29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Парковка культуры и отдыха"

Архивная публикация 2003 года: "Парковка культуры и отдыха"

За гараж, как учил Эльдар Рязанов, и родину продать не жалко. Меньшим здесь и впрямь не обойдешься, поскольку дешевых гаражей в Москве нет. И не будет. Зато будут дорогие места в многоуровневых паркингах -- чтобы загнать туда автовладельцев, власти города в скором времени развернут настоящую войну против "ракушек" и гаражных кооперативов.О, эти дивные звуки автомобильной сигнализации, сработавшей в пять утра у вас под окнами! Перед этими чудовищными завываниями деревенские петухи -- просто осипшие сурдопереводчики.
А что поделаешь -- сегодня в состоянии бомжевания пребывает больше половины московских машин. Если точнее, то, по данным столичного правительства, гаражами обеспечено около 650 тыс. частных авто, то есть всего 38% от их общего числа (кроме того, эта цифра не учитывает еще около 1 млн. легковушек, принадлежащих разным фирмам и государственным организациям). Несколько улучшают статистику "ракушки", число которых в Москве, по самым приблизительным подсчетам, составляет 200 тыс.
Но в целом такой рай для угонщиков, как наша Первопрестольная, среди мировых столиц еще надо поискать. Кроме того, в Москве гараж, в отличие от большей части Европы и США, -- это далеко не роскошь, а насущная "климатическая" необходимость.
Впрочем, мэрия лелеет грандиозные планы массового гаражного строительства. И если она их реализует, многие автовладельцы неизбежно задумаются, что хуже -- забота столичных властей или угонщики со снегопадами.
МногоурОвниловка

Планы эти таковы: в ближайшие два года построить 210 тыс. машиномест в многоуровневых надземных и подземных паркингах. И если задуманное удастся, строить их и дальше.
Собственно, препятствий для осуществления этих планов нет никаких -- кроме разве жадности мэрии, следствием которой является запредельная цена машиноместа в многоуровневых паркингах.
Сейчас, по приблизительным подсчетам, в многоэтажках паркуется около 200 тыс. машин (10% от частного автомобильного парка). Сколько их точно -- не знает никто.
Стоимость машиноместа в таких постройках сильно разнится от месторасположения. Она начинается с $6 тыс. где-нибудь в спальном районе и заканчивается на отметке в $15--20 тыс. в центре столицы.
Сами автовладельцы говорят, что, если стоимость места в многоэтажном гараже снизится хотя бы втрое (до $2 тыс.), они будут востребованы. Но таких "дешевых" гаражей нет и не будет.
По словам коммерческого директора ЗАО "Фирма "Соляр" Юрия Голотенко, себестоимость 1 кв. м в многоэтажном гараже составляет $70--180 в зависимости от месторасположения. Средняя площадь гаража -- 15--19 кв. м, что в сумме дает минимум $2 тыс. за машиноместо. И это голая себестоимость -- без взяток чиновникам и прочих неизбежных сопутствующих расходов.
"Откуда такая цена?" -- спросит любой здравомыслящий человек. Ведь в абсолютном большинстве случаев многоуровневый паркинг -- это металлические или железобетонные конструкции для перекрытий плюс сетка "рабица" (вариант -- гофрированное железо) для отделки фасада.
А вот откуда. Во-первых, возводить гаражи имеет смысл близ жилых массивов, что зачастую предполагает перекладку коммуникаций, а это дело дорогостоящее.
Но это еще цветочки. Главное -- в доброй традиции столичных властей получать свою долю от любого, даже "социально ориентированного", как в случае с гаражами, бизнеса. Дело в том, что фирма, возводящая паркинг, обязана отчислить в пользу города до 30% машиномест (в денежном эквиваленте). Сколько конкретно -- решается в каждом отдельном случае.
Юрий Припаньковский, начальник отдела гаражного строительства департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города:
"Недавно проводился конкурс на строительство многоэтажного гаража на Фрунзенской набережной. По стартовому условию городу должна была быть передана сумма, равная стоимости 12% гаражей. Выиграл инвестор, предложивший 32%. И это еще не самый дорогой вариант".
И если в случае с жильем есть хотя бы приличное оправдание таких поборов -- всяческие социальные программы вроде переселения людей из пятиэтажек, то куда идут "гаражные" деньги, совершенно непонятно.
В результате копеечные в большинстве случаев конструкции, гордо именуемые многоуровневыми паркингами, в розницу поступают по завышенным ценам. Как следствие -- на машиноместа во многих уже построенных комплексах покупателей не находится.
Дабы хоть как-то завлечь инвесторов в безнадежное гаражное дело, власти столицы сделали вид, что идут на предоставление инвесторам льгот. В частности, застройщик освобождается от выкупа права аренды земельного участка; для него применяются льготные ставки арендной платы за землю (всего 3% от базовой ставки арендных платежей на период строительства гаража-стоянки и 10% -- в период эксплуатации).
Более того, в мэрии рассматривают вариант, при котором правительство обязуется компенсировать стоимость работ по переносу коммуникаций. Все это хорошо, но на фоне оброка в виде "гаражной" доли городу (а это правило никто отменять не собирается) все перечисленные льготы теряют смысл.
Где "ракушки" зимуют

И тем не менее нынешняя ситуация долго продолжаться вряд ли может. Терпеть то, что в потенциале сулящий многомиллионные прибыли гаражно-строительный рынок не осваивается, столичные власти не будут. А значит, найдут способ заставить автовладельцев покупать места в дорогих паркингах.
Способ этот вполне прост: лишить паркинги конкуренции в лице "ракушек" и гаражно-строительных кооперативов. То есть поставить хозяев машин перед выбором: или машиноместо в многоуровневой стоянке, или, пожалуйста, -- под окнами своего дома.
Что касается ракушек, то с ними московские власти ведут борьбу с 1998 года. Борьбу, правда, не очень успешную. Но все же уже принесшую некоторые плоды -- на законном основании поставить сейчас "ракушку" в Москве практически невозможно. А это сразу превращает сии конструкции в самострой, снести который -- дело, с точки зрения юриспруденции, не только возможное, но даже необходимое (о некоторых возможностях воспрепятствовать этому см. комментарий юриста).
Понятно, что, когда власти пойдут-таки крестовым походом на "ракушечников", первыми пострадают те владельцы, у которых на руках нет договора аренды (а таких -- подавляющее большинство). Правда, даже если вы -- законопослушный арендатор, ваше спокойствие все равно может быть нарушено, если земля, на которой стоит гараж, попадет в сферу интересов какого-нибудь крупного инвестора. Договор будет расторгнут. А владельцу "ракушки", может быть, вернут какие-то деньги -- как показывает практика, вряд ли больше $100.
Кооперация на сердце

Еще одна жертва, которую столичные власти неизбежно принесут на алтарь многоуровнево-стояночных миллионов, -- гаражно-строительные кооперативы (на бюрократическом языке их еще называют плоскостными стоянками). Вина их в том, что они занимают непозволительно много места. И служат хорошей альтернативой многоэтажным паркингам.
В прошлом году московские власти провели инвентаризацию гаражного хозяйства и приговорили к сносу около 600 кооперативов. Список "смертников" -- военная тайна, поскольку чиновники справедливо опасаются "кооперативных" бунтов.

Темпы строительства гаражей в Москве (тыс. машиномест)*

За гараж, как учил Эльдар Рязанов, и родину продать не жалко. Меньшим здесь и впрямь не обойдешься, поскольку дешевых гаражей в Москве нет. И не будет. Зато будут дорогие места в многоуровневых паркингах -- чтобы загнать туда автовладельцев, власти города в скором времени развернут настоящую войну против "ракушек" и гаражных кооперативов.О, эти дивные звуки автомобильной сигнализации, сработавшей в пять утра у вас под окнами! Перед этими чудовищными завываниями деревенские петухи -- просто осипшие сурдопереводчики.

А что поделаешь -- сегодня в состоянии бомжевания пребывает больше половины московских машин. Если точнее, то, по данным столичного правительства, гаражами обеспечено около 650 тыс. частных авто, то есть всего 38% от их общего числа (кроме того, эта цифра не учитывает еще около 1 млн. легковушек, принадлежащих разным фирмам и государственным организациям). Несколько улучшают статистику "ракушки", число которых в Москве, по самым приблизительным подсчетам, составляет 200 тыс.

Но в целом такой рай для угонщиков, как наша Первопрестольная, среди мировых столиц еще надо поискать. Кроме того, в Москве гараж, в отличие от большей части Европы и США, -- это далеко не роскошь, а насущная "климатическая" необходимость.

Впрочем, мэрия лелеет грандиозные планы массового гаражного строительства. И если она их реализует, многие автовладельцы неизбежно задумаются, что хуже -- забота столичных властей или угонщики со снегопадами.

МногоурОвниловка


Планы эти таковы: в ближайшие два года построить 210 тыс. машиномест в многоуровневых надземных и подземных паркингах. И если задуманное удастся, строить их и дальше.

Собственно, препятствий для осуществления этих планов нет никаких -- кроме разве жадности мэрии, следствием которой является запредельная цена машиноместа в многоуровневых паркингах.

Сейчас, по приблизительным подсчетам, в многоэтажках паркуется около 200 тыс. машин (10% от частного автомобильного парка). Сколько их точно -- не знает никто.

Стоимость машиноместа в таких постройках сильно разнится от месторасположения. Она начинается с $6 тыс. где-нибудь в спальном районе и заканчивается на отметке в $15--20 тыс. в центре столицы.

Сами автовладельцы говорят, что, если стоимость места в многоэтажном гараже снизится хотя бы втрое (до $2 тыс.), они будут востребованы. Но таких "дешевых" гаражей нет и не будет.

По словам коммерческого директора ЗАО "Фирма "Соляр" Юрия Голотенко, себестоимость 1 кв. м в многоэтажном гараже составляет $70--180 в зависимости от месторасположения. Средняя площадь гаража -- 15--19 кв. м, что в сумме дает минимум $2 тыс. за машиноместо. И это голая себестоимость -- без взяток чиновникам и прочих неизбежных сопутствующих расходов.

"Откуда такая цена?" -- спросит любой здравомыслящий человек. Ведь в абсолютном большинстве случаев многоуровневый паркинг -- это металлические или железобетонные конструкции для перекрытий плюс сетка "рабица" (вариант -- гофрированное железо) для отделки фасада.

А вот откуда. Во-первых, возводить гаражи имеет смысл близ жилых массивов, что зачастую предполагает перекладку коммуникаций, а это дело дорогостоящее.

Но это еще цветочки. Главное -- в доброй традиции столичных властей получать свою долю от любого, даже "социально ориентированного", как в случае с гаражами, бизнеса. Дело в том, что фирма, возводящая паркинг, обязана отчислить в пользу города до 30% машиномест (в денежном эквиваленте). Сколько конкретно -- решается в каждом отдельном случае.

Юрий Припаньковский, начальник отдела гаражного строительства департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города:

"Недавно проводился конкурс на строительство многоэтажного гаража на Фрунзенской набережной. По стартовому условию городу должна была быть передана сумма, равная стоимости 12% гаражей. Выиграл инвестор, предложивший 32%. И это еще не самый дорогой вариант".

И если в случае с жильем есть хотя бы приличное оправдание таких поборов -- всяческие социальные программы вроде переселения людей из пятиэтажек, то куда идут "гаражные" деньги, совершенно непонятно.

В результате копеечные в большинстве случаев конструкции, гордо именуемые многоуровневыми паркингами, в розницу поступают по завышенным ценам. Как следствие -- на машиноместа во многих уже построенных комплексах покупателей не находится.

Дабы хоть как-то завлечь инвесторов в безнадежное гаражное дело, власти столицы сделали вид, что идут на предоставление инвесторам льгот. В частности, застройщик освобождается от выкупа права аренды земельного участка; для него применяются льготные ставки арендной платы за землю (всего 3% от базовой ставки арендных платежей на период строительства гаража-стоянки и 10% -- в период эксплуатации).

Более того, в мэрии рассматривают вариант, при котором правительство обязуется компенсировать стоимость работ по переносу коммуникаций. Все это хорошо, но на фоне оброка в виде "гаражной" доли городу (а это правило никто отменять не собирается) все перечисленные льготы теряют смысл.

Где "ракушки" зимуют


И тем не менее нынешняя ситуация долго продолжаться вряд ли может. Терпеть то, что в потенциале сулящий многомиллионные прибыли гаражно-строительный рынок не осваивается, столичные власти не будут. А значит, найдут способ заставить автовладельцев покупать места в дорогих паркингах.

Способ этот вполне прост: лишить паркинги конкуренции в лице "ракушек" и гаражно-строительных кооперативов. То есть поставить хозяев машин перед выбором: или машиноместо в многоуровневой стоянке, или, пожалуйста, -- под окнами своего дома.

Что касается ракушек, то с ними московские власти ведут борьбу с 1998 года. Борьбу, правда, не очень успешную. Но все же уже принесшую некоторые плоды -- на законном основании поставить сейчас "ракушку" в Москве практически невозможно. А это сразу превращает сии конструкции в самострой, снести который -- дело, с точки зрения юриспруденции, не только возможное, но даже необходимое (о некоторых возможностях воспрепятствовать этому см. комментарий юриста).

Понятно, что, когда власти пойдут-таки крестовым походом на "ракушечников", первыми пострадают те владельцы, у которых на руках нет договора аренды (а таких -- подавляющее большинство). Правда, даже если вы -- законопослушный арендатор, ваше спокойствие все равно может быть нарушено, если земля, на которой стоит гараж, попадет в сферу интересов какого-нибудь крупного инвестора. Договор будет расторгнут. А владельцу "ракушки", может быть, вернут какие-то деньги -- как показывает практика, вряд ли больше $100.

Кооперация на сердце


Еще одна жертва, которую столичные власти неизбежно принесут на алтарь многоуровнево-стояночных миллионов, -- гаражно-строительные кооперативы (на бюрократическом языке их еще называют плоскостными стоянками). Вина их в том, что они занимают непозволительно много места. И служат хорошей альтернативой многоэтажным паркингам.

В прошлом году московские власти провели инвентаризацию гаражного хозяйства и приговорили к сносу около 600 кооперативов. Список "смертников" -- военная тайна, поскольку чиновники справедливо опасаются "кооперативных" бунтов.


Темпы строительства гаражей в Москве (тыс. машиномест)*

199632

199758,8

199862

199966

200070

200170

200270

200370

200470

200580

200695

2007115

2008130

2009130

2010130

* По данным департамента градостроительной политики, развития и реконструкции Москвы.


Чтобы скрасить пилюлю, городские власти собираются владельцам "сносных" гаражей на льготных условиях предоставить места в многоэтажных паркингах. Правда, размер скидки вряд ли обрадует -- это всего 5--10%, что при стоимости места в паркинге в несколько тысяч долларов погоды не делает (для бывшего члена кооператива эта сумма все равно покажется неподъемной).

Пока же владельцам "одноэтажек" предлагается компенсация за снос. Ее размеры определяются по балансовой стоимости, вычисляемой БТИ. В среднем речь идет максимум о 50--70 тыс. рублей. Понятно, что этих денег не хватит даже на самый захудалый гараж. Но получить больше пока ни у кого не получилось -- иски ведь рассматривают самые независимые в мире столичные суды.

Так что в очередной раз человечество (вернее, его московско-автомобильную часть) в счастье загонят железной рукой. А кто не будет покупать места в паркингах -- тем отключат ГАЗ (ВАЗ, "москвич" и т.д. -- нужное подчеркнуть). Точнее, предоставят полное конституционное право хранить свои авто на улице. Эх, надо было ставить "Клиффорд".

НАТАЛЬЯ ШИРЯЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама