Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Оживление в Ярославле"

В центре анимационного творчества детей и юношества «Перспектива» учат оживлять предметы, рисунки и даже снег. В 2000 году ярославский художник-аниматор Александр Петров повез в Америку свой мультфильм «Старик и море» — на «Оскара». Пока Петров ездил, его друзья и ученики в Ярославле решили, что «Оскара» он заслужил в любом случае, и не одного. К триумфальному возвращению Петрова в родном городе его ждали целых 200 «Оскаров» — из пластилина, глины, теста, бумаги и даже бисера. И настоящий занял в этой коллекции почетное место.

А сам победитель на радостях открыл в Ярославле Центр анимационного творчества детей и юношества «Перспектива».

Такие перцы

Грамоты и дипломы, полученные воспитанниками «Перспективы» на конкурсах и фестивалях в России и за границей, занимают несколько стен. А для Гран-при — хрустальных черепах, рыбок, перьев Жар-птицы — давно не хватает места в шкафу.

Сюда, в Ярославль, отправляется чуть ли не каждый Гран-при за самый добрый фильм фестиваля имени Ролана Быкова «Дети и экология». «Хрустальная черепаха» — за самую добрую книгу — есть и у руководителя школы анимации Маргариты Нагибиной.

А вот Оля Мурашова получила президентскую стипендию за достижения в кинотворчестве и сфотографировалась с Владимиром Путиным в Кремлевском дворце.

Оля сняла «Грустную историю» про Дрозда и Жука. Жили они мирно, по-соседски, но однажды голодный Дрозд выполнил сценарий, написанный для него природой, и съел Жука.

Мультфильм по «Ромео и Джульетте» (авторы Юля Бодрина и Аня Королева) получил диплом ВГИКа. Его история началась на уроке литературы в школе, а закончилась на разделочной доске. За 50 секунд герои — разноцветные болгарские перцы — рассказали самую печальную повесть на свете. В финале на экране осталось сердце, разделенное кухонным ножом на две половинки — красную и зеленую.

Фильмы «Перспективы» известны не только в России, но и в Эстонии, Германии и Болгарии. Центр ежегодно проводит международную киношколу «Ярославский медвежонок». Кстати, в будущем августе в Ярославле возможны трудности с гостиницами: город готовится к приему аниматоров со всего мира.

Ночная смена

Мультипликатор — это человек-оркестр. Сначала он должен придумать и написать сценарий фильма. Потом — изготовить персонажей (нарисовать или слепить). Научить их двигаться, говорить и петь. Кстати, озвучивает героя тоже, как правило, автор: кто же лучше его знает, какой у героя должен быть голос?

Технологию анимации каждый выбирает по вкусу. Малыши очень любят технику перекладки: передвигаются руки-ноги персонажа, а видеокамера фиксирует все перемещения. Тем, кто постарше, нравится авторская техника «ожившей живописи» отца-основателя, Александра Петрова, но она сложная и трудоемкая. Есть рисованная анимация, для нее используют аппарат «прожиг», через который просвечивает предыдущий рисунок. На изображение героя накладывают бумагу и каждую последующую картинку перерисовывают с небольшим сдвигом. Когда все фазы движения, шаг за шагом, нарисованы, можно снимать.

В съемочную комнату можно входить только в чистой обуви. Здесь стоит подарок Петрова, станок для съемок. Работать на нем для любого воспитанника школы — счастье. Самая большая удача — остаться с педагогом в центре и работать над мультфильмом всю ночь. Тогда вокруг станка, словно вокруг ночного костра в походе, собираются и говорят обо всем на свете.

Серое нашествие

Иногда мультфильмы рождаются прямо из жизни. Сразу после новоселья в «Перспективе» началась война с крысами. Они съедали все: двери, стулья и даже мыло. СЭС капитулировала, ядовитый порошок оказался бессилен. Крысы упорно возвращались в дом, который считали своим. Спасла деревенская кошка Муха. Каждую ночь она билась с крысами, многие из которых были крупнее ее самой. Даже сторож просыпался по ночам от пронзительного крысиного визга.

Можно представить, с каким удовольствием после этого все взялись за мультфильм «Как ярославские коты спасали Ленинград» (Гран-при на фестивале «Золотая рыбка»). «Перспектива» экранизировала эту историю к 300-летию Петербурга. Стихи сочинила Саша Налимова. А история была реальная: люди, пережившие блокаду, встретились с новой серьезной опасностью — нашествием крыс. Ленинградцы не могли справиться с бедой сами и обратились за помощью к ярославцам. Кошек собирали по всему городу. Их погрузили в восемь вагонов и доставили в оккупированный крысами город на Неве. Пока люди сражались с фашистами, кошки бились с крысами. И победили. Заканчивается фильм оптимистично: «Пусть не прервется наш кошачий род, он от героев с Волги счет ведет!»

Про кошку снял свой мультфильм и 7-летний Максим Архипов. В школе ему дали задание написать стихотворение. Получилось так: «У меня есть кошка с маленьким хвостом, ест она картошку вместе с молоком». Понравилось. Чтобы работа не пропала, мальчик решил снять мультфильм. На экране его кошка, как и в жизни, бело-черно-рыжая и ведет себя как настоящая: опрокинула миску с молоком, а картошку есть не стала. В центре Максим оживляет рисованную кошку, дома воспитывает живую.

Готовится к выходу и новый фильм Максима о привидениях, ОМОНе и специалистах по граффити. Раньше привидения пугали мальчика по ночам, а теперь у него есть оружие против темных сил — баллончик с краской. И Максим их уже не боится.

А вот 7-летний Андрей Кузнецов свой фильм «Добрая бомбочка» посвятил теракту в Нью-Йорке 11 сентября. Главная героиня истории с войны спокойно лежала в подвале дома и наблюдала за его жителями. Но чьи-то злые руки нашли ее и подожгли фитиль. Бомбочка чуть было не взорвалась от возмущения. К счастью, мимо пробегали мыши и потушили ее. Чтобы больше неприятностей не было, Андрей превратил бомбочку в телевизор — «потому что на самом деле она была добрая».

Русско-японская борьба

Анимация требует много времени и терпения. У малышей его больше чем на месяц-другой не хватает. Чем старше аниматор, тем серьезнее его отношение к будущему фильму. Бывает, в 60 секундах — около года детского труда. Иногда над фильмом работают несколько лет. За это время меняется сценарий, название и даже техника работы.

Алена Тихомирова и Катя Тютяева три года снимали «Золотую удачу». Выбрали сценарий, старую японскую легенду о рыбаке, остановились на «ожившей живописи». Сам Александр Петров раскрыл девушкам свои секреты, дал советы. Но нужного количества масляной краски под рукой не оказалось, пришлось брать непослушную, быстро сохнущую гуашь. И работа затянулась на годы. В результате по фильму можно проследить этапы роста авторов. Детский примитивный рисунок становился все сильнее и выразительнее, а мысли — глубже и оригинальнее.

На фестивале «Золотая рыбка» фильм получил все призовые места в этой технике.

История такая: рыбак трудился с утра до ночи, но даже «ветер смеялся и плакал над его пустыми сетями». Но однажды юноша выловил черепаху с «золотым, непростым узором». Она превратилась в принцессу, показала рыбаку подводное царство и принялась искушать властью и могуществом. Рыбак наотрез отказался управлять чужим государством.

В сказке пока юноша гостил под водой, его мать умерла, а дом разрушили. Но девушки успели за три года работы над мультфильмом полюбить своего героя, пожалели его и сняли свой конец истории. Дом сохранили, родственников оставили в живых, а юношу вернули в родное селение, к любимому занятию — рыбной ловле. «Разве есть красота такая, что затмит восходящее солнце?»

И правда, не поспоришь.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK