Наверх
19 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Парад стальных солдат"

Американская армия уже давно применяет роботов в Афганистане или в Ираке. Теперь и бундесвер выпускает стальных солдат бороться друг с другом, как это произошло на полигоне под Вюрцбургом. Однако зачастую детища хитроумных изобретателей не выдерживают столкновения с мелкой прозой жизни.   «Азендро» неспешно взбирается вверх по лестнице, пока не упирается в закрытую дверь. Что за ней скрывается — бомба или отряд вооруженных террористов? Не важно, робот не ведает страха. Он выпускает свою металлическую «руку», нажимает на ручку и открывает дверь в неизвестность.«Азендро» — робот-защитник последнего поколения. При весе в 40 кг он напоминает игрушечный танк. Своей «рукой» он может открывать двери и проверять видеоглазами обстановку в местах, слишком узких или слишком опасных для человека. На протяжении нескольких недель Йенс Ханке, вооружившись сенсорной перчаткой и компьютером, водил своего дистанционно управляемого «часового» по коридорам предприятия Robowatch, основанного шесть лет назад в берлинском районе Панков. Он работал до поздней ночи, даже в выходные дни. В результате робот хорошо подготовился к своему большому дебюту: он принял участие в четырехдневном Европейском смотре наземных роботов (Elrob 2006), который прошел на полигоне бундесвера в Хаммельбурге, к северу от Вюрцбурга (Бавария).Этот смотр, организованный по инициативе министерства обороны Германии, — первое в Европе мероприятие подобного рода. 33 фирмы и 14 научных институтов из девяти европейских государств изъявили желание представить своих роботов на суд компетентных зрителей — представителей военного ведомства, пожарной охраны и гражданской обороны.Осваивая возможности применения наземных роботов, бундесвер вступает в абсолютно новую для него область. Хотя военные уже в течение 30 лет используют беспилотные самолеты («трутни»), но для действий на земле подобные технологии практически не разрабатывались. В настоящее время единственный стальной рекрут бундесвера — «Теодор», робот-сапер, который уже применяется военными и полицией 30 стран. В июне 2003 года это автоматическое устройство, изготовленное фирмой Telerob из Остфильдерна, получило свои «пятнадцать минут славы», когда его задействовали для обезвреживания бомбы на Центральном вокзале Дрездена.В армиях других стран роботы уже стали куда более привычным явлением. Когда американские военные столкнулись с ожесточенным сопротивлением талибов, засевших в афганских пещерах, солдаты безопасности ради посылали вперед роботов типа Packbot, проверявших ходы пещер. Эти приборы производит американская компания iRobot, прославившаяся в первую очередь благодаря своему роботу-пылесосу Roomba.Сейчас роботов часто применяют и для обезвреживания мин или самодельных взрывных устройств (IED). Около трети американских солдат, погибших в Ираке, пали жертвами подобного оружия, которое зачастую приводится в действие посредством датчиков движения или по сотовому телефону. В последнее время роботы-разведчики с дистанционным управлением или полностью автоматизированные транспортные средства помогают снижать риск.Более того, в ближайшие годы Пентагон планирует предпринять усилия для переоснащения вооруженных сил США, превратив их с помощью так называемой Future Combat System в настоящую армию роботов. В «боевую систему будущего» помимо маленьких роботов-разведчиков (SUGV) входят транспортные системы под общим обозначением «мулы», которые, подобно этим вьючным животным, следуют за боевыми подразделениями и тащат за ними обмундирование и боеприпасы. В перспективе даже транспортными средствами и танками можно будет управлять дистанционно. Предполагаемые расходы на армаду телеуправляемой боевой техники огромны, по разным оценкам, они могут составить от $90 млрд. до $150 млрд. Для ускорения этого процесса военные постоянно организуют сенсационные соревнования. Например, в прошлом году на гонках Grand Challenge полностью автономные автомобили без дистанционного управления должны были проехать 131 милю по пустыне Мохаве на юге Калифорнии. Роботу победившей команды удалось пройти дистанцию за неполные семь часов. Приз — $2 млн.В сравнении с таким размахом смотр Elrob в Германии выглядит довольно скромно. Его формат не предусматривает победителя, а значит, и призовых. Даже заказов пока не предвидится, так как еще не сформирован закупочный бюджет. Кроме того, участникам пришлось самим оплачивать свое пребывание в Германии. Такие скромные масштабы мероприятия, по-видимому, отпугнули крупных участников: так, Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS отказался от участия в смотре.Кроме того, до сих пор неясно, какого именно типа роботы нужны бундесверу. В правилах Elrob основная цель смотра сформулирована довольно расплывчато: «развитие революционных технологий». Да еще регламент не позволяет, чтобы «на борту автономных транспортных средств присутствовали животные».«На конкретные вопросы я получал в основном уклончивые ответы», — не скрывает своего удивления Андреас Бирк из Международного университета в Бремене. В апреле его команда победила на проходившем в Атланте открытом чемпионате США, где соревновались роботы-спасатели. Его решение посетить мероприятие в Хаммельбурге было продиктовано чистым любопытством: а чем там занимаются коллеги?На соревнованиях в Германии основным испытанием для цифровых «рекрутов» стали два маршрута: роботы должны были проехать 1 км по пересеченной местности, прокладывая себе путь между скалами и военным оборудованием. Или же они могли выбрать 500-метровую трассу, проходившую через «город призраков» Боннланд, который с 1937 года используют в качестве тренировочного лагеря для отработки боя в городских условиях. Там роботам приходилось пробираться сквозь заграждения из колючей проволоки, рвы, огонь и руины, пытаясь проникнуть в здания, чтобы обнаружить определенные объекты, как в игре «Охота за шницелем» (немецкая детская игра, в ходе которой участники ищут спрятанный предмет по специально оставленным следам и приметам. — «Профиль»).Сколь обобщенными являются эти требования, столь же пестрой выглядит палитра участников. Кроме отдельных гусеничных транспортных средств, большинство экспонатов этой «кунсткамеры» напоминали легендарный робот-автомобиль Herbie из известной комедии, ездивший без водителя. Здесь можно было встретить и сверхкомпактный городской автомобиль Smart, усовершенствованный и получивший название Smarter, и напичканную электроникой версию Mercedes, изначально предназначавшуюся для водителей-инвалидов. Были и похожие на гусениц колесные машины, сегменты которых могут сплетаться друг с другом, например, как у Roburoc6 французской компании Robosoft.Одна из самых удивительных систем — Satellite on the Move, что-то вроде грузового вездехода баварской фирмы Base Ten Systems, который управляется на расстоянии больше чем в 1 тыс. км со спутника. Из соображений безопасности в правилах для участников указывалось: каждый робот должен быть оснащен выключателем на случай экстренных ситуаций.В соревнованиях участвовали даже конструкторы-любители, среди них четверо французских инженеров из Анже. Они привезли свой Home Made Robot 2, которому место скорее на ярмарке игрушек, чем на армейском полигоне.Однако опыт американских военных показывает: игрушки отнюдь не всегда бесполезны. Например, в Ираке солдаты иногда используют игрушечные машинки с дистанционным управлением, чтобы защитить себя от подложенных бомб. Увидев валяющуюся на улице картонную коробку, они направляют к ней игрушечный автомобиль. Если после «столкновения» коробка не двигается с места, значит, внутри находится что-то тяжелое, и солдаты вызывают саперов. В противном случае можно спокойно ехать дальше.Иногда самым страшным врагом боевых роботов оказывается не противник, а сбой техники, утверждает Хаген Шемпф из Carnegie Mellon University, уже много лет изучающий эту тему. По его словам, уже криво стоящий диван может стать непреодолимым препятствием для передвигающегося по коридору маленького робота-шпиона. «Многие европейские разработчики в теории достигли высочайшего уровня, — говорит Шемпф, — однако у них нет опыта применения этой техники в реальных условиях кризисных районов».Тем более непонятным кажется Шемпфу факт, что в Elrob могут принимать участие только европейские команды: «Тот, кто хочет получить полное представление о предмете, должен как можно больше расширять сферы поиска».«Для сухопутных войск приоритетом является защита солдат», — уточняют в министерстве обороны цель Elrob. Однако остается неясным, каким образом военные собираются найти лучшую систему защиты от взрывных устройств и снайперов, если они не допускают к соревнованиям такие американские фирмы, как iRobot, и тем самым отказываются от знакомства с опытом применения в Ираке моделей типа Packbot, приобретенным дорогой ценой. Но есть и другие причины, заставляющие ученых с подозрением воспринимать интерес бундесвера к их изобретениям. «Мне и горько, и смешно видеть интерес военных к мобильной робототехнике», — говорит Мартин Претш из Университета Кайзерслаутерна, команда которого создала полноприводный автомобиль-робот Ravon. Он предпочел бы, чтобы его изобретение использовали для спасения человеческих жизней. Но где же проходит граница в этой серой зоне? Так, Претш критикует оснащение роботов телеуправляемым оружием, что практикует американская армия. «Я считаю это безответственным, — утверждает Претш, — потому что такие системы еще слишком ненадежны».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK