Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "«Персики» и опарыши"

 «Коммерсант» явно нарывается. И наверняка знает, чем это может очень быстро закончиться. Две недели назад газете пришлось заплатить $11 млн. Альфа-банку. И это был, конечно, «знак». Но «Коммерсант» не успокоился и свой скандал с бизнесом продолжил политическим скандалом. На первой полосе появилось интервью с лидером чеченских боевиков Асланом Масхадовым. Масхадов предложил российскому руководству начать мирные переговоры. Закон о СМИ в статье о противодействии экстремистской деятельности запрещает предоставлять площадку для высказываний террористам. В странах развитой демократии, например в Америке, появление интервью с Усамой бен Ладеном в «Вашингтон пост» или «Нью-Йорк таймс» возможно только в сценарии фантастического фильма, да и то если снимать его начнет Майкл Мур. К тому же Аслан Масхадов назван в «Коммерсанте» лидером Ичкерии. Страны такой, понятное дело, нет, название это живо лишь в сепаратистском мозгу самого Масхадова да Шамиля Басаева. «Коммерсант» сделал все, чтобы попасть в сводки новостей, а теперь еще начнет судить о правомочности вынесенного ему предупреждения и снова будет в центре внимания. Такая реклама бывает самая эффективная.

Помимо скандального интервью в «Коммерсанте» на прошлой неделе появилось занятное интервью с маркетологом Майлзом Гроувзом: «Американские газеты много говорят о том, что они озабочены падением тиражей… Для большинства газет главной угрозой является их собственная неспособность отойти от поточной модели к системе производства, ориентированной на удовлетворение запросов потребителей». В России происходит то же самое. Газеты у нас выходят так, как они привыкли, или так, как нравится их инвесторам. Оттого им приходится или очень быстро закрываться, или пытаться спастись.

Попытку спасения предприняла газета «Газета». Она сменила формат. Вместо привычного А2 стала выходить на манер «Комсомолки» — «книжечкой», в формате А3. Говорят, так захотел инвестор — глава металлургического комбината Владимир Лисин. Обычно подобный прием — маркетинговый ход. Читатель, который уже привык к марке, смены формата не заметит. А для нового читателя это будет поводом еще раз обратить внимание на газету. Может, мысль нечаянно приведет к сравнению с популярной «Комсомолкой»… Может, еще какой винтик в читательской душе сработает.

Помимо смены формата «Газета» предложила читателю и новый объем. Теперь это 32 полосы. Верстка стала немного скучнее, такое впечатление, будто текста больше, а картинок меньше. Но читать удобно. В метро. Значит ли это, что газета «Газета» наконец определилась со своей аудиторией? Из «желтой газеты для взрослых», как ее называли вначале, она превратится просто в желтую газету. Если это так, то это хорошо, потому что газете удастся спастись.

Пока в России нет места для газеты общих интересов, у нас нет пенсионеров, которых интересуют котировки акций, нет и большого числа менеджеров среднего звена и богатых студентов. Есть те, кого интересуют бизнес и мировая политика (их процентов пять), и те, кого интересует, каким же образом «Слесарь тайно делал аборты» (шапка газеты «Жизнь») или что лучше — старая иномарка либо десятые «жигули». Такие — все остальные. «Газета» пока застряла на перепутье. Ее уже удобно читать тем, кто ездит в метро, но пока еще слишком много скучных (для такой аудитории) текстов про то, что «дифференциация начинает нарастать». Если хочешь писать про дифференциацию, надо делать другой формат. И в сторону «Ведомостей» и «Коммерсанта» дрейфует газета «Бизнес».

Появилась она, кстати, не так давно. Говорят, через некоторое время закроется, так как делается на оставшиеся от ЮКОСа деньги. Скорее всего, это правда. Ведь на деньги, оставшиеся от невезучего нефтяного концерна, слишком много желающих помимо издателей газет. Кроме того, вскоре совсем не останется в ЮКОСе менеджеров, которые могут следить за расходованием газетных средств. А ведь за издателями только недосмотри, как бюджет будет освоен, а газета закрыта. Так что газета «Бизнес», простите за тавтологию, уникальный российский бизнес, возникающий, как опарыши на трупе. Как только труп, который можно пожирать, исчезнет совсем, опарыши и прочие червяки пойдут искать другой труп, прокуратуре же, по всем законам живой природы, надо будет этот труп предоставить.

Но ничего бесследно не исчезает. Газета «Бизнес» внесла свой вклад. Во-первых, это ряд чисто визуальных ноу-хау. Печатается она на бледно-грязно-розовой бумаге, на издательском жаргоне именуемой «персик», формат у нее западный — газета длинная и узкая, читать ее еще удобнее, чем обновленную «Газету», а главное, намного солиднее. Типография находится в Москве, и зря все говорили, что в России таких станков нет. Верстка, с дизайнерской точки зрения, весьма примечательная и нестандартная. Зато с читательской точки зрения с «Бизнесом» регулярно случаются милые странности. Так, открыв газету, можно обнаружить следующие заголовки: «Регионы вменяют налог», «Раскодированный налог», «Суточный налог» (заголовки приведены подряд). Читать и искать отличия в этих материалах желания уже не возникает.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK