Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Перезагрузка"

Впечатление от поездки к лазурным берегам могут здорово подпортить гигантские очереди в российских аэропортах, не справляющихся с растущим потоком пассажиров. Не прибавляет оптимизма и намерение Минтранса более чем в 2,5 раза сократить количество международных аэропортов.В разгар туристического сезона крупнейшие аэропорты России отрапортовали, что число обслуживаемых пассажиров либо приблизилось к предельно возможному, либо давно перевалило за отметку нормативной пропускной способности. Так, аэропорт «Шереметьево» уже в прошлом году обслужил 12,8 млн. пассажиров, а рассчитан на 9 млн. человек. В «Домодедово» также признаются, что налицо «явная загруженность» аэропорта, и особенно — в летний период. И это неудивительно: каждый год поток сограждан, выезжающих на отдых за рубеж, растет на 15—20%. Размышляя над тем, где провести отпуск, уже каждый двадцатый россиянин останавливает свой выбор на загранице. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2002 году в странах дальнего зарубежья отдохнули 5,05 млн. российских туристов, в 2003-м — 5,68 млн., в 2004-м — 6,55 млн., а в 2005 году эксперты прогнозируют увеличение числа туристов до 8 млн.

Ведущие аэропорты прилагают отчаянные усилия, чтобы решить проблему перезагруженности. Директор по связям с общественностью группы «Ист Лайн» (управляет эропортом «Домодедово») Анна Краснова говорит, что в августе заработает несколько новых стоек регистрации и таможенного контроля, а также будет пересмотрено расписание чартеров, чтобы разгрузить пиковые часы (11.00—12.00 для вылетов и 16.00—19.00 для прилетов. — «Профиль») и равномерно распределить рейсы в течение дня. Представитель «Шереметьево» Анна Захаренкова заверила, что «сотрудников будет вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойный пропуск вылетающих и прибывающих пассажиров через таможенные стойки». «Новое таможенное законодательство допускает несколько форм контроля, не предполагающих продолжительного контакта пассажира с инспектором. Кроме того, на случай больших скоплений пассажиров предусмотрена возможность выставления на линию таможенного контроля дополнительного числа сотрудников и увеличение штата отдельного пограничного отряда на 20%», — говорит Захаренкова.

Впрочем, личный опыт показывает: несмотря ни на какие усилия, столпотворение в обоих аэропортах в разгар турсезона — не преувеличение, а реальность. Недавно мне пришлось простоять в очереди на паспортном контроле в «Шереметьево-2» больше 30 минут. И, как оказалось, мне еще повезло: улетал я из этого же аэропорта, а потому и контроль проходил у специальной стойки (паспортный контроль по упрощенной схеме, ставшей возможной благодаря сотрудничеству аэропорта с погранслужбой, подведомственной ФСБ. — «Профиль»). А вот мой знакомый, вылетавший из другого аэропорта, но вернувшийся в «Шереметьево», несколько метров паспортного контроля преодолевал больше часа. В августе «на прилете» можно простоять и полтора часа. В другом аэропорту — «Домодедово» — приходилось наблюдать и вовсе комичную ситуацию: в очереди оказалась делегация VIP-персон, возвращавшихся с футбольного матча команды самого известного в Лондоне жителя Чукотки.

Мы пойдем другим путем

Причина перегруженности главных воздушных ворот объясняется просто. Подавляющее большинство рейсов за рубеж по старинке осуществляется именно через два московских аэропорта. Доля же чартеров, которые вылетают по основным направлениям — в Турцию, Египет, ОАЭ, Германию и др. — из регионов ничтожно мала. По разным оценкам экспертов, количество вылетов в дальнее зарубежье из немосковских аэропортов составляет от 15% до 35%. Получается, что вся страна в буквальном смысле съезжается в столицу, чтобы поехать за рубеж.

Казалось бы, чтобы справиться с проблемой, достаточно начать развивать аэропорты в регионах, привлекая туда турагентства и авиакомпании. Ведь и многим гражданам гораздо удобнее вылетать на отдых из родного города, а не добираться, скажем, из Саратова в Дубай через Москву. Тем более что 72 аэропорта страны, в принципе, готовы к полетам за рубеж: они имеют статус международных, то есть соответствуют всем требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области безопасности, правил досмотра и таможенных правил. Тем не менее идея инвестировать в региональные аэропорты не вызвала восхищения у Минтранса РФ.

Даже напротив: в начале июля министр транспорта Игорь Левитин выступил с заявлением, что количество аэропортов, имеющих статус международных, будет сокращаться. Это решение в Росавиации объясняют тем, что многие небольшие аэропорты либо совсем не выполняют международные рейсы, либо делают это крайне редко и только в разгар турсезона. В остальное же время ряд служб, в частности таможенная, пограничная, санитарно-ветеринарная, миграционная, простаивает, и государству накладно их содержать. Как поведал «Профилю» и.о. руководителя Росавиации Александр Юрчик, «насильно отбирать у аэропорта статус никто не будет, особенно если он работает эффективно… Однако будут созданы специальные условия, которые дадут возможность развиваться примерно 8—10 крупным хабам. Кроме того, еще около 20 эффективно работающих региональных аэропортов сохранят статус международных, они продолжат осуществлять рейсы за границу и будут активнее задействованы в связке с хабами», — сообщил Юрчик. О каких именно специальных условиях идет речь, чиновник пояснять не стал.

Как удалось узнать «Профилю», предположительно в десятку счастливчиков войдут три московских аэропорта («Шереметьево», «Домодедово», «Внуково»), аэропорты Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Хабаровска и Самары, а на юге таким хабом станет один из трех аэропортов — краснодарский, ростовский или сочинский.

К слову, работу аэропортов, на базе которых сейчас действуют подобия хабов, идеальной не назовешь. Зачастую транзитным пассажирам приходится переезжать из одного аэропорта в другой, и пересадка между стыковочными рейсами может занять целый день, а не несколько часов, как принято, к примеру, в Европе. Нередко в свободной зоне аэропортов можно видеть прилично одетых людей, мирно спящих в обнимку с ноутбуком прямо на полу аэровокзала. Некоторые из них ждут задерживающийся вылет, но большинство — это те самые транзитные пассажиры (как правило, иностранные), для которых российские аэропорты становятся долгой остановкой на пути к месту следования.

Особый подход

Сокращение количества международных аэропортов может привести к тому, что нагрузка на московские еще и возрастет. Ведь даже редкие чартеры, вылетающие из регионов, хоть немного, но разгружают «гигантов». «Это ударит по туристическому рынку. Люди, которые привыкли вылетать из своего города, не захотят летать на отдых в ту же Турцию через Москву. Это утомительно», — уверен собеседник «Профиля» в одной из волгоградских турфирм. Однако руководитель пресс-службы РСТ Ирина Тюрина считает, что сокращение количества международных аэропортов никак не ударит по турбизнесу. «Полагаю, скорее всего, статуса международных лишатся те аэровокзалы, которые либо вообще не осуществляют международные рейсы, либо крайне редко поднимают чартеры. Я не думаю, что сделают «немеждународными» аэропорты в центрах платежеспособного спроса, поэтому изменения вряд ли сильно затронут туристический рынок», — предполагает Ирина Тюрина.

Надо отметить, предложение сократить количество «международников» более чем в три раза прозвучало для руководства региональных аэровокзалов как гром среди ясного неба. Управляющий делами ОАО «Саратовские авиалинии» (аэропорт Саратова находится в ведении этой компании) Александр Боков: «По сути, это возвращение на несколько лет назад. В советское время вся страна летала только через Москву. Но тогда и потоки выезжающих за границу туристов были в разы меньше. А сейчас снижение количества международных аэропортов в первую очередь создаст проблемы именно для потребителей. Если, скажем, нам прикроют международные полеты, как жителям Саратова добираться до той же Германии или Турции — снова через столицу?»

Управляющий делами ОАО «Международный аэропорт Волгоград» Леонид Кислер поддержал мнение коллеги и посчитал, что лишение аэропорта статуса международного ударит не только по жителям региона, но и по престижу города. «И вообще, ситуация с «международниками» очень странная: в списки сохраняющих статус попали анапский, сочинский и краснодарский аэропорты. Однако по новым нормам расстояние между международными аэропортами должно быть не менее 500 км. Разве между теми аэропортами Южного округа будет 500 км? А между тремя московскими? Очень похоже на политику двойных стандартов», — резюмирует Леонид Кислер.

Чем в реальности обернутся предложения Минтранса, точно никто не знает: реализация замыслов министерства намечена на ближайшие два года. Как предположил один из экспертов авиаотрасли, «изменения могут привести к началу бурного развития оставшихся международных аэропортов, но могут пойти и по привычному российскому сценарию: большие очереди в аэропортах и традиционно «кривая» организация хабов и транзитов». Но и это — в будущем. А пока же многим россиянам, возвращаясь в Москву из-за границы, предстоит толкаться в одной очереди с гражданами бывших братских республик, утешая себя лишь тем, что где-то рядом, возможно, в толкучке окажутся и сильные мира сего, насладившиеся накануне великолепной игрой лондонского «Челси».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK