25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2004 года: "Перепрограммирование"

Архивная публикация 2004 года: "Перепрограммирование"

В тупик последовательно зашли не только практически все проводимые реформы, но даже и сама способность власти их планировать. Судите сами: рабочая группа сочинила и в самом деле весьма внятную среднесрочную правительственную программу на 2005—2008 годы, МЭРТ взял ее под свое крыло и представил на рассмотрение кабинета министров. Принципиальный момент программы — четкое понимание недееспособности органов государственного управления и, соответственно, необходимости доведения до логического конца административной реформы. Однако за несколько дней до рассмотрения программы правительством выясняется, что другая — федеральная целевая — программа «Административная реформа», на которую возлагались большие надежды, в этом году не будет внесена на рассмотрение в кабинет министров. Причина: «Минфин не видит поля деятельности для федеральной программы, считая, что эти задачи могут быть решены в рамках ведомственных программ» (А. Шаронов).

В тупик последовательно зашли не только практически все проводимые реформы, но даже и сама способность власти их планировать. Судите сами: рабочая группа сочинила и в самом деле весьма внятную среднесрочную правительственную программу на 2005—2008 годы, МЭРТ взял ее под свое крыло и представил на рассмотрение кабинета министров. Принципиальный момент программы — четкое понимание недееспособности органов государственного управления и, соответственно, необходимости доведения до логического конца административной реформы. Однако за несколько дней до рассмотрения программы правительством выясняется, что другая — федеральная целевая — программа «Административная реформа», на которую возлагались большие надежды, в этом году не будет внесена на рассмотрение в кабинет министров. Причина: «Минфин не видит поля деятельности для федеральной программы, считая, что эти задачи могут быть решены в рамках ведомственных программ» (А. Шаронов).

То есть что получается. В целом для правительства административная реформа является приоритетной, чуть ли не матерью всех реформ. Однако одно из главных федеральных ведомств фактически торпедирует реализацию этих планов. Причем, судя по всему, полагая, что адекватным образом администрировать административную реформу некому. Получается безукоризненный порочный круг, выхода из которого в принципе нет.

Или вот еще, например, горячо дискутировавшийся в уходящем году вопрос расходования/нерасходования средств Стабфонда. Минфин, выступая против того, чтобы «лишние» деньги были направлены на реализацию масштабных инвестиционных проектов, исходил из принципиального понимания определенных правил. Но опять-таки в глубине души чиновники, зная себя, здраво рассудили, что большие объемы государственных финансовых ресурсов не могут быть потрачены эффективно: их либо разворуют по дороге, либо построят на них очередное РАО ВСМ.

Впрочем, проблема эта стала настолько очевидной, что на нее обратил внимание президент, когда озаботился поисками еще одной программы — инновационного развития (а значит, и формирования особых экономических зон, потенциальная коррупциогенность которых тоже беспокоит Минфин). «Где проект этого документа?» — спросил глава государства. Выяснилось, что дорабатывается. И вот тут Владимир Путин сказал о главном: «Я понимаю обеспокоенность, связанную с возможностью использования этих инструментов для жульничества, но это не должно нам мешать двигаться вперед, мы не должны расписываться в том, что не можем эффективно администрировать».

Иными словами, ответственные чиновники боятся затевать какие-либо масштабные проекты, связанные с государственными инвестициями и налоговыми послаблениями, потому что верят только в то, что деньги будут разворованы. Высшее же руководство призывает к такому администрированию экономических процессов, чтобы средства не расходились по карманам хозяйствующих субъектов и объектов. Однако для хорошего администрирования нужны прошедшие через административную реформу администраторы. Реформа же не финансируется, потому что ответственное ведомство боится за то, что выделенные на преобразования деньги будут украдены или неэффективно использованы. Круг снова замыкается.

Есть и еще один тип экономического программирования, который после долгого перерыва снова применен на практике, — отраслевые программы. Они, как заметил глава правительства, могут быть «вмонтированы» в основной корпус среднесрочной программы. Однако в ней говорится, что «вмешательство государства в конкурентную борьбу предприятий искажает конкуренцию и отдаляет от главной задачи — построения эффективной экономики». Программа делает акцент на развитии рыночных институтов и совсем не касается отраслевой или промышленной политики, предполагающей государственный активизм (за исключением инновационной деятельности). Значит, в это тело вмонтировать отраслевые программы решительно невозможно — просто потому, что либеральный (институциональный) и дирижистский подходы противоречат друг другу идеологически.

Государство сильно напоминает один женский персонаж культового фильма «Покровские ворота», который произносит классическую фразу: «Я вся такая противоречивая». Пора определяться с экономической политикой. Или мы вслед за разработчиками среднесрочной программы соглашаемся с тем, что приватизация заложила базу для «начала… бурного экономического роста», или она привела, как нам докладывает Счетная палата РФ, к «выеданию» активов и ресурсов». Или мы строим рыночные институты, или выбираем отрасли-локомотивы и закачиваем туда государственные деньги.

Опыт показывает, что первый путь предпочтительнее. Потому что глупо двигаться в одном направлении, а потом отправиться с теми же издержками и потерями обратной дорогой.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».