24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2008 года: "«Песни живут, пока их поют»"

Архивная публикация 2008 года: "«Песни живут, пока их поют»"

«Классиком человек становится в день своего столетия. Через тридцать лет — посмотрим», — начал разговор об отце директор Дома-музея В.С. Высоцкого на Таганке Никита ВЫСОЦКИЙ.— 25 января Высоцкому исполнилось бы 70 лет. Что вы готовите к юбилею?
— Юбилейные мероприятия готовим не только мы, их будет много, практически в каждом большом городе. В нашем музее 24 января откроется выставка, которая посвящена началу пути Высоцкого, той части жизни, которая менее известна широкому кругу людей, — его детству, учебе, первым шагам во взрослой жизни. Еще музей подготовил и издал две книги, которые мы представим 22 января. Первая книга искусствоведа Натальи Анатольевны Крымовой. Она была в комиссии по творческому наследию отца, и не просто числилась, а очень много работала как исследователь, издатель. Многое раньше не публиковалось. Оформление книги сделал сын Натальи Анатольевны, Дмитрий Крымов. Это специфическое издание, может быть, оно интересно не так многим, и тем не менее. Для тех, кто не только интересуется подробностями личной жизни Высоцкого, но хочет узнать о нем мнение людей, более чем достойных, — книга стоящая. Второе издание — фотоальбом «Добра! Высоцкий...» — на мой взгляд, очень хорошо сделано, я доволен. Это стихи, фотографии, воспоминания — история жизни Владимира Семеновича. Альбом я называю «книга-музей», это не просто перепечатанные воспоминания, а реальные письма, написанные его рукой, например детские — к матери. Многое тоже публикуется впервые.
— 25 января Театр на Таганке презентует проект Михаила Шемякина — книгу «Две судьбы. Песни и Стихи» с его же иллюстрациями. Вы к этому имеете отношение?
— Естественно, я знаю об этом издании, так как занимаюсь всеми наследственными правами. Но вот кто его презентует, когда и где, понятия не имею.
— Для моего поколения Высоцкий был абсолютным кумиром. У современной молодежи такого ажиотажа не наблюдается. Будет ли вечной слава вашего отца?
— Время меняется, и, безусловно, такого обожания, как было при жизни в последние годы и первые годы после смерти, сейчас нет. И не надо преувеличивать и сравнивать какие-то проявления внимания с тем, что было 30 лет назад. Прошло много времени. Если сравнивать его аудиоиздания, то у некоторых нынешних звезд тиражи больше. С другой стороны, популярность Высоцкого — это не деньгами измеряемая популярность сегодняшнего деятеля шоу-бизнеса, актера или автора однодневного бесстеллера. Популярность отца ближе к популярности Есенина, Гумилева, Галича. Она никуда не денется и будет и у нынешнего поколения, и у их детей. Высоцкий в российской культуре фигура достаточно значимая. Еще живы люди, которые его знали и помнят, живы и те, кто входил с его песнями в жизнь. Говорят, классиком человек становится в день своего столетия. Так что время еще есть. Я думаю, сотый юбилей Высоцкого мы тоже будем отмечать, как и сейчас, без указа сверху и настоятельных пожеланий.
— Только что в Питере мне попалась на глаза афиша концерта памяти Высоцкого, где вы были заявлены ведущим, что вполне логично, а участие принимали — Гоша Куценко, Екатерина Гусева и другие. Какое отношение они имеют к Высоцкому?
— Есть такой проект — «Поют драматические актеры», есть Конкурс имени Андрея Миронова. У этого жанра очень много поклонников. В данном случае актеры решили спеть песни Высоцкого. И дело-то не в том, кто с ним дружил или был знаком, а в том, у кого получается петь. Тот и должен это делать, я, например, имею отношение к Высоцкому, но петь не могу, так пусть это делает тот, кто может. Вот, например, у Юрия Шевчука был проект «Странные скачки», где песни Высоцкого исполнили рок-музыканты. Диск получился хороший.
— Некоторые наследники не разрешают исполнять песни родителей, борются за авторские права или против исполнительской манеры. А вы не против перепевов?
— Я считаю, что песни живут, пока их поют. Поют — и правильно делают, потому что хотят. Я не сужу об исполнительской манере того или иного певца. Всему судьи — время и зритель. Есть исполнители, которых зритель не принимает, и он сам исчезает вместе с песней, а есть, например, Алла Пугачева, которая записала «Беду» в 1980 году и которую до сих пор слушают, я тоже считаю ее исполнение хорошим.
— Каким вам запомнился отец?
— У каждого человека свой Высоцкий, и у меня он свой. Сокровенным я не умею и не люблю делиться. Он был нормальным живым человеком и, как нормальный человек, хорошо относился к детям, ему нравилось, что у него есть сыновья.
— Когда вы поняли, что для нас значил ваш отец?
— Большое видится на расстоянии. Значение его песен я понял много позже, ощущение того, что он был не просто популярным, а многими очень любим, пришло после похорон. Многие потом говорили: «Мы понимали, кто рядом с нами». Лукавят. Никто не понимал. Почти все считали, что это временное явление — пройдет год, два… да, что-то останется, а остальное забудут. Масштаб его личности — кто он и что — понимали единицы. Я помню в день смерти отца изумленные лица людей, до которых в этот трагический момент дошло, кем был Владимир Высоцкий и что это за потеря для страны.


«Классиком человек становится в день своего столетия. Через тридцать лет — посмотрим», — начал разговор об отце директор Дома-музея В.С. Высоцкого на Таганке Никита ВЫСОЦКИЙ.— 25 января Высоцкому исполнилось бы 70 лет. Что вы готовите к юбилею?
— Юбилейные мероприятия готовим не только мы, их будет много, практически в каждом большом городе. В нашем музее 24 января откроется выставка, которая посвящена началу пути Высоцкого, той части жизни, которая менее известна широкому кругу людей, — его детству, учебе, первым шагам во взрослой жизни. Еще музей подготовил и издал две книги, которые мы представим 22 января. Первая книга искусствоведа Натальи Анатольевны Крымовой. Она была в комиссии по творческому наследию отца, и не просто числилась, а очень много работала как исследователь, издатель. Многое раньше не публиковалось. Оформление книги сделал сын Натальи Анатольевны, Дмитрий Крымов. Это специфическое издание, может быть, оно интересно не так многим, и тем не менее. Для тех, кто не только интересуется подробностями личной жизни Высоцкого, но хочет узнать о нем мнение людей, более чем достойных, — книга стоящая. Второе издание — фотоальбом «Добра! Высоцкий...» — на мой взгляд, очень хорошо сделано, я доволен. Это стихи, фотографии, воспоминания — история жизни Владимира Семеновича. Альбом я называю «книга-музей», это не просто перепечатанные воспоминания, а реальные письма, написанные его рукой, например детские — к матери. Многое тоже публикуется впервые.
— 25 января Театр на Таганке презентует проект Михаила Шемякина — книгу «Две судьбы. Песни и Стихи» с его же иллюстрациями. Вы к этому имеете отношение?
— Естественно, я знаю об этом издании, так как занимаюсь всеми наследственными правами. Но вот кто его презентует, когда и где, понятия не имею.
— Для моего поколения Высоцкий был абсолютным кумиром. У современной молодежи такого ажиотажа не наблюдается. Будет ли вечной слава вашего отца?
— Время меняется, и, безусловно, такого обожания, как было при жизни в последние годы и первые годы после смерти, сейчас нет. И не надо преувеличивать и сравнивать какие-то проявления внимания с тем, что было 30 лет назад. Прошло много времени. Если сравнивать его аудиоиздания, то у некоторых нынешних звезд тиражи больше. С другой стороны, популярность Высоцкого — это не деньгами измеряемая популярность сегодняшнего деятеля шоу-бизнеса, актера или автора однодневного бесстеллера. Популярность отца ближе к популярности Есенина, Гумилева, Галича. Она никуда не денется и будет и у нынешнего поколения, и у их детей. Высоцкий в российской культуре фигура достаточно значимая. Еще живы люди, которые его знали и помнят, живы и те, кто входил с его песнями в жизнь. Говорят, классиком человек становится в день своего столетия. Так что время еще есть. Я думаю, сотый юбилей Высоцкого мы тоже будем отмечать, как и сейчас, без указа сверху и настоятельных пожеланий.
— Только что в Питере мне попалась на глаза афиша концерта памяти Высоцкого, где вы были заявлены ведущим, что вполне логично, а участие принимали — Гоша Куценко, Екатерина Гусева и другие. Какое отношение они имеют к Высоцкому?
— Есть такой проект — «Поют драматические актеры», есть Конкурс имени Андрея Миронова. У этого жанра очень много поклонников. В данном случае актеры решили спеть песни Высоцкого. И дело-то не в том, кто с ним дружил или был знаком, а в том, у кого получается петь. Тот и должен это делать, я, например, имею отношение к Высоцкому, но петь не могу, так пусть это делает тот, кто может. Вот, например, у Юрия Шевчука был проект «Странные скачки», где песни Высоцкого исполнили рок-музыканты. Диск получился хороший.
— Некоторые наследники не разрешают исполнять песни родителей, борются за авторские права или против исполнительской манеры. А вы не против перепевов?
— Я считаю, что песни живут, пока их поют. Поют — и правильно делают, потому что хотят. Я не сужу об исполнительской манере того или иного певца. Всему судьи — время и зритель. Есть исполнители, которых зритель не принимает, и он сам исчезает вместе с песней, а есть, например, Алла Пугачева, которая записала «Беду» в 1980 году и которую до сих пор слушают, я тоже считаю ее исполнение хорошим.
— Каким вам запомнился отец?
— У каждого человека свой Высоцкий, и у меня он свой. Сокровенным я не умею и не люблю делиться. Он был нормальным живым человеком и, как нормальный человек, хорошо относился к детям, ему нравилось, что у него есть сыновья.
— Когда вы поняли, что для нас значил ваш отец?
— Большое видится на расстоянии. Значение его песен я понял много позже, ощущение того, что он был не просто популярным, а многими очень любим, пришло после похорон. Многие потом говорили: «Мы понимали, кто рядом с нами». Лукавят. Никто не понимал. Почти все считали, что это временное явление — пройдет год, два… да, что-то останется, а остальное забудут. Масштаб его личности — кто он и что — понимали единицы. Я помню в день смерти отца изумленные лица людей, до которых в этот трагический момент дошло, кем был Владимир Высоцкий и что это за потеря для страны.




Мой Высоцкий


«Маленький, субтильный, очень модно прикинутый»
В конце 70-х годов я, филолог по образованию, имея маленького ребенка, работала не по профессии на 7-й международной телефонной станции, о которой Владимир Высоцкий сочинил песню «07». Однажды поздно ночью мне довелось соединять его с Мариной Влади, которая в это время находилась в Канаде. По инструкции мы должны были периодически подключаться к разговору, проверять, как идет связь. Помню, Марина отчитывала Высоцкого: «Где ты был две ночи подряд?» «Мариночка, я был дома...» — оправдывался он. Потом Володя читал ей стихи, интересовался мнением Марины. Ворковали они нескончаемо долго. Марина жаловалась, что очень устала и хочет домой. Звонил он ей постоянно. Моя начальница установила Высоцкому льготный тариф — он оплачивал определенный лимит времени, а говорил, сколько хотел. В знак благодарности Володя приехал на станцию и дал концерт. После концерта поднялся к нам на этаж и исполнил несколько песен для телефонисток, которые работали и присутствовать на концерте не могли. Он стоял совсем рядом. Маленький, субтильный, очень модно прикинутый — в каких-то интересных штанах, замшевой куртке с бахромой. Особенного пиетета к Высоцкому как
к автору-исполнителю я не испытывала, а по-человечески мы его любили.
Анна Назаревская, корректор



«Интеллигенция его раздражала»
До поступления на филфак МГУ я работал монтировщиком в Театре на Таганке. Поступив в университет, я водил свою группу на спектакли «Таганки». Естественно, всех через служебный вход я провести не мог, так что мы пролезали окольными путями: через забор, через «карманы», через те места, где хранятся декорации. И вот как-то зимой мы забрались на «Гамлета». Декораций на «Гамлете» никаких нет, кроме занавеса и двуручного меча на голой стене. Мы вывалились на сцену, уронив с грохотом двуручный меч. Мы его поставили на место и быстро побежали за кулисы, где и столкнулись с Владимиром Семеновичем Высоцким. Он нас серьезно так обругал матерком. Высоцкий очень готовился к спектаклю, выкладывался невероятно. Видимо, он уже вжился в образ, был в настрое, и вот такое хулиганское нарушение подготовки к сакральному действу его возмутило. Потом я пытался извиниться в курилке, он хмуро сделал вид, что все простил.
Еще раз я увидел Высоцкого на встрече Нового года, кажется 80-го, в театре «Современник». Он пришел очень поздно, коротко, злобно спел-бросил железный стих в толпу и мрачно ушел в ушанке с одним поднятым ухом. Создалось впечатление, что самодовольная тусовка творческой интеллигенции его раздражала.
Леонид Пашутин, литературный редактор



«Высокий, мощный, харизматичный»
В 1978 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла автобиографическая книга актера Театра на Таганке Валерия Золотухина «На Исток-речушку, к детству моему». Редактором книги была моя мама. От музыки, а уж тем более подпольных записей «каких-то там бардов» маменька была совершенно далека, поэтому на приглашение Золотухина посетить ночной подпольный концерт Владимира Высоцкого прореагировала в своем репертуаре: «Еще чего». Зато я, услышав обрывок разговора, устроила настоящую истерику: «Мама, это же Высоцкий, ну, «Девушка, здравствуйте, как вас звать? — Тома!» Помнишь? — скулила я. — Пожалуйста, пойдем, в школе все умрут от зависти, не хочешь концерт, посидишь в артистическом буфете...» Через полчаса нудного воя мама сдалась. Концерт на афишах заявлен не был и начинался после вечернего спектакля, в 12 ночи. Всю дорогу до театра мама возмущалась, что только полные дураки ходят на концерты ночью. Валерий Золотухин встретил нас у входа и проводил за кулисы. Пока взрослые общались, я на диванчике в холле смотрела телевизор. Рядом со мной сел невысокий невзрачный человек в джинсах и модной дубленой жилетке. До этого момента Высоцкого живьем я никогда видела, в моем представлении такой голос мог принадлежать только довольно крупному мужчине. По телевизору показывали, как «дорогой Леонид Ильич» вручает орден, кажется Дружбы народов, шахматисту Анатолию Карпову. Пока генсек двигал речь, мой сосед по дивану хихикал, смешно копируя Брежнева. Концерт начинался, всех попросили пройти в зал. Мама скрепя сердце тоже решила окультуриться, посмотреть, от чего там «все с ума посходили». Наши места находились рядом со сценой. Погас свет, на сцене появился Высоцкий. «Ты же с ним на диване сидела», — скрупулезно подметила мама. Высоцкий запел, и это был уже совсем другой человек: высокий, мощный, абсолютно харизматичный, он сразу взял зал за горло. Высоцкий пел два часа, и на все это время я забыла, как дышать, и все время боялась, что вот-вот у него остановится сердце или порвутся вены на шее, настолько они были напряжены. Зрители не хотели отпускать Высоцкого со сцены и сидели бы до утра, если бы разрешили. На прощание Золотухин потрепал меня по голове со словами: «Детям будешь рассказывать». Как в воду глядел.
Анна Горбашова, журналист

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».