24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Перезагрузка Ломоносова"

Архивная публикация 2007 года: "Перезагрузка Ломоносова"

Росатом и «Газпром» в складчину готовятся запустить первую в мире плавучую атомную электростанцию (ПАЭС). И даже придумали ей имя, но не могут определить доли своих вкладов в обновляемый мирный атом.Недавно вице-премьер Сергей Иванов заявил, что к 2009 году в стране появится каскад плавучих атомных станций, которые совершат революцию в энергетике. Они не только дадут свет и тепло отдаленным регионам, но и способны стать энергетикой будущего. Как удалось выяснить «Профилю», светлое будущее откладывается.

С конца 2006 года на «Севмаше» под Северодвинском концерн «Росэнергоатом» действительно сооружает первую ПАЭС, которая будет носить имя «Академик Ломоносов». Но ее ввод в строй переносился дважды: с начала 2009 года на его конец, затем — на 2010-й. Сегодня встает вопрос о приостановке сооружения амбициозного проекта.

Причина — растущая дороговизна строительства. Первоначально стоимость судостроительной части плавучей атомной станции составляла около 5 млрд рублей, а общая стоимость атомной станции — 10 млрд. Теперь, по разным оценкам, затраты на судостроительную часть возрастают до 6—7 млрд, сама станция тоже станет дороже, но пока не ясно насколько. Причину спотыкания еще на старте в интервью «Профилю» сформулировал бывший глава Росатома, академик РАН Александр Румянцев: «Технические разработки атомной науки существенно превышают финансовые возможности отрасли. А межведомственная несогласованность усугубляет разрыв».

Нестандартный ход

Тем не менее глава Росатома Сергей Кириенко непреклонен в своем оптимизме. Он заявил, что к 2012—2016 годам в стране пустят в эксплуатацию до семи энергоблоков плавучих АЭС. Они будут работать без перезагрузки топлива до 12—15 лет, оставаясь экологически чистыми и радиационно безопасными, а главное — доставлять свет, тепло и опресненную воду туда, где строить электростанции невозможно.

— Передвижная АЭС — это энергозавод с ядерным реактором, работающим на низкообогащенном (до 5%) уране по принципу батарейки, — говорит Виталий Костин, генеральный конструктор Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ). — В центре смонтированы два ядерных реактора и паровая турбина. На блоке есть вертолетная площадка, каюты для персонала и даже бассейн. С берегом атомную станцию соединит пирс. Такая установка способна в течение 50 лет снабжать энергией и теплом местность с населением до 0,5 млн человек.

Как считают ученые, ПАЭС — это новый способ дать свет и тепло примерно 25—30% территорий РФ. Также использование плавучего энергоблока позволит коренным образом решить проблему знаменитого «северного завоза». Плавучие АЭС будут курсировать как раз там, где сегодня чаще всего отключают свет или замораживают отопление, — на Камчатке, Чукотке, в Корякии, Якутии, Приморском и Красноярском краях. Станции установят на баржи, способные перевозить энергоблок с реакторными установками КЛТ-40С (есть установленные сейчас на ледоколах, есть снятые с затонувшего в 2000 году «Курска») в любую точку планеты.

Сразу 12 стран мира, по данным Росатома, проявили интерес к ПАЭС, две из них — Китай и Южная Корея — даже согласились на финансирование проекта.

Стандартный барьер

Но пока в Северодвинске строится не станция, а лишь плавучая платформа под нее. И то на чужие деньги — на первый транш, поступивший из Китая. Будет ли следующий — неизвестно. Зато еще один корабль для ПАЭС строится уже не в России, а на судоверфи в китайском городе Бохай и тоже на китайские деньги. Ситуация критическая: в кулуарах Росатома даже заговорили о том, что Китай вплотную подошел к получению доступа к российским ядерным технологиям нового поколения.

Между тем спасти плавучие энергоблоки от перехода в чужую собственность через долевое участие в их сооружении иностранного капитала и передачу технологий помогает неожиданная рокировка — союз двух конкурентов, «Газпрома» и Росатома. Инициаторами «брака по расчету» выступили эксперты ОКБМ. Речь идет о строительстве 40 энергоблоков к 2030 году (25% планируемой общей выработки энергии страны) стоимостью до $60 млрд. Из них до $32 млрд Росатом надеется взять в кредит у «Газпрома». Выгода для газового монополиста очевидна: сейчас он вынужден продавать газ электростанциям по низкой цене вместо того, чтобы экспортировать по максимальной. Таким образом, растущие потребности экономики в энергии могли бы покрываться не за счет газа, а за счет энергии АЭС.

Проблема лишь в том, что «Газпром» интересуют стационарные атомные станции, а не плавучие. В них, по слухам, газовая корпорация не горит желанием вкладывать деньги. Из-за чего и начались пробуксовки с сооружением ПАЭС. Однако, как стало известно «Профилю», после переговоров менеджеров Росатома и «Газпрома» при посредничестве Кремля достигнута предварительная договоренность: деньги на мегапроект по строительству 40 энергоблоков для стационарных АЭС и 7—10 плавучих «Газпром» найдет, но при условии, что будет владельцем или совладельцем части станций. Именно поэтому скоро АЭС, включая будущие плавучие, начнут акционироваться «под «Газпром» и его «дочки». Концерн под это дело создал задел. Газпромбанк купил контрольный пакет акций «Атомстройэкспорта», который строит АЭС за рубежом. Вдохновленный предстоящей сделкой Росатом пока приостановил переговоры о выделении кредитов на строительство ПАЭС, которые ведутся с ЮАР, Малайзией и Южной Кореей.

Другой козырь Росатома в его стремлении обаять «Газпром», чтобы он дал денег на ПАЭС, — станции будут работать на топливе урановых месторождений Якутии, Чукотки и Камчатки, то есть там же, где уран будет добываться, что удешевит производство электроэнергии и тепла.

Умение делиться

Но «Газпром» обещает на ПАЭС не более $70—100 млн. Тогда как на их строительство недостает до $150 млн. Их Росатом намерен добывать за счет участия в проекте иностранного капитала. Осторожную готовность инвестировать в проект проявили Китай, Южная Корея, Индонезия и ЮАР. При этом они выдвинули условие: первый энергоблок должен быть построен и опробован в России. Но с ним возникли затруднения. Пока Росатом, «Газпром» и иностранцы нашли компромисс: в Северодвинске идет долевое строительство только с Китаем и с разделением затрат — корабль, на котором будет базироваться станция, производит КНР. Реактор, включая «перезарядку» топливом, — Россия.

— Китайские коллеги обеспечивают транспортную составляющую не потому, что мы разучились строить корабли, — считает Дмитрий Зеленский, генеральный директор ОАО «Малая энергетика». — Понятно же, что их специалистов интересуют наши технологии. И глупо думать, что они не смогут их повторить. Но поймите и нас: отказать им — значит отказать себе, утратив приоритет в перспективнейшем направлении технологической мысли. Мы надеемся, что в российском руководстве понимают: в спину нам дышит много конкурентов. И успеют найти решение, которое закрепит наше лидерство в этом направлении ядерной энергетики.

Как удалось выяснить «Профилю», выгодные условия по ПАЭС Росатому предлагает и Южная Корея. На идущих переговорах, по данным источника «Профиля» в «Росэнергоатоме», и китайская, и южнокорейская стороны, предлагая льготные кредиты, выдвигают два условия: производство в будущем их странами лицензионных ПАЭС (не реакторов, а «начинки») и размещение производства части комплектующих для станций в их странах. Пока позиция российской стороны непреклонна и соответствует требованиям МАГАТЭ: жизненный цикл станции (строительство, эксплуатация, подготовка персонала, ремонт энергоблока и его утилизация) будет поддерживаться исключительно россиянами.

Но, как признают сами атомщики, чтобы сократить иностранное участие в сооружении ПАЭС, федеральное правительство должно дать гарантию на получение кредитов в коммерческих банках или кредитовать работы за счет средств федерального бюджета — как России, так и стран-участниц. Об этом еще надо вести переговоры, оговаривая атомный суверенитет, как это удалось с Китаем.

Однако ясности с тем, какое из направлений финансирования проекта возьмет верх, пока нет. В частности, из-за позиции «Газпрома», который взял паузу, чтобы определиться с долей своего участия, попутно спровоцировав перезагрузку самого проекта. Ведь на кону колоссальные средства: по данным «Росэнергоатома», в течение 2008—2014 годов концерн планирует потратить примерно $211 млн на ПАЭС. Еще $14 млн «Росэнергоатом» планирует привлечь за счет кредита китайского государственного Эксим-банка. Возврат кредита будет осуществляться за счет продаж электроэнергии с плавучих АЭС. С другими странами-участницами таких договоренностей пока достичь не удается. Вместе с ними преференций для себя требует и «Газпром», что отодвигает ввод в строй первой ПАЭС.


Росатом и «Газпром» в складчину готовятся запустить первую в мире плавучую атомную электростанцию (ПАЭС). И даже придумали ей имя, но не могут определить доли своих вкладов в обновляемый мирный атом.Недавно вице-премьер Сергей Иванов заявил, что к 2009 году в стране появится каскад плавучих атомных станций, которые совершат революцию в энергетике. Они не только дадут свет и тепло отдаленным регионам, но и способны стать энергетикой будущего. Как удалось выяснить «Профилю», светлое будущее откладывается.

С конца 2006 года на «Севмаше» под Северодвинском концерн «Росэнергоатом» действительно сооружает первую ПАЭС, которая будет носить имя «Академик Ломоносов». Но ее ввод в строй переносился дважды: с начала 2009 года на его конец, затем — на 2010-й. Сегодня встает вопрос о приостановке сооружения амбициозного проекта.

Причина — растущая дороговизна строительства. Первоначально стоимость судостроительной части плавучей атомной станции составляла около 5 млрд рублей, а общая стоимость атомной станции — 10 млрд. Теперь, по разным оценкам, затраты на судостроительную часть возрастают до 6—7 млрд, сама станция тоже станет дороже, но пока не ясно насколько. Причину спотыкания еще на старте в интервью «Профилю» сформулировал бывший глава Росатома, академик РАН Александр Румянцев: «Технические разработки атомной науки существенно превышают финансовые возможности отрасли. А межведомственная несогласованность усугубляет разрыв».

Нестандартный ход

Тем не менее глава Росатома Сергей Кириенко непреклонен в своем оптимизме. Он заявил, что к 2012—2016 годам в стране пустят в эксплуатацию до семи энергоблоков плавучих АЭС. Они будут работать без перезагрузки топлива до 12—15 лет, оставаясь экологически чистыми и радиационно безопасными, а главное — доставлять свет, тепло и опресненную воду туда, где строить электростанции невозможно.

— Передвижная АЭС — это энергозавод с ядерным реактором, работающим на низкообогащенном (до 5%) уране по принципу батарейки, — говорит Виталий Костин, генеральный конструктор Опытного конструкторского бюро машиностроения (ОКБМ). — В центре смонтированы два ядерных реактора и паровая турбина. На блоке есть вертолетная площадка, каюты для персонала и даже бассейн. С берегом атомную станцию соединит пирс. Такая установка способна в течение 50 лет снабжать энергией и теплом местность с населением до 0,5 млн человек.

Как считают ученые, ПАЭС — это новый способ дать свет и тепло примерно 25—30% территорий РФ. Также использование плавучего энергоблока позволит коренным образом решить проблему знаменитого «северного завоза». Плавучие АЭС будут курсировать как раз там, где сегодня чаще всего отключают свет или замораживают отопление, — на Камчатке, Чукотке, в Корякии, Якутии, Приморском и Красноярском краях. Станции установят на баржи, способные перевозить энергоблок с реакторными установками КЛТ-40С (есть установленные сейчас на ледоколах, есть снятые с затонувшего в 2000 году «Курска») в любую точку планеты.

Сразу 12 стран мира, по данным Росатома, проявили интерес к ПАЭС, две из них — Китай и Южная Корея — даже согласились на финансирование проекта.

Стандартный барьер

Но пока в Северодвинске строится не станция, а лишь плавучая платформа под нее. И то на чужие деньги — на первый транш, поступивший из Китая. Будет ли следующий — неизвестно. Зато еще один корабль для ПАЭС строится уже не в России, а на судоверфи в китайском городе Бохай и тоже на китайские деньги. Ситуация критическая: в кулуарах Росатома даже заговорили о том, что Китай вплотную подошел к получению доступа к российским ядерным технологиям нового поколения.

Между тем спасти плавучие энергоблоки от перехода в чужую собственность через долевое участие в их сооружении иностранного капитала и передачу технологий помогает неожиданная рокировка — союз двух конкурентов, «Газпрома» и Росатома. Инициаторами «брака по расчету» выступили эксперты ОКБМ. Речь идет о строительстве 40 энергоблоков к 2030 году (25% планируемой общей выработки энергии страны) стоимостью до $60 млрд. Из них до $32 млрд Росатом надеется взять в кредит у «Газпрома». Выгода для газового монополиста очевидна: сейчас он вынужден продавать газ электростанциям по низкой цене вместо того, чтобы экспортировать по максимальной. Таким образом, растущие потребности экономики в энергии могли бы покрываться не за счет газа, а за счет энергии АЭС.

Проблема лишь в том, что «Газпром» интересуют стационарные атомные станции, а не плавучие. В них, по слухам, газовая корпорация не горит желанием вкладывать деньги. Из-за чего и начались пробуксовки с сооружением ПАЭС. Однако, как стало известно «Профилю», после переговоров менеджеров Росатома и «Газпрома» при посредничестве Кремля достигнута предварительная договоренность: деньги на мегапроект по строительству 40 энергоблоков для стационарных АЭС и 7—10 плавучих «Газпром» найдет, но при условии, что будет владельцем или совладельцем части станций. Именно поэтому скоро АЭС, включая будущие плавучие, начнут акционироваться «под «Газпром» и его «дочки». Концерн под это дело создал задел. Газпромбанк купил контрольный пакет акций «Атомстройэкспорта», который строит АЭС за рубежом. Вдохновленный предстоящей сделкой Росатом пока приостановил переговоры о выделении кредитов на строительство ПАЭС, которые ведутся с ЮАР, Малайзией и Южной Кореей.

Другой козырь Росатома в его стремлении обаять «Газпром», чтобы он дал денег на ПАЭС, — станции будут работать на топливе урановых месторождений Якутии, Чукотки и Камчатки, то есть там же, где уран будет добываться, что удешевит производство электроэнергии и тепла.

Умение делиться

Но «Газпром» обещает на ПАЭС не более $70—100 млн. Тогда как на их строительство недостает до $150 млн. Их Росатом намерен добывать за счет участия в проекте иностранного капитала. Осторожную готовность инвестировать в проект проявили Китай, Южная Корея, Индонезия и ЮАР. При этом они выдвинули условие: первый энергоблок должен быть построен и опробован в России. Но с ним возникли затруднения. Пока Росатом, «Газпром» и иностранцы нашли компромисс: в Северодвинске идет долевое строительство только с Китаем и с разделением затрат — корабль, на котором будет базироваться станция, производит КНР. Реактор, включая «перезарядку» топливом, — Россия.

— Китайские коллеги обеспечивают транспортную составляющую не потому, что мы разучились строить корабли, — считает Дмитрий Зеленский, генеральный директор ОАО «Малая энергетика». — Понятно же, что их специалистов интересуют наши технологии. И глупо думать, что они не смогут их повторить. Но поймите и нас: отказать им — значит отказать себе, утратив приоритет в перспективнейшем направлении технологической мысли. Мы надеемся, что в российском руководстве понимают: в спину нам дышит много конкурентов. И успеют найти решение, которое закрепит наше лидерство в этом направлении ядерной энергетики.

Как удалось выяснить «Профилю», выгодные условия по ПАЭС Росатому предлагает и Южная Корея. На идущих переговорах, по данным источника «Профиля» в «Росэнергоатоме», и китайская, и южнокорейская стороны, предлагая льготные кредиты, выдвигают два условия: производство в будущем их странами лицензионных ПАЭС (не реакторов, а «начинки») и размещение производства части комплектующих для станций в их странах. Пока позиция российской стороны непреклонна и соответствует требованиям МАГАТЭ: жизненный цикл станции (строительство, эксплуатация, подготовка персонала, ремонт энергоблока и его утилизация) будет поддерживаться исключительно россиянами.

Но, как признают сами атомщики, чтобы сократить иностранное участие в сооружении ПАЭС, федеральное правительство должно дать гарантию на получение кредитов в коммерческих банках или кредитовать работы за счет средств федерального бюджета — как России, так и стран-участниц. Об этом еще надо вести переговоры, оговаривая атомный суверенитет, как это удалось с Китаем.

Однако ясности с тем, какое из направлений финансирования проекта возьмет верх, пока нет. В частности, из-за позиции «Газпрома», который взял паузу, чтобы определиться с долей своего участия, попутно спровоцировав перезагрузку самого проекта. Ведь на кону колоссальные средства: по данным «Росэнергоатома», в течение 2008—2014 годов концерн планирует потратить примерно $211 млн на ПАЭС. Еще $14 млн «Росэнергоатом» планирует привлечь за счет кредита китайского государственного Эксим-банка. Возврат кредита будет осуществляться за счет продаж электроэнергии с плавучих АЭС. С другими странами-участницами таких договоренностей пока достичь не удается. Вместе с ними преференций для себя требует и «Газпром», что отодвигает ввод в строй первой ПАЭС.



Какие страны планируют в ХХI веке развивать атомную энергетику
США к 2025 году к 104 АЭС намерены добавить еще 19, а к 2050-му довести общее количество станций до 200.
Китай к середине ХХI века собирается ввести в строй около 100 АЭС, Индия — до 40, Иран — до 20. Япония, Франция и Англия ради повышения конкурентоспособности ядерной отрасли идут на ее приватизацию.
Германия, запретившая строительство АЭС, готовит пересмотр запрета на ввод в строй новых АЭС.
Россия, имеющая 10 АЭС (13,3% от энергопотока страны), намерена с 2012 года начать масштабное строительство, но не АЭС, а 30—40 энергоблоков. А с 2010 по 2016 год ввести в строй до 7 плавучих АЭС и предложить услуги ПАЭС 10—15 странам мира.
Источник: Росатом.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».