Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "«Переходный период «Гуты» практически завершен»"

Приобретение Внешторгбанком летом прошлого года Гута-банка с самого начала предполагало значительные перемены в дальнейшей стратегии развития этого крупного игрока на российском банковском рынке. О том, каким образом создавалась основа для внедрения новой стратегии, рассказывает председатель правления Гута-банка Михаил КУЗОВЛЕВ.«Профиль»: К началу сентября Гута-банк объявил о полноценном восстановлении своей работы. А какова ситуация на сегодняшний день? Михаил Кузовлев: На самом деле первые кредиты были выданы уже в начале августа. Но работа действительно была колоссальной — заново запустить банк, «расшить» все платежи, обеспечить клиентам и вкладчикам прежний режим работы банка во всех филиалах, провести анализ бизнес-процессов и восстановить все кредитные процедуры. Не будем себя чрезмерно хвалить — было тяжело, были и остаются определенные проблемы, но в принципе удалось создать платформу, фундамент для внедрения новой стратегии работы банка. Теперь основная задача — выделить определенную нишу в составе формирующейся Группы ВТБ.

«П.»: Расскажите подробнее о ваших действиях во время переходного периода. Каким был следующий шаг после полного запуска работы банка?

М.К.: Прежде всего мы провели анализ структуры управления, изучили основные бизнес-процессы, сильные и слабые стороны банка, его конкурентные преимущества, механизмы и правила принятия решений. Затем резко сократили непомерно раздутые расходы и штаты головного офиса. В процессе реструктуризации были выделены определенные центры ответственности по различным направлениям. В том числе был выделен бэк-офис, который осуществляет сопровождение всего, что касается банковских операций. Иначе говоря — обеспечивает операционную эффективность. Если сказать простыми словами, это означает, что мы должны делать большее с меньшими затратами, и это надо делать всегда, не только когда банку требуется колоссальное количество усилий по стабилизации своей работы с минимальными затратами. Внешне результат этой реструктуризации выглядит в том числе очевидным преимуществом для клиента — принятие решений в банке стало более быстрым. Если еще недавно в банке было восемь уровней согласования принятия решения, или, условно говоря, каждый документ должен был получить восемь виз, то сейчас цепочка сократилась практически вдвое.

«П.»: Новая структура потребовала и новых кадровых решений?

М.К.: Формирование команды — процесс постоянный. По разным причинам банк покинула большая часть топ-менеджеров из старой команды, часть руководителей среднего звена осталась. Помимо этого мы пригласили специалистов из Внешторгбанка, Альфа-банка, Газпромбанка, Пробизнесбанка. В ближайшее время ожидаем серьезное пополнение.

«П.»: Как в рамках предстоящей стратегии планируется развивать филиальную сеть Гута-банка? И не в ее ли рамках было пересмотрено решение о закрытии филиала в Астрахани?

М.К.: С приходом в банк из ВТБ новой команды, отвечающей за развитие бизнеса, был проведен повторный анализ работы филиалов в рамках рассмотрения возможных вариантов дальнейшей работы банка. Мы нашли пути усиления работы нашего филиала, после чего приняли решение его оставить. Астрахань как регион — достаточно перспективный рынок, поэтому неразумно было бы закрывать там филиал. Мы решили просто его перепрофилировать на работу с иной клиентурой — на средний и малый бизнес, на работу с муниципалитетами.

Что же касается работы с региональной сетью в целом — она сохранится в том виде, в каком существует на сегодняшний день. Основные банковские продукты будут разрабатываться в головном офисе, а филиалы будут основными точками их продаж. Соответственно, филиалы Гута-банка получат больше самостоятельности в работе со своими клиентами, а мы уже увеличили нашим региональным представительствам лимиты кредитования.

«П.»: Как вы считаете, частные вкладчики уже оправились от последствий летнего «кризиса доверия»?

М.К.: Думаю, да. Во всяком случае, вкладчики Гута-банка стали воспринимать банк с момента вхождения в его капитал ВТБ как островок стабильности. Этому есть подтверждение: объем вкладов физлиц в Гута-банке практически полностью восстановлен.

«П.»: Что нового появилось в работе Гута-банка в связи со сменой собственника?

М.К.: Гута-банк и раньше активно сотрудничал с субъектами Федерации, но теперь стал расширять сотрудничество и с муниципальными образованиями. Теперь банк фактически принадлежит государству, лучше понимает механизмы работы госструктур и той экономики, которая около них складывается, и гораздо успешнее продвигается в этом направлении. В конце прошлого года мы заключили соглашения о сотрудничестве с администрациями Республики Коми, Кемеровской и Калининградской областей. Эти соглашения предусматривают сотрудничество в реализации долгосрочных республиканских и федеральных программ, финансирование промышленных и социальных проектов, внедрение прогрессивных банковских технологий, ипотечное кредитование. Мы также очень рассчитываем на динамичное развитие отношений с Московской областью. А дальнейшее развитие Гута-банка логически вытекает из его объективных преимуществ и особенностей — он был и остается банком с хорошей филиальной сетью, наличием самых современных банковских технологий, что пользуется особым спросом у розничных клиентов, всегда открыт для предприятий малого и среднего бизнеса.

«П.»: Михаил Валерьевич, в завершение хотелось бы услышать вашу оценку событий 2004 года для банковского сектора страны в целом.

М.К.: В минувшем году банковская система России прошла испытание на кризисоустойчивость, если можно так выразиться — прошла свой «краш-тест». При этом нельзя не учитывать, что внешнюю среду в стране благоприятной в отношении банков не назовешь: большинство населения все еще относится к банкам скорее настороженно, чем доверительно. У нас как был «небанковский» клиент, не приученный держать свои деньги на счете, так и остался таким, настроенным реагировать на разные слухи и инсинуации торопливым бегством из банка. И хотя летнюю ситуацию, созданную не более чем эмоциональными причинами, следует считать не кризисом, а, скорее, легким банковским потрясением, она тем не менее могла получить серьезные негативные осложнения. При таком состоянии внешней среды любые потрясения для банковской системы и сами по себе достаточно болезненны и могут привести к необратимым цепным реакциям. Так вот, даже в таких условиях банковская система России выстояла и показала, что ее можно считать вполне стабильной.

И еще один очень важный аспект. События лета минувшего года показали: органы, отвечающие за регулирование банковской системы, научились оперативно и адекватно реагировать на происходящие в ней изменения. Правительство и Центральный банк, отвечающий за финансовую стабильность, достаточно быстро приняли необходимые меры по исправлению потенциально довольно опасной ситуации. В результате удалось избежать паники на рынке, люди успокоились, система довольно быстро стабилизировалась.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK