23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ЭЛЛИНОВ"

Архивная публикация 2010 года: "ПЕРЕВОСПИТАНИЕ ЭЛЛИНОВ"

Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу отучает свой народ от нерадивости и применяет при этом жесткие методы. Продвижение вперед есть, но темпы недостаточны. Самый гламурныйклуб в Греции на-зывается "Наммос" и находится на ос-трове Миконос. Моднейший напиток в нынешнем сезоне - мастиха, ликер из винограда и смолы мастикового дерева. Константинос Цакирис пьет его крупными глотками и умиротворенно вглядывается в морскую даль. "Здесь кризиса нет", - заявляет один из крупнейших судовладельцев Греции и обладатель контрольного пакета акций афинского футбольного клу-ба "Паниониос", выступающего в высшей лиге страны.
Моторные и парусные яхты, каждая из которых стоит миллионы, качаются на волнах тихого залива у пляжа Псару. Лежаки "Наммоса" пользуются таким спросом, что многие их арендуют сразу на все лето - цена вопроса 3000 евро. "Тут можно дурачиться и веселиться, как в голову взбредет", - говорит полнеющий Цакирис, носящий короткую стрижку и приличных размеров татуировку на той стороне груди, где сердце. Рядом с ним строительный магнат из Ливана поливает головы своих юных спутниц шампанским - по 250 евро за бутылку. "Наммос" - настоящая Мекка для папарацци.
Но сейчас клуб знаменитостей чаще мелькает в заголовках политических новостей. Министерство финансов приговорило владельцев клуба к ощутимому денежному штрафу и через прессу сообщило его размеры: 3 972 930 евро.
Такого раньше не делали, и разглашение сумм наказаний не совсем в духе европейских правил защиты деловой информации. Но в данном случае именно так и было задумано.
Ибо Греция разорена. Чтобы предотвратить государственный дефолт, премьер Георгиос Папандреу не только урезал расходы на пенсии, сократил оклады чиновников и разные дотации. Он повысил налоги на землю, на добавленную стоимость и на доходы физических лиц, поднял цены на бензин, табак, спиртные напитки и предметы роскоши.
Но контролерам из ЕС, Европейского центрального банка и МВФ этого все еще недостаточно. На прошлой неделе они выразили недовольство недавно принятым законом о взыскании недоимок. За последние 10 лет греки недоплатили в казну налогов на 35 млрд евро, а закон в ближайшие два года предусматривает возврат только 2 млрд.
Как бы то ни было, Папандреу начал резко менять греческий образ жизни, ту ментальность, которая уже много лет приучала потомков эллинов не думать об общественном благе и породила теневую экономику, уклонение от налогов и коррупцию. Премьер вознамерился перевоспитать свой народ.
Правительство Папандреу называет происходящее "мерами устойчивого превентивного действия". Минис-терство финансов старается доказать простым гражданам, по которым "затягивание по-ясов" ударило особенно болезненно, что уклонение от налогов и кумовство ушли в прошлое и для весьма состоятельных кумовьев.
Потому простым грекам теперь сообщают подробности из жизни богатых и знаменитых, которые до сих пор было принято замалчивать. Например, до них дошла история, начавшаяся в клубе "Наммос" концертом поп-музыканта Ан-тониса Ремоса, вызвавшим большой резонанс.
На исходе теплого летнего дня около 3000 гостей за изысканным ужином слушали его песни. То был "волшебный вечер", как писали газеты. Еще в те минуты, когда "знаменитости и элита делового мира аплодировали Ремосу", налоговики проникли в клуб через служебный вход.
Их улов был нулевым. Ни единого чека, ни одной квитанции мы не нашли - сообщили налоговые чиновники прессе. После этого они детально ознакомились с бухгал-терией и банковскими счетами владельцев клуба. И тут кое-что обнаружилось: 4 млн евро неизвестного происхождения.
О последствиях облавы владельцы клуба узнали из газет: им были обещаны гигантский штраф и, с этих пор, - "неослабное внимание налоговых органов" ко всем их деловым операциям.
В такой же ситуации оказались и не столь богатые греки. Некто Ангелос, специализирующийся на ремонте кондиционеров, в тот жаркий полдень уже давно должен был находиться в Като Алепохори и чинить вышедшую из строя установку в квартире одного частника. А он вместо этого застрял на таможенном посту в окрестностях Афин под палящими лучами солнца и вынужден был любоваться блеском волн Саронского залива. Его тормознули налоговики из Министерства финансов, притаившиеся прямо за шлагбаумом платежного сектора и проверявшие на обочине все выезжавшие машины. Уже в первом грузовичке они нашли то, что искали.
Его товарные накладные не соответствовали лицензии на его транспортное средство. Ангелосу пришлось отвинчивать номерные знаки - машина отправлена на два месяца на штрафстоянку, на главу его фирмы наложен штраф в 3000 евро. Он может подать апелляцию, но дело это бесперспективное.
В декабре Министерство финансов создало "Ведомст-во по борьбе с экономичес-кими преступлениями", под-чиненное непосредственно министру и наделенное ши-рокими полномочиями. До конца текущего года толь-ко проверки этого ведомства должны принести в каз-ну дополнительно минимум 1,2 млрд евро. Но само уч-реждение настроилось достичь показателя в 5 млрд.
Правительству поручено за текущий год поднять поступления в госбюджет на 13,7%, что составляет около 6,6 млрд евро. Таковы установки ЕС, Европейского центрального банка и ВМФ. Иначе "тройка" грозит прекратить поток кредитов. Пока же контролеры недовольны - достигнут лишь показатель в 3-4%.
Почти 97% греческих фирм относится к мелким: у них не более девяти сотрудников. Потому контролеры занимаются в первую очередь минивэнами и автофургонами. "Тут нужен нюх!" - объясняет пятидесятилетний сотрудник налогового ведомства Костас Арванитис. "Интенсивность работы сильно возросла, - рассказывает он. - Раньше за день проводили один-два выборочных досмотра, а теперь обрабатываем пять-семь машин".
Арванитис работает в налоговом контроле 27 лет. Сейчас он руководитель группы. Трюки с перевозкой грузов стали обычным делом, сетует он. Всегда можно на своей машине прихватить грузы и для чужих фирм или друзей - без официальных документов. Ведь каждый старается сэкономить.
В тот день бригада провела на дороге семь часов, выявлено двое нарушителей, после многочасовой писанины в казну отправлено 4000 евро.
Много ли это? "Дело ведь не только в деньгах, - говорит Арванитис. - Мы воспитываем людей. Нас вполне устраивает, когда не приходится назначать штрафов".
Сорокатрехлетний пласти-ческий хирург Аристидис Спиртос дурную новость уз-нал по телефону. Друзья позвонили и сказали: "Про тебя написано в газете". Поначалу он был просто удивлен.
Хирург обнаружил свое имя в списке, обнародованном Ми-нистерством финансов, где были названы 56 афинских врачей, нарушивших закон об уплате налогов. Спиртосу вменялись "несвоевременная регистрация поступлений и расходов" и отсутствие записей о приеме пациентов. Штраф на первый случай: 1000 евро.
"Это же мелочь, - негодует хирург, - просто времени не хватило. Я работаю без помощников". Налоговиков это объяснение не убедило.
Спиртос получил медицинское образование в Риме, ста-жировался в Афинах, повышал квалификацию в Вели-кобритании. Его кабинет рас-положен в одном из новых зданий вблизи олимпийского стадиона. На стенах - мно-жество грамот из разных городов Европы.
У себя в кабинете он проводит "мелкие операции", рассказывает Спиртос. Например, с использованием бо-токса или лазерную депиляцию. К нему приходят актеры и другие известные люди. Но и "обычных" клиентов становится все больше. Для крупных вмешательств, таких как коррекция груди, живота или ягодиц, он приглашает пациентов в частную клинику неподалеку.
Количество звонков стало расти, и тут он уже "совершенно перепугался". В тот момент доктор не знал, что внесен в еще один список - тех 150 медиков из элитного района Колонаки, уровнем доходов которых заинтересовались налоговики. Сто из них в своих декларациях за прошлый год указали менее чем 35 000 евро. А большинство - еще значительно меньше. Спиртос ока-зался на девятом месте, он якобы заработал за год 3906 евро и 15 центов. Один стоматолог вывел свой чистый годовой доход на уровень 300 евро. Правда, в газете были приведены только инициалы врачей, но каждого легко бы-ло узнать по его специализации. У Спиртоса такое чувст-во, что его пригвоздили к позорному столбу. Он считает, что правительство гоняется за внешними эффектами и цепляется к тем, у кого мелкие прегрешения.
Почти все, на кого пала немилость властей, думают так же. Афанасиос Александридис тоже не любит говорить о своих финансовых делах. Он предпочитает объяснять феномен целиком: "У нас серая экономика. Все это знают, каждый каким-то образом в этом замешан".
Александридису 57 лет. У не-го дипломы врача и психоло-га. Уже 33 года он работает психиатром, лечит неврозы, депрессии, психозы. По сообщению финансового ведомства, он отказался показывать налоговым контролерам свои бухгалтерские документы. Врач уточнил, что указал годовой доход все-таки в размере 12 238 евро 63 центов.
Он считает, что эти списки - "хорошо продуманная поли-тическая пропаганда". По его мнению, "правительство хочет показать: мы и богатым не даем спуску!" Доктор с двумя дипломами комментирует ущерб, который меры прави-тельства наносят ему и его кол-легам: "Может быть, их действия легальны и закону не противоречат, - говорит он без всяких эмоций. - Но не все, что отвечает закону, безупречно этически". Он видит себя частью уже десятилетиями существующего социального феномена, "к которому мы все приложили руку".
Премьер Георгиос Папандреу намерен против этого бороться и карать, невзирая на лица и статус провинившихся. "Мы полны решимости побороть теневое общество", - заявляет глава правительства. Однако хватит ли одной решимости?
Психиатр Александридис из этого случая решил извлечь свои уроки: "Я слежу за тем, чтобы впредь все было в порядке", - обещает он. Но тут же добавляет: "Обличать и наказывать - метод, который на первых порах может принести и успехи. Но за ними последует волна гнева".

Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу отучает свой народ от нерадивости и применяет при этом жесткие методы. Продвижение вперед есть, но темпы недостаточны. Самый гламурныйклуб в Греции на-зывается "Наммос" и находится на ос-трове Миконос. Моднейший напиток в нынешнем сезоне - мастиха, ликер из винограда и смолы мастикового дерева. Константинос Цакирис пьет его крупными глотками и умиротворенно вглядывается в морскую даль. "Здесь кризиса нет", - заявляет один из крупнейших судовладельцев Греции и обладатель контрольного пакета акций афинского футбольного клу-ба "Паниониос", выступающего в высшей лиге страны.
Моторные и парусные яхты, каждая из которых стоит миллионы, качаются на волнах тихого залива у пляжа Псару. Лежаки "Наммоса" пользуются таким спросом, что многие их арендуют сразу на все лето - цена вопроса 3000 евро. "Тут можно дурачиться и веселиться, как в голову взбредет", - говорит полнеющий Цакирис, носящий короткую стрижку и приличных размеров татуировку на той стороне груди, где сердце. Рядом с ним строительный магнат из Ливана поливает головы своих юных спутниц шампанским - по 250 евро за бутылку. "Наммос" - настоящая Мекка для папарацци.
Но сейчас клуб знаменитостей чаще мелькает в заголовках политических новостей. Министерство финансов приговорило владельцев клуба к ощутимому денежному штрафу и через прессу сообщило его размеры: 3 972 930 евро.
Такого раньше не делали, и разглашение сумм наказаний не совсем в духе европейских правил защиты деловой информации. Но в данном случае именно так и было задумано.
Ибо Греция разорена. Чтобы предотвратить государственный дефолт, премьер Георгиос Папандреу не только урезал расходы на пенсии, сократил оклады чиновников и разные дотации. Он повысил налоги на землю, на добавленную стоимость и на доходы физических лиц, поднял цены на бензин, табак, спиртные напитки и предметы роскоши.
Но контролерам из ЕС, Европейского центрального банка и МВФ этого все еще недостаточно. На прошлой неделе они выразили недовольство недавно принятым законом о взыскании недоимок. За последние 10 лет греки недоплатили в казну налогов на 35 млрд евро, а закон в ближайшие два года предусматривает возврат только 2 млрд.
Как бы то ни было, Папандреу начал резко менять греческий образ жизни, ту ментальность, которая уже много лет приучала потомков эллинов не думать об общественном благе и породила теневую экономику, уклонение от налогов и коррупцию. Премьер вознамерился перевоспитать свой народ.
Правительство Папандреу называет происходящее "мерами устойчивого превентивного действия". Минис-терство финансов старается доказать простым гражданам, по которым "затягивание по-ясов" ударило особенно болезненно, что уклонение от налогов и кумовство ушли в прошлое и для весьма состоятельных кумовьев.
Потому простым грекам теперь сообщают подробности из жизни богатых и знаменитых, которые до сих пор было принято замалчивать. Например, до них дошла история, начавшаяся в клубе "Наммос" концертом поп-музыканта Ан-тониса Ремоса, вызвавшим большой резонанс.
На исходе теплого летнего дня около 3000 гостей за изысканным ужином слушали его песни. То был "волшебный вечер", как писали газеты. Еще в те минуты, когда "знаменитости и элита делового мира аплодировали Ремосу", налоговики проникли в клуб через служебный вход.
Их улов был нулевым. Ни единого чека, ни одной квитанции мы не нашли - сообщили налоговые чиновники прессе. После этого они детально ознакомились с бухгал-терией и банковскими счетами владельцев клуба. И тут кое-что обнаружилось: 4 млн евро неизвестного происхождения.
О последствиях облавы владельцы клуба узнали из газет: им были обещаны гигантский штраф и, с этих пор, - "неослабное внимание налоговых органов" ко всем их деловым операциям.
В такой же ситуации оказались и не столь богатые греки. Некто Ангелос, специализирующийся на ремонте кондиционеров, в тот жаркий полдень уже давно должен был находиться в Като Алепохори и чинить вышедшую из строя установку в квартире одного частника. А он вместо этого застрял на таможенном посту в окрестностях Афин под палящими лучами солнца и вынужден был любоваться блеском волн Саронского залива. Его тормознули налоговики из Министерства финансов, притаившиеся прямо за шлагбаумом платежного сектора и проверявшие на обочине все выезжавшие машины. Уже в первом грузовичке они нашли то, что искали.
Его товарные накладные не соответствовали лицензии на его транспортное средство. Ангелосу пришлось отвинчивать номерные знаки - машина отправлена на два месяца на штрафстоянку, на главу его фирмы наложен штраф в 3000 евро. Он может подать апелляцию, но дело это бесперспективное.
В декабре Министерство финансов создало "Ведомст-во по борьбе с экономичес-кими преступлениями", под-чиненное непосредственно министру и наделенное ши-рокими полномочиями. До конца текущего года толь-ко проверки этого ведомства должны принести в каз-ну дополнительно минимум 1,2 млрд евро. Но само уч-реждение настроилось достичь показателя в 5 млрд.
Правительству поручено за текущий год поднять поступления в госбюджет на 13,7%, что составляет около 6,6 млрд евро. Таковы установки ЕС, Европейского центрального банка и ВМФ. Иначе "тройка" грозит прекратить поток кредитов. Пока же контролеры недовольны - достигнут лишь показатель в 3-4%.
Почти 97% греческих фирм относится к мелким: у них не более девяти сотрудников. Потому контролеры занимаются в первую очередь минивэнами и автофургонами. "Тут нужен нюх!" - объясняет пятидесятилетний сотрудник налогового ведомства Костас Арванитис. "Интенсивность работы сильно возросла, - рассказывает он. - Раньше за день проводили один-два выборочных досмотра, а теперь обрабатываем пять-семь машин".
Арванитис работает в налоговом контроле 27 лет. Сейчас он руководитель группы. Трюки с перевозкой грузов стали обычным делом, сетует он. Всегда можно на своей машине прихватить грузы и для чужих фирм или друзей - без официальных документов. Ведь каждый старается сэкономить.
В тот день бригада провела на дороге семь часов, выявлено двое нарушителей, после многочасовой писанины в казну отправлено 4000 евро.
Много ли это? "Дело ведь не только в деньгах, - говорит Арванитис. - Мы воспитываем людей. Нас вполне устраивает, когда не приходится назначать штрафов".
Сорокатрехлетний пласти-ческий хирург Аристидис Спиртос дурную новость уз-нал по телефону. Друзья позвонили и сказали: "Про тебя написано в газете". Поначалу он был просто удивлен.
Хирург обнаружил свое имя в списке, обнародованном Ми-нистерством финансов, где были названы 56 афинских врачей, нарушивших закон об уплате налогов. Спиртосу вменялись "несвоевременная регистрация поступлений и расходов" и отсутствие записей о приеме пациентов. Штраф на первый случай: 1000 евро.
"Это же мелочь, - негодует хирург, - просто времени не хватило. Я работаю без помощников". Налоговиков это объяснение не убедило.
Спиртос получил медицинское образование в Риме, ста-жировался в Афинах, повышал квалификацию в Вели-кобритании. Его кабинет рас-положен в одном из новых зданий вблизи олимпийского стадиона. На стенах - мно-жество грамот из разных городов Европы.
У себя в кабинете он проводит "мелкие операции", рассказывает Спиртос. Например, с использованием бо-токса или лазерную депиляцию. К нему приходят актеры и другие известные люди. Но и "обычных" клиентов становится все больше. Для крупных вмешательств, таких как коррекция груди, живота или ягодиц, он приглашает пациентов в частную клинику неподалеку.
Количество звонков стало расти, и тут он уже "совершенно перепугался". В тот момент доктор не знал, что внесен в еще один список - тех 150 медиков из элитного района Колонаки, уровнем доходов которых заинтересовались налоговики. Сто из них в своих декларациях за прошлый год указали менее чем 35 000 евро. А большинство - еще значительно меньше. Спиртос ока-зался на девятом месте, он якобы заработал за год 3906 евро и 15 центов. Один стоматолог вывел свой чистый годовой доход на уровень 300 евро. Правда, в газете были приведены только инициалы врачей, но каждого легко бы-ло узнать по его специализации. У Спиртоса такое чувст-во, что его пригвоздили к позорному столбу. Он считает, что правительство гоняется за внешними эффектами и цепляется к тем, у кого мелкие прегрешения.
Почти все, на кого пала немилость властей, думают так же. Афанасиос Александридис тоже не любит говорить о своих финансовых делах. Он предпочитает объяснять феномен целиком: "У нас серая экономика. Все это знают, каждый каким-то образом в этом замешан".
Александридису 57 лет. У не-го дипломы врача и психоло-га. Уже 33 года он работает психиатром, лечит неврозы, депрессии, психозы. По сообщению финансового ведомства, он отказался показывать налоговым контролерам свои бухгалтерские документы. Врач уточнил, что указал годовой доход все-таки в размере 12 238 евро 63 центов.
Он считает, что эти списки - "хорошо продуманная поли-тическая пропаганда". По его мнению, "правительство хочет показать: мы и богатым не даем спуску!" Доктор с двумя дипломами комментирует ущерб, который меры прави-тельства наносят ему и его кол-легам: "Может быть, их действия легальны и закону не противоречат, - говорит он без всяких эмоций. - Но не все, что отвечает закону, безупречно этически". Он видит себя частью уже десятилетиями существующего социального феномена, "к которому мы все приложили руку".
Премьер Георгиос Папандреу намерен против этого бороться и карать, невзирая на лица и статус провинившихся. "Мы полны решимости побороть теневое общество", - заявляет глава правительства. Однако хватит ли одной решимости?
Психиатр Александридис из этого случая решил извлечь свои уроки: "Я слежу за тем, чтобы впредь все было в порядке", - обещает он. Но тут же добавляет: "Обличать и наказывать - метод, который на первых порах может принести и успехи. Но за ними последует волна гнева".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».