25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Первомайская демонстрация"

Архивная публикация 2003 года: "Первомайская демонстрация"

На День солидарности трудящихся Михаил Касьянов назначил рассмотрение предложений Минэкономразвития, Минтопэнерго и "Газпрома" о возможных путях реформирования газового монополиста. Вряд ли высокие договаривающиеся стороны продемонстрируют солидарность -- вопрос, мягко говоря, непростой. Впрочем, одно ясно уже сейчас -- после реформы "Газпрома" в России будет совсем другая экономика.Кресты социализма

Так уж устроены любые товаропроводящие сети, что операционные издержки продаж в мелкую розницу выше, чем при торговле оптом. Поэтому для населения все и всегда должно быть дороже, чем для гигантов индустрии: и тепло, и свет, и перевозки, и кредиты.
Однако даже беспощадные реформаторы начала 1990-х не осмелились превратить правду экономики в правду жизни. Действительно, обнулив сбережения населения, отбросив людей по уровню потребления на 30 лет назад, правительство не смогло отменить дотации. Слишком высока, а точнее, неприемлема была бы тогда цена реформ. Это понимали даже самые ярые антикоммунисты.
Поэтому так называемая система перекрестного субсидирования, когда тарифы для гигантов выше, чем должны были бы быть, а для населения ниже, чем предполагает экономическая логика, сохранилась. Вместе с естественными монополиями и государственным регулированием тарифов на всех ключевых рынках.
Но эта система стала трещать по швам. Предприятия всеми правдами и неправдами стали пробиваться на оптовый рынок электроэнергии (ФОРЭМ), где энергия многократно дешевле, обходя региональные структуры РАО ЕЭС. "Газпром" часть своей реализации отдал "дочкам", которые не обязаны работать по госценам. Кроме того, и сам "Газпром" стал ужесточать лимиты поставок газа на внутренний рынок по твердой (то есть заниженной) цене. А уж про ЖКХ, где тарифы также ниже рыночных, а нормы потребления явно выше разумных, и говорить не стоит.
В результате ключевой для экономики энергетический рынок стал каким-то "сероватым". Ведь если существуют два вида разновеликих цен, как говорится, пуля дырочку найдет. Орды жуликоватых посредников, "взаимозачетчиков" и коррумпированных "распределителей" не замедлили родиться и стать чуть ли не главным элементом экономической жизни в нашей энергоемкой стране.
Разукрупнение монополизма

Понятно, что представители либерального крыла в правительстве хотят, чтобы страна жила в более прозрачной атмосфере. А для этого нужно, чтобы предложение на рынке было более "плюралистичным". Значит, монополистов надо разукрупнять.
Однако заметим, что и представители монополий хотят их определенного видоизменения. Дело в том, что им (монополиям) не хватает денег, очень хочется повысить капитализацию и привлечь стратегического инвестора. Мелкие акционеры ситуацию не спасут, да и опасно это: по расчетам ЦБ, средний срок пребывания портфельного инвестора на российском рынке не превышает 30 дней. Да и западные кредиты в Россию после 1998 года, конечно, идут, но в договорах теперь предусмотрены жесткие меры для их досрочного погашения по требованию кредитора в случае негативного изменения конъюнктуры. Поэтому акционирование монополистических "дочек" и привлечение туда "стратегов" -- более реалистичный путь.
В частности, по такому пути поведет РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. РАО предлагает создать 10 оптовых генерирующих компаний и акционировать их по отдельности. "Газпром" как компания с солидным экспортным потокам проще выходит на рынок займов -- продает "безопасные" евробонды. Поэтому и разукрупняться особо не желает, несмотря на явный дефицит капитала, уже приведший к снижению добычи газа. (Подробнее о позициях правительства и "Газпрома" см. интервью Андрея Шаронова и Алексея Миллера.)
Но, конечно же, монополии не забывают и о таком резерве для повышения собственной прибыльности и капитализации, как продавливание разрешений по поводу увеличения их тарифов. Против чего тоже уже никто не возражает. МЭРТ "нарисовал" повышение тарифов на газ практически вдвое против нынешнего уровня за ближайшие 4 года.
При этом МЭРТ оптимистично полагает, что, поскольку доля затрат на газ в бюджете электроэнергетики составляет 22%, рост энерготарифов будет лежать в пределах 5--6% годовых в реальном (без учета фоновой инфляции) выражении.
Свою концепцию реформирования рынка газа представила также и РСПП. Проведя кропотливые исследования, промышленники и предприниматели пришли к утешительному выводу, что реформирование газовой отрасли во всем мире сопровождалось противостоянием государства и газовых монополий, и тем не менее везде потенциально конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности были разделены, и в течение нескольких лет (до десяти включительно) реформы реализованы.
Суть предложений РСПП -- в сохранении двухсекторного рынка газа с постепенным увеличением нерегулируемого и уменьшением регулируемого секторов. В итоге к 2010 году регулируемая цена газа должна составлять $31--34 за куб. м, но продаваться по этой цене будет всего 75 млрд. куб. м (страна потребляет примерно 300 млрд. кубов газа в год). Остальной газ, по прогнозу, планируется продавать по $55--60 за куб. м.
По расчетам РСПП, реализация такого сценария развития не повлечет за собой никакого негатива -- ни экономического, ни социального. "Единственными отраслями, которые могут не справиться с этим уровнем цен, будут производство минеральных удобрений и металлургия", -- сказал один из авторов концепции, руководитель бюро РСПП по этике Борис Титов. "Если государство намерено сохранить эти отрасли, оно должно придумать, какие меры нужно осуществить для их поддержки". (Заметим, что помимо работы в РСПП, г-н Титов является одним из акционеров корпорации "Азот" и президентом фонда "Развитие промышленности минеральных удобрений".)

Динамика добычи газа в России (млрд. куб. м)

На День солидарности трудящихся Михаил Касьянов назначил рассмотрение предложений Минэкономразвития, Минтопэнерго и "Газпрома" о возможных путях реформирования газового монополиста. Вряд ли высокие договаривающиеся стороны продемонстрируют солидарность -- вопрос, мягко говоря, непростой. Впрочем, одно ясно уже сейчас -- после реформы "Газпрома" в России будет совсем другая экономика.Кресты социализма


Так уж устроены любые товаропроводящие сети, что операционные издержки продаж в мелкую розницу выше, чем при торговле оптом. Поэтому для населения все и всегда должно быть дороже, чем для гигантов индустрии: и тепло, и свет, и перевозки, и кредиты.

Однако даже беспощадные реформаторы начала 1990-х не осмелились превратить правду экономики в правду жизни. Действительно, обнулив сбережения населения, отбросив людей по уровню потребления на 30 лет назад, правительство не смогло отменить дотации. Слишком высока, а точнее, неприемлема была бы тогда цена реформ. Это понимали даже самые ярые антикоммунисты.

Поэтому так называемая система перекрестного субсидирования, когда тарифы для гигантов выше, чем должны были бы быть, а для населения ниже, чем предполагает экономическая логика, сохранилась. Вместе с естественными монополиями и государственным регулированием тарифов на всех ключевых рынках.

Но эта система стала трещать по швам. Предприятия всеми правдами и неправдами стали пробиваться на оптовый рынок электроэнергии (ФОРЭМ), где энергия многократно дешевле, обходя региональные структуры РАО ЕЭС. "Газпром" часть своей реализации отдал "дочкам", которые не обязаны работать по госценам. Кроме того, и сам "Газпром" стал ужесточать лимиты поставок газа на внутренний рынок по твердой (то есть заниженной) цене. А уж про ЖКХ, где тарифы также ниже рыночных, а нормы потребления явно выше разумных, и говорить не стоит.

В результате ключевой для экономики энергетический рынок стал каким-то "сероватым". Ведь если существуют два вида разновеликих цен, как говорится, пуля дырочку найдет. Орды жуликоватых посредников, "взаимозачетчиков" и коррумпированных "распределителей" не замедлили родиться и стать чуть ли не главным элементом экономической жизни в нашей энергоемкой стране.

Разукрупнение монополизма


Понятно, что представители либерального крыла в правительстве хотят, чтобы страна жила в более прозрачной атмосфере. А для этого нужно, чтобы предложение на рынке было более "плюралистичным". Значит, монополистов надо разукрупнять.

Однако заметим, что и представители монополий хотят их определенного видоизменения. Дело в том, что им (монополиям) не хватает денег, очень хочется повысить капитализацию и привлечь стратегического инвестора. Мелкие акционеры ситуацию не спасут, да и опасно это: по расчетам ЦБ, средний срок пребывания портфельного инвестора на российском рынке не превышает 30 дней. Да и западные кредиты в Россию после 1998 года, конечно, идут, но в договорах теперь предусмотрены жесткие меры для их досрочного погашения по требованию кредитора в случае негативного изменения конъюнктуры. Поэтому акционирование монополистических "дочек" и привлечение туда "стратегов" -- более реалистичный путь.

В частности, по такому пути поведет РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. РАО предлагает создать 10 оптовых генерирующих компаний и акционировать их по отдельности. "Газпром" как компания с солидным экспортным потокам проще выходит на рынок займов -- продает "безопасные" евробонды. Поэтому и разукрупняться особо не желает, несмотря на явный дефицит капитала, уже приведший к снижению добычи газа. (Подробнее о позициях правительства и "Газпрома" см. интервью Андрея Шаронова и Алексея Миллера.)

Но, конечно же, монополии не забывают и о таком резерве для повышения собственной прибыльности и капитализации, как продавливание разрешений по поводу увеличения их тарифов. Против чего тоже уже никто не возражает. МЭРТ "нарисовал" повышение тарифов на газ практически вдвое против нынешнего уровня за ближайшие 4 года.

При этом МЭРТ оптимистично полагает, что, поскольку доля затрат на газ в бюджете электроэнергетики составляет 22%, рост энерготарифов будет лежать в пределах 5--6% годовых в реальном (без учета фоновой инфляции) выражении.

Свою концепцию реформирования рынка газа представила также и РСПП. Проведя кропотливые исследования, промышленники и предприниматели пришли к утешительному выводу, что реформирование газовой отрасли во всем мире сопровождалось противостоянием государства и газовых монополий, и тем не менее везде потенциально конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности были разделены, и в течение нескольких лет (до десяти включительно) реформы реализованы.

Суть предложений РСПП -- в сохранении двухсекторного рынка газа с постепенным увеличением нерегулируемого и уменьшением регулируемого секторов. В итоге к 2010 году регулируемая цена газа должна составлять $31--34 за куб. м, но продаваться по этой цене будет всего 75 млрд. куб. м (страна потребляет примерно 300 млрд. кубов газа в год). Остальной газ, по прогнозу, планируется продавать по $55--60 за куб. м.

По расчетам РСПП, реализация такого сценария развития не повлечет за собой никакого негатива -- ни экономического, ни социального. "Единственными отраслями, которые могут не справиться с этим уровнем цен, будут производство минеральных удобрений и металлургия", -- сказал один из авторов концепции, руководитель бюро РСПП по этике Борис Титов. "Если государство намерено сохранить эти отрасли, оно должно придумать, какие меры нужно осуществить для их поддержки". (Заметим, что помимо работы в РСПП, г-н Титов является одним из акционеров корпорации "Азот" и президентом фонда "Развитие промышленности минеральных удобрений".)


Динамика добычи газа в России (млрд. куб. м)

1991 643

1992 641

1993 618

1994 607

1995 595

1996 601

1997 600

1998 590

1999 590

2000 584

2001 581

2002 593

Наказание невиновных


На всякий случай добавим, что мы всецело выступаем за поддержку государством не только металлургов и производителей азота, но и печатных СМИ. Но если говорить по-существу, нам как-то тяжело разделить оптимизм МЭРТ и г-на Титова. В министерстве исходят из того, что влияние газовых тарифов на энергетику будет минимальным, ибо "рост производства в энергетике планируется обеспечивать за счет ГЭС, АЭС, а не на тепловых электростанциях". А за счет чего будет увеличиваться мощность ГЭС и АЭС? В прошлом году государство ни копейки не дало на завершение строительства Бурейской ГЭС, в позапрошлом дало 50 млн. рублей, недостаточных даже для консервации строительства. Но тогда какой же частный инвестор станет вкладывать в строительство ГЭС и АЭС, если тарифы на их энергию устроены так, будто они -- даровая сила природы? Да и по словам г-на Титова получается, что металлургию придется спасать. Интересно: металлургию спасать придется, а ее основного потребителя -- машиностроение -- не придется. Очень интересно! Как говорил почти что классик Венедикт Ерофеев: "Вымя есть, а хересу -- нет".

Расчеты, когда-то сделанные в одном из институтов при МЭРТ, показывают, что увеличение цен на газ вдвое приводит к повышению цен во всей экономике в среднем на четверть, на фоне уменьшения рентабельности промышленности в 5 раз, а инвестиций -- в 8,5 раза.

Конечно, есть смысл задуматься о "социальном негативе", если услуги ЖКХ вырастут в разы, а прибыль и инвестиции предприятий обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, где все-таки работает большинство населения, в разы сократятся.

Не стоит забывать и о том, что на бюджете еще года четыре будет висеть существенная долговая нагрузка. Добавим сюда весьма вероятное понижение экспортных цен на нефть и повышение внутренних. (Как известно, наши нефтяные генералы повышают внутренние цены только в двух случаях: когда мировые цены растут -- чтобы оставался хоть какой-то интерес снабжать внутренний рынок, и когда они падают -- чтобы это падение компенсировать.)

А еще добавим в этот компот неизвестно с какой стати поощряемый ЦБ процесс укрепления рубля, что снова (после 1998 года) вызвало рост доли импорта на нашем внутреннем рынке и вновь заставило падать наш легпром и пищевку. В довершение всеобщих радостей вспомним о том, что с 2007 года планируется разрешить вывоз валюты из страны всем и в любых количествах.

Не слишком ли много приключений заготовлено для нас на ближайшую перспективу?

И риски велики, и с "крестами социализма" жить уже нет никакой реальной возможности. Просто для того, чтобы идти на такие судьбоносные для экономики перемены, нужны резервы для того, чтобы риски минимизировать, а всплески сгладить. А что у нас есть? Ну $55 млрд. у ЦБ, ну 100 млрд. рублей резервов у Минфина. И все. Как сказал старый пулеметчик Анке в любимом фильме, "для хорошего боя и на полчаса не хватит".

Резервы надо наращивать всячески: прекратить укреплять рубль из-за боязни рублевой накачки оборота, сделать новые серьезные госзаймы, благо, деньги сегодня дешевы. Все это может помочь. Но конечно же, при одном простом условии: если эти займы и резервы не украдут, ибо этот вид деятельности у нас развит на уровне самых изысканных мировых стандартов, инновационен и креативен, как ни одна из отраслей народного хозяйства.


Рост цен на газ по варианту реформирования МЭРТ($ за 1000 куб. м)

200325

200430

200537,5

200640,5

200755

НИКИТА КИРИЧЕНКО, ЕКАТЕРИНА ДРАНКИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».