Наверх
21 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Пилотный проект"

Международным завершившийся на прошлой неделе авиакосмический салон «МАКС-2003» можно назвать лишь условно. На самом деле эта экспозиция должна была показать — и действительно показала, — кто выживет в отечественном авиапроме, а кому пора готовиться к отпеванию.Прошедший на минувшей неделе в подмосковном Жуковском Международный аэрокосмический салон «МАКС-2003» новинками посетителей не баловал. Крупных «дебютов» среди представленных на выставке 203 российских и зарубежных летательных аппаратов замечено не было.
Киты отечественной индустрии показали прекрасную технику, но практически все их экспонаты — это модификации старых разработок. А все якобы эксклюзивные машины успели побывать в качестве новинок уже не на одном авиасалоне.
То же самое можно сказать и об иностранцах. Например, США привезли истребители и «боинги», давным-давно известные всему миру, а также не нуждающийся в особом представлении бомбардировщик В-52, имеющий более чем полувековую историю.
Тем не менее, как отмечают специалисты, «МАКС-2003» получился безусловно интересным. На этом авиасалоне отечественные авиастроители — и лидеры, и аутсайдеры, — пожалуй, впервые публично продемонстрировали свои места на рынке.
На предыдущем «МАКСе» (в 2001 году) среди отечественных компаний лидеры и аутсайдеры только начинали выделяться. На нынешнем же все встало на свои места: среди перспективных отечественных авиационщиков — сплошь вертикально интегрированные холдинги. Те, кто таких холдингов создать не смог, автоматически записались в аутсайдеры.
По масштабу производства и востребованности на рынке в первый эшелон нашей авиастроительной индустрии вошел АВПК «Сухой» (в этом году он должен стать холдинговой компанией — АХК), а также российская самолетостроительная корпорация «МиГ», которая стала первой холдинговой компанией в отечественном авиапроме (1999 год).
Двигателестроительное НПО «Сатурн», превратившееся в холдинг в 2001 году, а также два поставщика радиоэлектронного оборудования — «Технокомплекс» и «Аэрокосмическое оборудование», — которые вобрали в себя практически все предприятия отрасли, составляют второй эшелон.
На третьем месте — ОАО «Туполев», ОАО «Ил» и «ОКБ им. А.С. Яковлева», пока интегрирующиеся лишь на словах.
А вслед за ними — масса двигателестроительных КБ и заводов. Из них более или менее сносно живут лишь единицы, которым посчастливилось участвовать в экспортных проектах «МиГа» или «Сухого».
Сухая статистика

Итак, безусловным лидером российского авиапрома на сегодня является АВПК «Сухой». Как и положено лидеру, компания арендовала на «МАКСе» самые большие выставочные площади, на которых уделила место и всем своим смежным предприятиям. Там же разместилась самостоятельная компания «Сатурн» — стратегический партнер «Сухого».
Как было сказано выше, никто никаких особых новинок на «МАКС-2003» не привез. Но «старье» бывает разным. У «Сухого» это, в частности, истребитель Су-30 МК (модификация Су-27). По уверениям специалистов, этот самолет, если говорить о его индийской модификации (Су-30 МКИ), сейчас чуть ли не лучший истребитель в мире.
Впечатляет и истребитель-бомбардировщик Су-32 (модификация Су-27 ИБ). Правда, с коммерческой точки зрения этот самолет считается неудачным: он оснащен столь мощным оружием, что его продажа какой-нибудь стране может привести к возрастанию напряженности в регионе. А в этом случае вступает в силу механизм сдерживания гонки вооружений — для авиастроителей невыгодный, но действенный.
Нельзя не отметить и перспективные проекты «Сухого». Среди них — создание регионального пассажирского самолета (RRJ, разрабатывается в трех вариантах — на 60, 75 и 95 мест). Проект реализуется совместно с «Яковлевым», «Илюшиным», американским Boeing, НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma. Самолет должен выйти в серию в 2007 году. По предварительным оценкам, к указанному сроку спрос на RRJ составит до 800 самолетов.
Еще один проект «Сухого» — создание в рамках госпрограммы истребителя пятого поколения (сейчас существуют самолеты только уровня «4+»). Но пока ощутимых результатов в этом проекте «Сухой» не достиг. Впрочем, особых достижений в деле создания истребителя пятого поколения нет и у американского Lockheed Martin.
Между прошлым и будущим

РСК «МиГ» позиционировала себя на «МАКСе» как главного фигуранта в ЗАО «Национальный проект 334» (учреждено РСК «МиГ», ОАО «Туполев», авиакомпаниями «Атлант-Союз» и «Аэрофрахт»). Это программа серийного производства ближнемагистрального самолета Ту-334. Он был разработан «Туполевым», а производить его станут на МиГовском заводе в Луховицах. Накануне открытия салона РСК «МиГ» заключила контракты на поставки по пять этих «Тушек» «Атлант-Союзу» и «Аэрофрахту». Всего на сегодня есть около 100 заявок на данный самолет.
В нише боевых самолетов «МиГ» представил самую совершенную на сегодня версию легендарного истребителя МиГ-29 — МиГ-29 MRCA. Этот самолет планирует закупать Минобороны. Имеется у машины, как считают эксперты, и серьезный экспортный потенциал.
Компания «Иркут» как стратегический партнер «Сухого» демонстрировала уже упоминавшийся Су-30 МКИ. А как корпорация, присоединившая к себе таганрогскую компанию ТАНТК им. Бериева, — самолет-амфибию Бе-200 ЧС. Сейчас в России всего два Бе-200. МЧС РФ сделало заказ еще на 7 таких машин. В самой компании планируют в течение семи лет продать на мировом рынке 320 Бе-200.
Третьи — не лишние

Говоря о компаниях третьего эшелона российского авиапрома, следует отметить, что все они худо-бедно работают — пусть медленно, но реализуют свои проекты и участвуют в сторонних. «Илюшин» и «Яковлев» помогают «Сухому» в проекте RRJ, а «Туполев» является полноправным участником в программе Ту-334.
«Яковлев» представил на «МАКСе» учебно-боевой самолет Як-130, который официально принят ВВС РФ в качестве базового учебно-боевого самолета. Потребность наших военных авиаторов в этой машине исчисляется сотнями штук.
«Илюшин» вместе с «Иркутом» и индийской компанией HOL создают транспортный самолет под маркой МТС (не путать с оператором сотовой связи). Предполагается, что этот самолет поступит и в российские, и в индийские ВВС, а также в гражданскую эксплуатацию. Спрос на МТС составляет также сотни машин.
ОАО «Туполев» представило на «МАКСе» последнюю модификацию семейства Ту-204 — ближне-дальнемагистральный пассажирский Ту-204-300, который производит дружественный «Туполеву» Ульяновский завод «Авиастар СП». Во время проведения авиасалона был заключен контракт на поставку четырех этих машин в лизинг авиакомпании «Трансаэро».
Однако проблем у перечисленных компаний куда больше, чем успехов. Отдельное существование бюро, производителей и поставщиков комплектующих существенно ограничивает возможности авиастроителей. Так, у «Илюшина» есть перспективный проект создания улучшенной версии Ил-76 — Ил-76 МФ. Но традиционный илюшинский производитель военной техники остался в Узбекистане (Ташкент), и сейчас там крайне сложно наладить производство. Трудности такого же рода есть и у «Туполева» (который давно объявил об объединении целого ряда компаний, но все они до сих пор остаются самостоятельными), и у «Яковлева».
Но «Яковлев» принял радикальные меры. Как заявил на «МАКСе» президент компании Олег Демченко, «ОКБ им. Яковлева» решило объединиться с корпорацией «Иркут». Последний не возражает. В итоге «Яковлев», потеряв независимость, получит систематический доступ к мощностям «Иркута» (Иркутскому авиастроительному ПО), а «Иркут» — КБ с перспективными проектами.
Вероятно, в ближайшее время примеру «Яковлева» последуют и другие одинокие КБ. Иначе их ждет окончательная деградация и закрытие.

МИХАИЛ ИВАНОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK