Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Откуда есть пошла Москва лужковская"

На прошлой неделе открылась выставка "Москва Гиляровского", приуроченная к 150-летию московского бытописателя. На вернисаже дамы в кокошниках вместо билетов вручали каждому посетителю по пирожку. Второй этаж Манежа, где разместилась экспозиция, ломился от калачей и спонсорской водки — символов московской хлебосольности. В общем, празднество сильно смахивало на воплощенный идеал нынешнего градоначальника: веселую и разухабистую купеческую столицу. На выставке представлены портреты Гиляровского: с каждого смотрит раздобревший казак (Репин изобразил Гиляровского в центре своих "Запорожцев, пишущих письмо турецкому султану"), принявший на грудь как минимум штоф водки. Здесь же — его записки Толстому, рукопись воспоминаний о дружбе с Чеховым и первые издания "Москвы и москвичей". На стенах — выдержки из его сочинений. Над всем этим, по заверению кураторов, "витает московский дух, Москвою пахнет". Если учесть, что один из первых очерков Гиляровского был посвящен московскому дну (уничтоженные цензурой "Трущобные люди") — запах должен быть специфический. Общение Гиляровского с бомжами и маргиналами отражено в той части выставки, которая рассказывает о походах на Хитров рынок со Станиславским, изучавшим натуру перед постановкой "На дне". В качестве иллюстрации к московскому дну кураторы водрузили на постамент деревянные лавки и обшарпанное кресло. Несмотря на то, что выставка насквозь парадная, в стиле "конфетки-бараночки", из нее можно извлечь одну свежую идею. Судя по экспонатам, Гиляровский (и в этом его гениальность) соединил в себе сразу два московских типажа: с одной стороны, босяк и калика перехожий, с другой — интеллигент. Оба встретились в кабаке и воспели Первопрестольную.

Принцип домино ЕЛЕНА ШЕВЧЕНКО 29 ноября в Москве даст единственный концерт Вальтрауд Майер, а 30 ноября и 4 и 6 декабря в столице будет петь Джесси Норман. То, что гранд-дамы мирового вокала, обе претендующие на то, чтобы называться "лучшим сопрано нашего времени", по стечению обстоятельств выступают в Москве в одно и то же время, можно представить как концептуальную акцию. Схожие по масштабу популярности, эти певицы различны так же, как Старый Свет, от имени которого представительствует Майер, и Новый, который воплощает Норман. Джесси на протяжении всей ее карьеры называют черным бриллиантом, черной жемчужиной, королевой ночи и т.п. И не только за ее принадлежность к черной расе. Сам голос Норман, soprano assoluta, которому доступен диапазон нескольких женских голосов, создает образ бесконечного звукового пространства. Он полон пьянящих, чувственных обертонов и необычных тембров. Впрочем, обширны не только ее вокальные возможности, но и репертуар. Норман — суперзвезда академической оперной сцены, примадонна нью-йоркской "Метрополитен-опера", витрины самых дорогих певцов мира. Непревзойденная исполнительница опер Рихарда Штрауса, она поет и хрестоматийно известных героинь Верди, и любимую повсюду Кармен, блестяще исполняет джаз, а также кровно родные ей спиричуэлс. И разумеется, Гершвина, который на сей раз будет представлен в Москве. Ради московской публики Норман разучила даже арию Иоанны из оперы Чайковского "Орлеанская дева". В то же самое время Джесси — отчаянная тусовщица, завсегдатай модных вернисажей, богемных party и дорогих аукционов. Вальтрауд Майер — главная вагнеровская певица современной Европы. Этот титул она завоевала лишь несколько лет назад, уже вступив в период зрелости. Однако период этот длится по сей день, и пока нет никаких признаков заката. Открытием Майер стала партия Кундри в "Парсифале" — зловещей мистической старухи-колдуньи, лишающей невинности главного героя. Но затем с ее именем ассоциируются самые обольстительные златокудрые вагнеровские красавицы: Изольда, богиня Венера, валькирия Брунгильда и подобные им героини опер других композиторов. Майер придает вагнеровский масштаб и партии Далилы в салонной опере Сен-Санса "Самсон и Далила", и той же Кармен, и Леоноре в бетховенском "Фиделио", и камерным вокальным циклам, с которыми прибыла в Москву. Но несмотря на эмоциональную мощь, ее трактовки лишены подавляющего демонизма. В отличие от темного таинственного звукового пространства Джесси Норман вокальная вселенная Майер, скорее, напоминает потоки света, то ослепительного, то приглушенного. А их московская встреча подобна красивому природному явлению, когда небосклон одновременно освещен и лучами заходящего солнца, и мерцанием нарождающейся Луны.

Главные блюда французской кинокухни ДМИТРИЙ САВЕЛЬЕВ 4 декабря начинается 4-й фестиваль "Французское кино сегодня", который уложится ровно в 4 дня. Для чистоты концепта французам следовало отобрать для показа 4 фильма. Но они привезли больше — 9. Французское кино в очередной раз хочет предстать в наших глазах хорошим и разным. С первым пунктом три года кряду были некоторые проблемы. На самом деле даже дольше — с тех пор, как практически единственное иностранное кино, которое показывали в наших кинотеатрах, было французским. Привет из тех сладких далеких времен — новые "Невезучие" Франсиса Вебера. В старых "Невезучих" Депардье был частным детективом и на пару с идиотом Пьером Ришаром искал украденную дочку олигарха. Здесь он — налетчик-неудачник и олух царя небесного, обуза на шее рецидивиста Жано Рено. Комедия про побег из тюрьмы — это для французов как кусок лягушки на обед. Любимое лакомство, не надоедает. Еще французы любят "кино про отношения" — тоже национальный жанр, и в программе тоже представлен. Например, фильмом Жан-Поля Рапно "Счастливого пути" с Изабель Аджани, Грегори Деранжером и опять Депардье. Там на дворе 1940 год, а молодой герой стоит перед выбором — между именитой актеркой и безымянной студенткой, между беззаботностью и взрослым взглядом на положение вещей. Короче, это — роман воспитания чувств мужчины, что всегда актуально. В главные фестивальные козыри ни один из этих фильмов, однако, не метит. А метит, например, парадоксальная драма "В моей коже", повествующая о том, что с собственным телом у женщины могут быть совсем не возвышенные, а крайне запутанные физиологические отношения. Фильм сделала Марина де Ван — та самая, что разъезжала в инвалидном кресле у Франсуа Озона в "Крысятнике". Еще в фаворитах — арт-хаусный трагикомический "Страх и трепет" Алена Корно по автобиографической книжке Амели Нотомб. Про то, как и на чем сходятся Запад с Востоком, зачем глядятся друг в друга, что друг в друге понимают и принимают, а что — нет. Особого внимания заслуживает исполнительница главной роли, Сильви Тестюд, — повод вспомнить ее имя и лицо будет еще не раз. Что же до мультикультурных игр, то тут первым номером — Клод Миллер, который взял и переформатировал нашу "Чайку" в свою "Малышку Лили". Получилась русская пьеса с французским акцентом.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK