Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Перепишем историю заново"

Стартующая на этой неделе перепись населения — своеобразный тест на доверие. Но не только населения к власти, но и самой власти к обществу. И вопреки расхожему мнению, о результатах тестирования можно будет судить лишь тогда, когда сухие статистические данные начнут воплощаться в конкретные дела государства.На этой неделе стартует всероссийская перепись населения — самый масштабный проект российской власти за все годы существования демократической России. Ни одна из предыдущих кампаний — даже президентские выборы — не нуждалась в столь активном привлечении населения. Ведь организаторы переписи хотят получить сведения о каждом проживающем на территории страны — вне зависимости от пола, возраста, профессии, национальности и даже гражданства. Именно поэтому власти стараются убедить каждого жителя России в необходимости принять участие в переписи. Для этого и развернута масштабная пиар-акция под лозунгом «впиши свое имя в историю страны».
На самом деле, перепись, безусловно, дело нужное. Как заявляют ее организаторы, со времени, прошедшего с прошлой переписи, проводившейся в СССР в 1989 году, изменилось очень многое — госграницы, социальный и экономический уклады, не говоря уже о численности, национальном и возрастном составе и занятиях населения. В этом смысле перепись — попытка власти понять, каким обществом она управляет. Кроме того, проводя перепись, Россия решает и важнейшую имиджевую задачу — с идеей «посчитать население» к началу третьего тысячелетия выступила ООН, и не откликнуться на такой призыв не только непрестижно, но и невежливо.
Помимо сугубо академического и имиджевого аспектов перепись, по замыслу ее организаторов, должна иметь и прикладное значение. На основании ее данных власть должна принимать более точные управленческие решения — по словам президента, ее данные нужны «для выверки дальнейших шагов государства». Это должно непременно положительно отразиться на жизни рядовых граждан — от только что появившихся на свет (на них будут выделять пособие в нужном объеме) до готовящихся к отходу в «мир иной» (к сроку для них тоже что-нибудь построят). Кроме того, предполагается, что данные переписи могут использоваться и в маркетинговых целях. Например, больше пива станут продавать там, где преобладает праздное мужское население, а дополнительные партии колготок и губной помады начнут направлять в те районы, где преобладают молоденькие и сексапильные барышни.
«Один — это теленок, два — это корова, три — это бык…»

Между тем именно «прикладная» составляющая переписи, судя по соцопросам, вызывает наибольшие сомнения граждан. Ситуация несколько парадоксальна — принять участие в переписи намерены порядка 95—97% жителей, однако лишь половина из них уверены в том, что ее результаты изменят жизнь к лучшему.
Всем памятны слова Владимира Путина, который, наставляя организаторов переписи, заявил, что она является своеобразным «тестом на доверие населения к власти». Не о кризисе ли такого доверия свидетельствуют данные опросов? Ведь, как признал в интервью «Профилю» зампред Госкомстата РФ Сергей Колесников, «данные переписи — это всего лишь объективный срез информации». И в этом смысле убедить граждан открыть дверь переписчику — лишь часть задачи. Не менее важно правильно интерпретировать полученные данные. А после этого — принять грамотные, нужные людям решения. Однако само наличие информации отнюдь не является гарантией того, что именно такие решения будут приняты. По крайней мере, для этого потребуются несколько иные качества власти, нежели умение грамотно пиарить проводимые ею мероприятия. И именно в наличие таких качеств население, судя по всему, верит с трудом.
Впрочем, тот факт, что население не очень-то верит власти, вряд ли всерьез скажется на общих результатах самой переписной кампании — по крайней мере, не помешает получить нужные сведения о гражданах. Свою роль сыграют и те госорганы, на плечи которых ложится организация акции, и пиар-кампания по «снятию страхов населения» — организаторы переписи убеждают граждан, что полученные данные не будут использованы им во вред и что под видом переписчиков в их жилища не проникнут криминальные элементы. Под страхом получить «вотум недоверия» со стороны граждан они сделают все, чтобы не допустить проколов с обеспечением участия большинства. И для этого, как полагают скептики, могут даже сами «вписать чьи-нибудь имена в историю страны» — просто из чувства самосохранения. В этом плане президентский тезис о том, что перепись — это «тест на доверие», вполне способен подстегнуть власти на местах прибегнуть к некоторым подтасовкам. Тем более что умение подтасовывать данные отшлифовано ими в ходе многочисленных избирательных кампаний, в том числе и федерального уровня.
Кроме того, заинтересованность местных начальников в разного рода манипуляциях имеет экономическую составляющую. Например, если окажется, что население региона меньше, чем считалось до переписи, из федерального центра могут выделить меньше денег. Если же окажется, что представителей «титульной» национальности меньше, чем хотелось бы, могут возникнуть проблемы уже политического свойства — придется делить власть с «нетитульными». Понятно, что центр постарается обезопасить данные переписи от подтасовок, но сделать это будет непросто, ведь в случае опасности для себя регионалы могут подпортить общую картину «теста на доверие». А значит, вероятность того, что регионы, как и граждане, которым это право гарантировано законом о переписи, захотят сказать о себе лишь то, что захотят, полностью исключить нельзя.
Вряд ли стоит сомневаться в том, что к намеченному сроку — к осени следующего года — Госкомстат выдаст на гора пухлые тома сводных данных переписи, более или менее адекватно характеризующие положение дел в современном российском обществе. Сомнения остаются лишь по поводу того, как государство распорядится полученной информацией. Ведь обществу громогласно предложили «открыть двери», но при этом так и не рассказали, для чего именно нужно это сделать. Не ясно, каковы механизмы преобразования сухих данных статистики в реальные планы правительства. Не ясно даже то, есть ли такие механизмы. По крайней мере, население об этом не известили. Либо потому, что на реализацию соответствующей пиар-кампании просто забыли выделить деньги, посчитав ее необязательной. И тогда это — своеобразный тест на доверие власти к населению. Либо потому, что до разработки таких механизмов у власти пока действительно не дошли руки.

Как Вы считаете, перепись населения — это важное или не важное событие в жизни страны?* (%)

важное74%
не важное17%
затрудняюсь ответить8%

* Опрос проводился фондом «Общественное мнение» 2—9 сентября 2002 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России среди 1500 респондентов.

Как Вы думаете, такие люди, как Вы, заинтересованы или не заинтересованы в проведении переписи?* (%)

заинтересованы54%
не заинтересованы30%
затрудняюсь ответить16%

* Опрос проводился фондом «Общественное мнение» 2—9 сентября 2002 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России среди 1500 респондентов.

* Опрос проводился фондом «Общественное мнение» 2—9 сентября 2002 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России среди 1500 респондентов.

Если перепись населения не проводить, какие, по Вашему мнению, это будет иметь последствия для страны?* (%)

хорошие11%
плохие40%
особых последствий не будет38%
затрудняюсь ответить11%

* Опрос проводился фондом «Общественное мнение» 2—9 сентября 2002 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России среди 1500 респондентов.

* Опрос проводился фондом «Общественное мнение» 2—9 сентября 2002 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России среди 1500 респондентов.

* Опрос проводился фондом «Общественное мнение» 2—9 сентября 2002 года в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России среди 1500 респондентов.

Стоимость переписи в некоторых странах мира

СтранаОбщая стоимость переписиСтоимость переписи в расчете на 1 чел.
Камбоджа$6,8 млн.$0,5
Грузия$5 млн.$1
Россия*$135,5 млн.$1
Румыния$2,75 млн.$1,25
Аргентина$40 млн.$1,5
Литва$6,5 млн.$2
Испания$147 млн.$3,6
США$6 млрд.$23

* Прогноз.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK