25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Пираты Аденского залива"

Архивная публикация 2008 года: "Пираты Аденского залива"

В конце сентября украинский сухогруз «Фаина», на борту которого находилось 35 танков Т-72, стрелковое и тяжелое оружие, был захвачен пиратами у берегов Сомали.

В конце сентября украинский сухогруз «Фаина», на борту которого находилось 35 танков Т-72, стрелковое и тяжелое оружие, был захвачен пиратами у берегов Сомали.

Это стало последней каплей для мирового сообщества, давно уже обеспокоенного проблемой сомалийских морских разбойников.

В Аденский залив вошли американские военные корабли, которые не хотят допустить, чтобы попавшее в руки пиратов оружие было выгружено на берег и передано исламистским радикалам, ведущим борьбу с переходным правительством Сомали. К месту событий направился и российский сторожевой корабль «Неустрашимый» с морской пехотой и спецназом на борту. Участие России в борьбе с пиратами объясняется тем, что трое членов экипажа «Фаины» — российские граждане.
У сомалийских пиратов есть автоматы, снайперские винтовки и даже гранатометы, они пользуются современными средствами связи и навигации, но, по сути, мало чем отличаются от своих легендарных предшественников. Они также совершают нападения в важном в стратегическом отношении районе, на пересечении торговых путей. В эпоху освоения Нового Света это было Карибское море, в нынешнюю эпоху — Аденский залив, по которому проходит основной маршрут транспортировки ближневосточной нефти и дешевых азиатских товаров. У пиратов Карибского моря был свой город на французском острове Тортуга. Им покровительствовали губернаторы острова. У современных морских разбойников также есть столица — порт Эйл на северо-востоке Сомали. Именно сюда пираты пригоняют захваченные корабли. Здесь они создали целую инфраструктуру для своих иностранных заложников, открыли рестораны с европейской кухней. Не вызывает сомнения, что «береговому братству» покровительствуют власти самопровозглашенной сомалийской республики Пунтленд, бюджет которой не превышает ежегодных заработков пиратов.
С 1991 года, после свержения диктатора Мохаммеда Саида Баре, в Сомали царит безвластие. Страна распалась на несколько клановых государств, и пиратство стало едва ли не единственным источником дохода. Только в этом году нападению подверглись более 60 кораблей, 30 были захвачены; выкуп за заложников в общей сложности составил $30 млн.
В начале XVIII столетия Британия, используя свое положение хозяйки морей смогла ликвидировать пиратские базы в Карибском море, а век спустя американский флот одержал победу над пиратами на средиземноморском побережье Африки, так называемом Варварском берегу. Вопрос в том, кто из великих держав сможет одолеть современных пиратов. Еще в июле этого года Совет Безопасности ООН принял резолюцию, согласно которой иностранные корабли имеют право преследовать морских разбойников в территориальных водах Сомали и при необходимости топить их суда.
Побережье Восточной Африки патрулируют корабли 5-го военно-морского флота США. Главной задачей американских ВМС провозглашается борьба с терроризмом, однако, по словам экспертов, они находятся в регионе для того, чтобы предотвратить возможную блокаду Ираном Ормузского пролива, и операции против сомалийских пиратов воспринимают как досадную и ненужную нагрузку. Проблема сомалийских пиратов куда больше волнует торговые державы Юго-Восточной Азии, которые заинтересованы в безопасном проходе своих судов через Аденский залив. Малайзия, Индонезия и Сингапур уже имеют опыт борьбы с морскими разбойниками в Малаккском проливе и вполне могли бы использовать его в районе Африканского Рога. Тем более что сомалийские пираты уже захватили два танкера судовладельческой малайзийской компании MISC, которая имеет огромное значение для экономики страны, и Малайзия направила в этот район три военных корабля.
Еще одним игроком, заинтересованным в разгроме сомалийских пиратов, является Евросоюз. Многие европейские компании в связи с опасностью нападений в Аденском заливе задумываются о восстановлении старого торгового маршрута через мыс Доброй Надежды вокруг африканского материка. Это значительно увеличит затраты на транспортировку грузов, и, разумеется, повысит цены на азиатские товары. Поэтому после захвата украинского судна, страны ЕС приняли решение создать специальные антипиратские силы, которые начнут действовать в ноябре. Стоит отметить, что у французов уже есть опыт борьбы с пиратами: только в течение этого года их спецназовцы дважды сражались с сомалийцами, захватившими французские яхты. Возможно, этот опыт потребуется сторожевому кораблю «Неустрашимый», который будет в течение нескольких месяцев обеспечивать безопасность российских судов в районе Африканского Рога, координируя свои действия с европейцами.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».