19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2001 года: "Отмывание. От купюр"

Архивная публикация 2001 года: "Отмывание. От купюр"

Теперь наши компетентные органы не просто могут, а обязаны отслеживать все более-менее крупные финансовые операции.Александр Шохин, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям: "Конвенцию и сопровождающие ее законопроекты желательно принять до лета. Понятно, что протащить их через Думу так быстро будет трудно, но правительство сделает все возможное. Дело в том, что в начале лета состоится очередное заседание FATF -- Международной комиссии по борьбе с отмыванием капиталов, которая заседает в Париже. Если конвенция не будет ратифицирована, а закон об отмывании не будет принят, мы рискуем нарваться на серьезные санкции.
В прошлом году Россия уже попала в черный список стран, отказывающихся сотрудничать с международными организациями в области противодействия отмыванию доходов. Мы торжественно пообещали принять меры. Теперь нам грозит уже не предупреждение, а реальные санкции. То есть государства, ратифицировавшие конвенцию,-- а это практически все экономически развитые страны -- могут предпринимать разного рода действия против российских фирм, особенно тщательно проверять все их операции, что, понятно, приведет к проблемам в ведении бизнеса. Кроме того, может быть приостановлено открытие корреспондентских счетов российским банкам, возможно и закрытие ряда существующих корсчетов.
В пакет документов, сопровождающих ратификацию, входит в том числе закон о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Разница между формулировками "незаконный" и "преступный" существенна. Дело в том, что международное законодательство направлено на борьбу с капиталами, полученными от торговли наркотиками, нелегальной торговли оружием, терроризма и проституции. Эти преступления во всем мире считаются тяжкими.
У нас же пока не сложились четкие критерии, отличающие просто незаконные деньги от преступных. Совершенно очевидно, что наше законодательство под преступными капиталами подразумевает значительно более широкий список. В частности, к преступным относится неуплата налогов, что нехарактерно, к примеру, для Швейцарии".

Владимир Ворожцов, статс-секретарь -- заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции: "Речь идет о пакете законопроектов. Прежде всего о ратификации международной конвенции. Здесь уже нет никаких разногласий. Все вопросы, связанные с трактовками терминологии, возникшие при переводе, сняты. Перевод завизирован и утвержден МИДом, так что здесь проблем, надеюсь, не будет.
Конвенция носит рамочный характер. Признаки подозрительных операций законодательно определить сложно. Они зависят от национальных законодательств, от состоянии экономики, от позиций на рынках и т.п. Они все время меняются. Этими вопросами занимаются FATF, комиссия ЕЭС, структуры ООН и т.п.
Что касается самого закона о борьбе с легализацией преступных доходов, то он тоже очень нужен. Закон определяет механизм и порядок организации работы по профилактике и выявлению преступлений, связанных с легализацией капиталов, полученных преступным путем. Там четко прописаны функции уполномоченного органа, а также вопросы, связанные с конфиденциальностью информации. Речь идет именно о преступлениях. С моей точки зрения, такая формулировка наиболее соответствует и содержанию закона, и международной практике.
С точки зрения ФСНП существует четкий механизм: если доходы легализуются, значит, в процессе их получения не были уплачены налоги. Это уже преступление. Если же в процессе расследования этого преступления мы выходим на другие преступления, тут подключаются другие ведомства -- МВД, прокуратура, ФСБ".

Татьяна Пухова, адвокат адвокатского бюро "Барщевский и партнеры" Московской городской коллегии адвокатов: "То, что Россия может присоединиться к Международной конвенции по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, вполне позитивный и логичный шаг. Если мы декларируем, что живем в условиях рыночной экономики и хотим стать частью мировой экономики, нужно соблюдать общие правила.
Однако в пылу такой борьбы никогда нельзя забывать, что существует презумпция невиновности. А это значит, что любые доходы, даже очень большие и сомнительные с точки зрения источника получения, могут быть обозначены как "доходы, полученные преступным путем" только по приговору суда.
К сожалению, при разработке российских законопроектов по соответствующей тематике об этом как-то забывают. На самом деле, государство в праве и должно создавать правовой механизм, обеспечивающий жесткий контроль над финансовыми потоками. Это, в свою очередь, поможет и в решении таких проблем, как выявление нелегальных доходов и предупреждение их получения".

Сергей Алексашенко, заместитель генерального директора холдинга "Интеррос", первый заместитель председателя Центробанка в 1995--1998 годах: "Ратификация Государственной думой этой международной конвенции является абсолютно правильным и логичным шагом. По сути дела, отказ от ратификации означал бы закрепление за Россией статуса страны, в которой незаконно нажитые капиталы "отмываются".
Сказать, что такой образ будет вредить международному имиджу России,-- значит ничего не сказать. В этом случае придется надолго забыть, например, об увеличении притока иностранных инвестиций в отечественную экономику или о прекращении дискриминации российского капитала за границей. Поэтому ратифицировать необходимо.
Главная проблема сегодня состоит даже не в отсутствии реальных механизмов борьбы с незаконно нажитыми капиталами, а в отсутствии у властных структур понимания того, что считать незаконными капиталами. И главное -- для чего наши правоохранительные органы будут использовать присоединение России к конвенции. То ли для борьбы с легализацией доходов, полученных от оборота наркотиков, торговли оружием, проституции и т.д., то ли для отслеживания любых крупных капиталов, то ли для тотального контроля за всем и вся".

Теперь наши компетентные органы не просто могут, а обязаны отслеживать все более-менее крупные финансовые операции.Александр Шохин, председатель комитета Госдумы по кредитным организациям: "Конвенцию и сопровождающие ее законопроекты желательно принять до лета. Понятно, что протащить их через Думу так быстро будет трудно, но правительство сделает все возможное. Дело в том, что в начале лета состоится очередное заседание FATF -- Международной комиссии по борьбе с отмыванием капиталов, которая заседает в Париже. Если конвенция не будет ратифицирована, а закон об отмывании не будет принят, мы рискуем нарваться на серьезные санкции.

В прошлом году Россия уже попала в черный список стран, отказывающихся сотрудничать с международными организациями в области противодействия отмыванию доходов. Мы торжественно пообещали принять меры. Теперь нам грозит уже не предупреждение, а реальные санкции. То есть государства, ратифицировавшие конвенцию,-- а это практически все экономически развитые страны -- могут предпринимать разного рода действия против российских фирм, особенно тщательно проверять все их операции, что, понятно, приведет к проблемам в ведении бизнеса. Кроме того, может быть приостановлено открытие корреспондентских счетов российским банкам, возможно и закрытие ряда существующих корсчетов.

В пакет документов, сопровождающих ратификацию, входит в том числе закон о борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Разница между формулировками "незаконный" и "преступный" существенна. Дело в том, что международное законодательство направлено на борьбу с капиталами, полученными от торговли наркотиками, нелегальной торговли оружием, терроризма и проституции. Эти преступления во всем мире считаются тяжкими.

У нас же пока не сложились четкие критерии, отличающие просто незаконные деньги от преступных. Совершенно очевидно, что наше законодательство под преступными капиталами подразумевает значительно более широкий список. В частности, к преступным относится неуплата налогов, что нехарактерно, к примеру, для Швейцарии".


Владимир Ворожцов, статс-секретарь -- заместитель директора Федеральной службы налоговой полиции: "Речь идет о пакете законопроектов. Прежде всего о ратификации международной конвенции. Здесь уже нет никаких разногласий. Все вопросы, связанные с трактовками терминологии, возникшие при переводе, сняты. Перевод завизирован и утвержден МИДом, так что здесь проблем, надеюсь, не будет.

Конвенция носит рамочный характер. Признаки подозрительных операций законодательно определить сложно. Они зависят от национальных законодательств, от состоянии экономики, от позиций на рынках и т.п. Они все время меняются. Этими вопросами занимаются FATF, комиссия ЕЭС, структуры ООН и т.п.

Что касается самого закона о борьбе с легализацией преступных доходов, то он тоже очень нужен. Закон определяет механизм и порядок организации работы по профилактике и выявлению преступлений, связанных с легализацией капиталов, полученных преступным путем. Там четко прописаны функции уполномоченного органа, а также вопросы, связанные с конфиденциальностью информации. Речь идет именно о преступлениях. С моей точки зрения, такая формулировка наиболее соответствует и содержанию закона, и международной практике.

С точки зрения ФСНП существует четкий механизм: если доходы легализуются, значит, в процессе их получения не были уплачены налоги. Это уже преступление. Если же в процессе расследования этого преступления мы выходим на другие преступления, тут подключаются другие ведомства -- МВД, прокуратура, ФСБ".


Татьяна Пухова, адвокат адвокатского бюро "Барщевский и партнеры" Московской городской коллегии адвокатов: "То, что Россия может присоединиться к Международной конвенции по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, вполне позитивный и логичный шаг. Если мы декларируем, что живем в условиях рыночной экономики и хотим стать частью мировой экономики, нужно соблюдать общие правила.

Однако в пылу такой борьбы никогда нельзя забывать, что существует презумпция невиновности. А это значит, что любые доходы, даже очень большие и сомнительные с точки зрения источника получения, могут быть обозначены как "доходы, полученные преступным путем" только по приговору суда.

К сожалению, при разработке российских законопроектов по соответствующей тематике об этом как-то забывают. На самом деле, государство в праве и должно создавать правовой механизм, обеспечивающий жесткий контроль над финансовыми потоками. Это, в свою очередь, поможет и в решении таких проблем, как выявление нелегальных доходов и предупреждение их получения".


Сергей Алексашенко, заместитель генерального директора холдинга "Интеррос", первый заместитель председателя Центробанка в 1995--1998 годах: "Ратификация Государственной думой этой международной конвенции является абсолютно правильным и логичным шагом. По сути дела, отказ от ратификации означал бы закрепление за Россией статуса страны, в которой незаконно нажитые капиталы "отмываются".

Сказать, что такой образ будет вредить международному имиджу России,-- значит ничего не сказать. В этом случае придется надолго забыть, например, об увеличении притока иностранных инвестиций в отечественную экономику или о прекращении дискриминации российского капитала за границей. Поэтому ратифицировать необходимо.

Главная проблема сегодня состоит даже не в отсутствии реальных механизмов борьбы с незаконно нажитыми капиталами, а в отсутствии у властных структур понимания того, что считать незаконными капиталами. И главное -- для чего наши правоохранительные органы будут использовать присоединение России к конвенции. То ли для борьбы с легализацией доходов, полученных от оборота наркотиков, торговли оружием, проституции и т.д., то ли для отслеживания любых крупных капиталов, то ли для тотального контроля за всем и вся".

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО, ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».