29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2005 года: "Павлиныч, говоришь..."

Архивная публикация 2005 года: "Павлиныч, говоришь..."

На прошлой неделе Валерий Павлинович Шанцев, уже бывший вице-мэр Москвы, назначен губернатором Нижегородской области. Тем не менее его уход из Москвы по-прежнему будоражит московский политический бомон. Одни уверены, что Шанцева «сослали». Другие увидели в этом назначении очередной раунд битвы за кресло столичного мэра между федералами и Юрием Лужковым. На самом деле ситуация может оказаться намного проще.Назначение Валерия Шанцева в Нижний Новгород напоминало спецоперацию. От появления первых слухов о грядущем переезде вице-мэра на Волгу до утверждения его кандидатуры нижегородским Заксобранием прошло всего две недели. Сам вице-мэр, как говорят, тоже был застигнут врасплох. «Он отдыхал на Байкале,— рассказывает «Профилю» представитель окружения нового губернатора, — и, когда его срочно вызвали в Москву, мог предположить все, что угодно, но только не это».

©
На прошлой неделе Валерий Павлинович Шанцев, уже бывший вице-мэр Москвы, назначен губернатором Нижегородской области. Тем не менее его уход из Москвы по-прежнему будоражит московский политический бомон. Одни уверены, что Шанцева «сослали». Другие увидели в этом назначении очередной раунд битвы за кресло столичного мэра между федералами и Юрием Лужковым. На самом деле ситуация может оказаться намного проще.Назначение Валерия Шанцева в Нижний Новгород напоминало спецоперацию. От появления первых слухов о грядущем переезде вице-мэра на Волгу до утверждения его кандидатуры нижегородским Заксобранием прошло всего две недели. Сам вице-мэр, как говорят, тоже был застигнут врасплох. «Он отдыхал на Байкале,— рассказывает «Профилю» представитель окружения нового губернатора, — и, когда его срочно вызвали в Москву, мог предположить все, что угодно, но только не это».

Полной неожиданностью эта новость стала и для московских чиновников. Утром 3 августа, когда стало окончательно известно, что президент внес кандидатуру Шанцева в нижегородское Заксобрание, один из его подчиненных позвонил вашему корреспонденту и завопил буквально следующее: «А как жить-то теперь дальше?!»

Однако первый шок быстро прошел. И уже на следующий день чиновники спокойно рассуждали о «расчистке поля». «Ничего страшного не произошло, — уверена депутат Мосгордумы Ирина Рукина, — просто освободили место». Полномочия Юрия Лужкова заканчиваются в декабре 2007 года. И Шанцева убрали, поскольку пост вице-мэра — самый подходящий трамплин для преемника Лужкова.

Другое дело, что московские чиновники пока не понимают, кто и зачем все это организовал. Версии звучат самые разнообразные.

Одни считают, что Шанцева «ушли» федералы, которые таким образом пытаются ослабить позиции Юрия Лужкова. «Валерий Павлинович знает город,— продолжает Ирина Рукина, — он знает городских чиновников и что от кого ждать, он обладает уникальным знанием городского хозяйства, которое накапливается не за год и не за два. Его уход — это не очень хорошо для Москвы и для Лужкова».

©
Другие, наоборот, уверены, что Лужков сам избавился от своего вице. «Шанцев никогда не был человеком Лужкова», — рассуждает высокопоставленный московский чиновник. По его словам, Шанцев был единственным человеком, который позволял себе на заседаниях правительства Москвы открыто и резко спорить с мэром. «Так что Лужков просто избавился от Шанцева как от конкурента, — продолжает собеседник «Профиля»,— как в свое время он избавился от Краснянского (до июля 2004 года руководитель департамента инвестиционных программ строительства Москвы Леонид Краснянский переведен в заместители к Владимиру Ресину, курирующему строительный комплекс города. — «Профиль»)».

Поколение NEXT

Московские чиновники надеются, что картина прояснится, как только будет назначен новый вице-мэр. Причем вопрос о преемнике Валерия Павлиновича стоит для них острее, чем даже вопрос о преемнике Владимира Владимировича.

Если назначат кого-нибудь из нынешней команды московского мэра, уверены наши собеседники, — значит, позиции Лужкова по-прежнему крепки. А если это будет навязанный федералами «варяг» — следовательно, никаких договоренностей между Лужковым и администрацией президента о преемственности и плавной смене власти в Москве не было. Или же эти договоренности не выполняются, а эпоха Лужкова уходит.

Из старой московской гвардии, как считается, самые большие шансы занять пост вице-мэра имеет Юрий Росляк, руководитель комплекса экономической политики и развития города. Называют также Петра Аксенова, нынешнего руководителя комплекса городского хозяйства. «Мне кажется, что сегодня многие недооценивают этого человека и его потенциал, — рассуждает Ирина Рукина. — Но именно он курирует реформу ЖКХ, под его руководством проводится целая серия серьезных программ, где очень много подводных камней».

Другим кандидатом в вице-мэры может стать руководитель комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин. Как выразился один из работников мэрии, «уважут старика вице-мэрством перед пенсией». Подразумевается, что в этом случае следующим мэром опять станет кто-нибудь другой.

Среди пришлых претендентов самым вероятным считается полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко. По крайней мере, в курилках здания мэрии на Новом Арбате эту версию обсуждают вовсю. А самые пугливые уверены, что из администрации президента «обязательно пришлют какого-нибудь сапога-чекиста и все пойдет наперекосяк».

Еще не вечер

Впрочем, у страха глаза велики. А в рассуждениях московских политиков есть очевидные изъяны.

Начать хотя бы с того, что в Кремле, судя по всему, совсем не считают пост вице-мэра обязательной ступенькой к креслу московского мэра. «Матвиенко, наоборот, сначала поставили в полпреды, а уж оттуда она уходила в градоначальники»,— комментирует политолог Глеб Кузнецов. Так что вряд ли перевод Шанцева в Нижний Новгород был затеян в администрации президента только для того, чтобы расчистить площадку для своего кандидата в мэры.

Утверждение, что с уходом Шанцева позиции Лужкова будут ослаблены, также не бесспорно. За последние два года значение вице-мэра в системе московской власти заметно уменьшилось. Еще в 2003 году Шанцева сместили с поста руководителя комплекса экономической политики и развития города. В его ведении оставались лишь городская реклама, спорт, межрегиональные и общественные отношения, малое предпринимательство, промышленность и телекоммуникации.

Кроме того, в отличие, скажем, от Владимира Ресина, который занимается городским строительством несчетное количество лет, Валерий Шанцев ни одну из отраслей городского хозяйства долго не курировал. Поэтому заявления Лужкова о том, что уход вице-мэра на деятельность московского правительства существенно не повлияет, звучат вполне правдоподобно.

Есть, правда, два направления, где Шанцева действительно будет не хватать. По словам близкого к администрации президента источника «Профиля», бывший вице-мэр в очень хороших отношениях с Кремлем (по утверждению близких к Шанцеву людей, он вхож к двум самым влиятельным заместителям главы администрации — Игорю Сечину и Владиславу Суркову) и Белым домом. Именно поэтому он часто выступал посредником в урегулировании многочисленных конфликтов между столичными и федеральными властями. К Лужкову в администрации президента, по мнению собеседника «Профиля», даже на уровне личного восприятия относятся хуже. Так что с уходом Шанцева столичному мэру станет сложнее находить общий язык с федералами.

К тому же Валерий Шанцев курировал в столице выборы всех уровней. Его уход накануне выборов в Мосгордуму, безусловно, внесет сильную сумятицу в отлаженный до мелочей процесс предвыборной подготовки. Так, один из депутатов Мосгордумы жаловался «Профилю», что он уже все обговорил с Шанцевым (вероятно, «все» — это размеры финансирования и административной поддержки предвыборной кампании). Но теперь ему надо договариваться заново, причем непонятно с кем, и это сильно его тревожит.

Что же касается версии о том, что Лужков удалил Шанцева, поскольку видел в нем потенциального конкурента, то, по мнению ряда экспертов и близких к бывшему вице-мэру людей, она вообще не выдерживает критики. Конечно, Валерий Шанцев никогда не скрывал своих мэрских амбиций. Однако, по словам Кузнецова, «у Шанцева все-таки не та репутации, чтобы стать мэром».

Говорят, провинившиеся высокопоставленные чиновники считали самым страшным наказанием, когда Лужков поручал разобраться в том или ином инциденте Шанцеву. Это означало, что им не будет ни пощады, ни поблажек. «Шанцев всегда боялся, что его подставят, — объясняет человек из близкого окружения экс-вицемэра, — поэтому всегда и во всем был предельно тщателен».

Так что нынешняя московская политическая элита не питает к Шанцеву большой любви. А к ее мнению в администрации президента все же прислушиваются.

Президентская фишка

«Вот вечно вы везде интриги ищите,— ворчит близкий к администрации президента собеседник «Профиля», — а вы не думаете, что просто фишка так легла? У нас вообще в политике 99% событий происходит просто потому, что так фишка ложится». Наш собеседник имел в виду, что назначение Валерия Шанцева губернатором Нижегородской области могло стать просто следствием случайного стечения обстоятельств, а не результатом некой многоходовой игры.

Таких обстоятельств, зачастую личного толка, и в самом деле можно найти немало. Московские чиновники, например, говорят об обострившихся за последние полгода отношениях между Валерием Шанцевым и Еленой Батуриной. По рассказам, вице-мэр и супруга мэра, будучи людьми темпераментными, часто не ладили. И что на одном из приемов Батурина, в пылу очередной размолвки, не подала Валерию Шанцеву руки. Это якобы переполнило чашу терпения вице-мэра, и ссора стала непримиримой.

Кроме того, не всегда ладились и отношения с начальством. Главное, говорят столичные чиновники, что Шанцев не видел для себя никакой перспективы, а работать с Лужковым почеловечески ему становилось все менее комфортно. «Лужков уже давно в целом недоволен своей командой, — отмечает отставной высокопоставленный московский чиновник. — Он как-то не заметил, что люди, с которыми он работает больше десяти лет, изменились не в лучшую сторону. Просто одни постарели, другие надоели. Доверять им как раньше уже не получается. Вот он иногда и срывается, устраивая публичные выволочки. Никакой политической подоплеки — просто вспышки неприязни и желание напомнить, кто в доме хозяин».

Учитывая хорошие отношения московского вице-мэра с сотрудниками администрации президента, можно предположить, что в Кремле знали о происходящем. И сделали Шанцеву интересное предложение, поскольку сами попали в непростую ситуацию с назначением губернатора в Нижнем Новгороде. Вариант с переназначением действующего главы области — из-за конфликта экс-губернатора Геннадия Ходырева с местным Заксобранием и полпредом в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко — явно не подходил. Тут в администрации и вспомнили про крепкого, но не востребованного в полной мере московскими властями хозяйственника, к которому, как говорят, даже сам Владимир Путин испытывает некоторую симпатию.

Как говорится в одном известном анекдоте про телеведущего Сергея Доренко, «и казалось бы, причем здесь Юрий Лужков?».

Хозяин положения

Ряд экспертов в назначении Шанцева видят еще одно интересное обстоятельство. «Это не ослабление команды Лужкова и не ее раскол, — считает Глеб Кузнецов. — Просто это знак Лужкову, что его люди могут замечательно устроить свою судьбу и без него». Кстати, давно ходят слухи о том, что и другого члена ближайшего окружения мэра, вице-спикера Госдумы Георгия Бооса, могут назначить губернатором Калининградской области.

Впрочем, пока это не более чем демонстрация силы. Простого решения проблемы «Москва без Лужкова» до сих пор не видно. С одной стороны, в преддверии 2008 года Кремль заинтересован в сильном московском мэре, способном контролировать в том числе силовые структуры и обладающем легитимностью в глазах населения. С другой стороны, предложить «своего» сильного кандидата он пока не может.

Ситуация осложняется тем, что в Москве с ее огромным хозяйством, колоссальными финансовыми потоками и весьма обеспеченной элитой проблема смены власти не решается одним лишь назначением на пост мэра лояльного к Кремлю человека. Лужковская Москва — это все же много больше, нежели сам Лужков. Сложившаяся за годы его правления административная система срослась с городской экономикой и городским хозяйством настолько, что пришлому мэру, чтобы добиться элементарной управляемости, неизбежно придется искать компромисс с нынешними хозяевами города. А значит, есть риск, что система «переварит» чужака без остатка.

Либо, опираясь на поддержку на самом высоком уровне, ему придется устроить масштабную чистку столичного властного аппарата, которая чревата не менее масштабным переделом огромной московской собственности. Надо ли говорить, что в 2007—2008 годах Кремль вряд ли сможет себе это позволить.

Так что пока Лужков держит в своих руках все рычаги управления созданной им системы, он остается хозяином положения, и сам вправе выбирать себе преемника. А уход Валерия Шанцева из команды — это его личное дело. И только.

В подготовке материала принимал участие Дмитрий Миндич

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама