Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "ПИФ-паф, ой-ей-ей"

Российский рынок коллективных инвестиций в нынешнем году наверняка пополнится новыми паевыми инвестиционными фондами. Однако успех их деятельности зависит не от собственной правильной внутренней политики, а от роста капитализации фондового рынка.В начале 2003 года как из рога изобилия на рынок коллективных инвестиций высыпалось сразу несколько новых ПИФов, ориентированных на работу с частными клиентами. Углубляться в характеристики новых паевых фондов не будем (об этом мы регулярно пишем в рубрике «В частности»). Важно другое: в насупившем году ПИФы и их управляющие компании обещают развить на рынке бурную деятельность. Откуда такая оптимистичная уверенность?
Во-первых, итоги прошедшего года красноречиво свидетельствуют о том, что рынок ПИФов сейчас на подъеме. Достаточно сказать, что в среднем вложения в паи фондов показали за год 25—35-процентную прибыль, что выше не только инфляции, но и доходности по банковским долларовым и рублевым депозитам. Последние, как известно, являются наиболее распространенным способом сбережения средств населения.
Во-вторых, ПИФы — наиболее простой и доступный способ игры на фондовом рынке для частного лица, которое не обладает специальными знаниями, но хочет заработать на размещении своих средств.
Способствовать росту популярности ПИФов будут, прежде всего, сами участники рынка, которые разворачивают активность, создавая новые ПИФы и управляющие компании, расширяя свои региональные сети. Например, уже в феврале—марте нынешнего года ПИФы выходят на биржи. Соответственно, купить и продать паи станет значительно проще и быстрее.
С другой стороны, в каждой бочке меда есть немалая ложка дегтя. Главная проблема ПИФов, несмотря на их довольно высокую доходность и надежность (за всю свою семилетнюю историю ни один из паевых фондов не обанкротился), — низкая популярность среди населения. А ведь именно на частных лиц — по крайней мере, такова практика в развитых странах — должны ориентироваться ПИФы. И здесь не помогают ни грамотные рекламные компании, ни убедительные статистические данные.
Сейчас в России совокупный размер активов ПИФов достиг 12,5 млрд. рублей ($400 млн.), увеличившись за прошедший год на 40%. Официально число пайщиков фондов составляет 1,13 млн. человек, однако из них всего 10,8 тысяч частных клиентов. То есть ничтожное меньшинство.
Для сравнения: в США объем средств, которыми оперируют ПИФы, составляет $6,5 трлн. И большая часть этой колоссальной суммы — частные вложения, каждая вторая американская семья хранит часть своих средств именно в паевых инвестфондах.
Причин такой разницы между нашими и штатовскими показателями несколько. И она вряд ли может быть сокращена одним только увеличением количества ПИФов или даже грамотной политикой управления средствами пайщиков.
Во-первых, в доверительное управление, несмотря на все вышеназванные плюсы, рядовой российский клиент мало верит, еще помня истории с финансовыми пирамидами. Во-вторых, главный источник доходности паев фондов — рост капитализации российского фондового рынка, который по-прежнему остается низколиквидным. И с этим наши ПИФы при всей их честности, защищенности и хорошем менеджменте бороться просто не в состоянии.
Поэтому как бы ни старались ПИФы развивать свой бизнес, резкого притока денег частных лиц им пока ожидать вряд ли стоит. То есть они в ближайшей перспективе останутся «вещью в себе» — одним из многих инструментов, к которым прибегают корпоративные игроки для сбережения своих средств. А вовсе не мощным аккумулятором денег частников, необходимых для массового инвестирования в экономику.

НАТАЛЬЯ РОМАНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK