были готовы слететь с Лариных губ.-- Скорее всего, роман. Иначе с чего б это он чужой бабе что-нибудь оставил? Но что сейчас об этом говорить! Что было -- то было. Человека уже нет. Однако я должна выполнить все, что он завещал.

Лара сделала скорбное лицо. "Это ж надо,-- вертелась ее мысль вокруг одного,-- Мишка, с его-то жлобством, и ей оставил наследство. Это ж надо какое чувство она сумела внушить этому человеку! И главное -- не особо напрягаясь. А ей и в голову не приходило, что он к ней так возвышенно относится. Поди знай, какой мужик с дерьмом смешает, а какой отдаст последнее!.

-- Что касается наследства,-- продолжала Светуля,-- квартира наша двухкомнатная в хрущевке была записана на меня. Дача тоже. Собственно, остается только машина. Ты же знаешь его машину?

Лара кивнула -- уже во время ее близкого знакомства с Мишкой "жигуленок" глох на каждом перекрестке, что было вовсе не странно при его солидном возрасте -- шесть лет. А было это три года назад. Лара вспомнила о новеньком "ниссане", который стоял за углом, о перспективах объяснений с мужем, о дикой мороке, связанной с оформлением и продажей этой рухляди.

-- Света,-- осторожно спросила она,-- а ты не будешь возражать, если я не возьму вашу машину? Я, конечно, очень благодарна Мише за то, что он обо мне вспомнил. Спасибо и тебе за щепетильность.-- Она встала и взяла сумку.-- Очень была рада тебя повидать.

-- Подожди,-- попросила Светуля.-- Так ты отказываешься, что ли, от завещания?

-- Ну да.

-- И я должна у нотариуса сказать, что ты отказываешься? Мне никто не поверит. Вот у меня есть бумажка -- форма, я захватила на всякий случай. Напиши, пожалуйста, все, что ты сказала. Ну, что отказываешься от своей доли наследства и все такое.

Лара заполнила готовую форму. На прощание она сжала локоть Светули: "Вот увидишь, у тебя все будет хорошо. Это просто надо пережить, переболеть".

Лара выскочила из кафе веселая и взбудораженная. Это ж надо! Только в книгах она читала, чтобы мужчины оставляли наследство любимым женщинам. Но чтобы такие жесты -- и сегодня! И кому -- ей! Фиг с этим ржавым "жигулем", важна суть! Все-таки в этом Мишке что-то было.

А вечером ей позвонил Андрюша Попов. Еще один голос из прошлого, из их студенческой компании. Поинтересовался, знает ли Лара, что Мишка Некрасов умер. Да, скорбно сказала Лара.

-- Говорят, он все тебе оставил,-- бесцеремонно ляпнул Андрюша.

-- Ну не все,-- начала финтить Лара, примериваясь к роли роковой женщины.-- Квартира осталась жене...

-- Какой жене? Они развелись три года назад. Как только ты замуж вышла. Мишка сделал себе фирму. Все хотел тебе что-то доказать. Не знала, что ли? Деньги к нему пошли, как будто только ждали, когда он с этого газетного ларька уйдет. Вот ларек он Светке оставил. Только что построил в Переделкине трехэтажный дом. Джип и "мерседес" у него... Ты что, плачешь, что ли?

Лара рыдала навзрыд, заливая горячими слезами телефонную трубку.

-- Что с тобой, родная? -- сказал муж, входя в комнату.

-- Умер один очень хороший человек,-- сказала Лара и уткнулась в чисто промытые ладони "херурга".

К чему это я? А к тому, что ерунда, дескать, что любовь аршином общим не измерить. А завещание на что?

ИВАН ШТРАУХ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».