Наверх
25 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Пекин и "компьютерный призрак""

Китайский концерн Lenovo готовится к поглощению эссенской фирмы Medion. Это первая полномасштабная наступательная операция китайской компании на европейском рынке.

На первый взгляд утро 2 июня ничем не отличалось от других. Часовая стрелка приближалась к отметке девять, в сером комплексе зданий на северо-западе Пекина начиналась первая смена. Людской муравейник вливался в штаб-квартиру Lenovo.

И все же этот день был не таким, как все. Если не весь коллектив, то как минимум всех молодых сотрудников крупнейшего китайского производителя персональных компьютеров охватила легкая эйфория. Многие успели прознать: в эти часы Lenovo пытается приобрести пакет акций Medion, компании, которая оценивается в 630 млн евро и продает компьютеры в далекой Германии. Речь идет о самых крупных зарубежных инвестициях Lenovo с 2005 года, когда концерн потратил $1,75 млрд на покупку подразделения IBM, занимавшегося производством персональных компьютеров.

Сегодня китайский холдинг, годовой оборот которого составляет около 15 млрд евро, занимает 4-е место в мире после американских компаний Hewlett-Packard и Dell и тайваньского бренда Acer. Благодаря этой сделке в Lenovo надеются закрепить за собой одну из ведущих позиций на мировом рынке - и стать первым китайским инвестором крупной немецкой компании, акции которой котируются на бирже.

Lenovo предлагает нынешним акционерам Medion по 13 евро за акцию, на первом этапе концерн намеревается приобрести как минимум 51-процентный пакет.

Это позволило бы получить контроль над 7% европейского рынка персональных компьютеров.

27 тыс. человек - таково число занятых в китайском концерне. Учредитель Lenovo холдинг Legend контролируется Академией наук Китая, одним из мозговых центров азиатского государства. Компьютерный концерн, у истоков которого стоял 67-летний Лю Чуаньчжи, - это гордость китайцев. Со дня сенсационного поглощения подразделения IBM (если не раньше) пекинская номенклатура мечтает о прорыве высоких технологий Срединного царства на Запад.

Впрочем, этот путь для китайцев оказался тернистым. Покупка компании Packard Bell сорвалась. А позднее не кто иной, как Acer, тайваньский концерн, увел из-под носа континентальных китайцев американскую фирму Gateway. Наконец, в 2008 году волна финансового кризиса основательно отбросила назад компьютерного гиганта. Практически в одночасье продажи компьютеров в Америке и Европе упали. Компании пришлось сократить 11% сотрудников и урезать зарплаты оставшимся. Учитывая, что наибольшие успехи Lenovo демонстрирует в сегменте бизнес-ноутбуков, это неудивительно.

В последние два года в Lenovo сконцентрировались главным образом на внутреннем рынке. "Дяньнао Сясян!" - с таким боевым кличем (который в свободном переводе означает "Даешь компьютеры селу!") менеджмент направил в регионы полчища коммивояжеров. Вместе с тем Пекин в рамках крупнейшей программы по оживлению конъюнктуры поощрял покупки компьютерной техники, предоставляя щедрые налоговые скидки.

Тем временем в Lenovo перешли к завоеванию рынков развивающихся стран, предложив потребителям недорогие компьютеры. Так, в конце 2010 года в Индии для корпоративных клиентов китайская компания стала поставщиком номер один. В масштабах мира Lenovo удалось увеличить прибыль в два раза (финансовый результат превысил 190 млн евро), объемы продаж возросли на 30%. Лю Чуаньчжи в этой связи даже назвал минувший год рекордным.

"Обороняться и наступать" - такую стратегию сегодня последовательно реализуют китайцы. С одной стороны, они пытаются сохранить позиции на отечественном рынке и поддержать популярность давнего хита продаж - ноутбуков ThinkPad. С другой стороны, экспериментируют на "зрелых рынках", предлагая свои компьютеры частным пользователям.

Не далее как в январе концерн Lenovo и гигант компьютерный отрасли, японская компания NEC создали совместное предприятие. Тем самым китайцы гарантировали себе выход на компьютерный рынок Японии. "Мы ищем партнеров, которые бы нас дополняли", - говорят в Lenovo.

То, что выбор китайцев пал на торговую компанию в Рурской области, в отрасли никого не удивляет. Конечно, фирма со штаб-квартирой в бывшей казарме на восточной окраине Эссена не пользуется славой блистательного разработчика престижной техники, но это не важно.

Основатель компании Герд Брахманн в 80-х годах ввез в страну партию дешевых СВЧ-печей из Азии и продал ее сети кофеен Eduscho, заложив основу своей бизнес-модели. Торговые сети, такие как Rewe, Tengelmann и Tchibo, заказывают определенную модель бытовой техники в колоссальных количествах, после чего распродают ее по минимальной цене.

Компания Medion снискала известность как поставщик братьев Альбрехтов, создателей одной из крупнейших в мире сетей дискаунтеров. В 1996 году в торговых центрах Aldi появился персональный компьютер по сказочно низкой (по тем временам) цене в 1998 немецких марок. Перед магазинами выстроились очереди. За считанные часы покупатели расхватали 20 тыс. компьютеров. Впоследствии, по оценкам отраслевиков, объем продаж в рамках одной акции мог доходить до 350 тыс. единиц компьютерной техники.

Компания Брахманна продемонстрировала взрывной рост, вышла на биржу и принесла своему учредителю богатство. Однако сборка компьютеров давно перестала давать былую прибыль. Если в лучшие времена оборот компании Medion приближался к 3 млрд евро, то в минувшем году он составил "всего" 1,6 млрд евро.

Как известно, на продажах "классических" компьютеров отрицательно сказывается бум смартфонов и планшетников. Только в первом квартале 2011 года немцы купили на 16% меньше обычных ПК, чем за тот же период предыдущего года. Эссенской фирме недостает инновационного потенциала, и потому симбиоз с гигантской сетью инженеров-разработчиков концерна Lenovo для компании Medion как нельзя кстати.

Заместитель председателя правления Medion по финансам Кристиан Айген предвкушает "брак по любви". Герд Брахманн, столь редко выступающий на публике, что его прозвали "компьютерным призраком", благословил сделку с китайцами. В свою очередь, эссенский концерн может предложить то, что так нужно азиатским производителям: разветвленную сеть сбыта, выход на клиентов, готовых покупать функциональные компьютеры по сходной цене. Если все пойдет по плану, в ближайшее время на полках Aldi и аналогичных дискаунтеров могут появиться компьютеры Lenovo. "Благодаря своим многочисленным контактам в торговле Medion распахнет для Lenovo двери на европейский рынок, - считает Каролина Миланези из компании Gartner, специализирующейся на исследованиях рынка. - Однако преимуществ в области технологий и разработки новой продукции они таким образом не получат".

Правда, чтобы реализовать новые возможности сбыта, нужны товары, которые пользуются спросом. А здесь тенденции по-прежнему определяют американцы. Не так давно концерн Apple вывел на рынок iPhone, застав китайцев врасплох и вынудив Lenovo в спешном порядке выкупать свое старое подразделение по производству мобильников, чтобы "вдогонку" предложить потребителю собственный смартфон, получивший название LePhone. Затем вышел iPad - и Lenovo не замедлил выпустить свой LePad, разобраться с которым китайцам проще, чем с продуктом от Apple, как утверждает Ян Яньцин, второй человек в Lenovo после Лю Чуаньчжи.

Срединное царство по-прежнему предпочитает реагировать на досадные высокотехнологичные новинки Запада политикой баррикад. Доступ кTwitter блокируется государственной цензурой, поисковый концерн Google в 2010 году почти полностью ретировался из Китайской Народной Республики.

От главы Lenovo Лю Чуаньчжи ждать критики в адрес цензоров не приходится. Какое-то время концерн, равно как и другие производители компьютеров, даже предустанавливал на свою технику государственные "цензурирующие" программы.

И только после протестов со стороны западных производителей Пекин отказался от принудительной инсталляции такого ПО.

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
25.10.2021
24.10.2021