19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2001 года: "Писем.net"

Архивная публикация 2001 года: "Писем.net"

13 ноября Минсвязи одобрил проект реструктуризации федеральной почтовой службы России. Результатом этого решения станет акционирование и последующая приватизация части этой огромной структуры. 40 тысяч почтовых отделений являются лакомым куском для ряда крупных компаний. Однако кому именно достанется этот кусок и достанется ли вообще, пока не ясно.Почта -- одно из немногих государственных ведомств, которое дошло до наших дней в почти неизмененном с советских времен виде. Его не коснулась приватизация и все вытекающие из нее переделы собственности. Причина, видимо, проста: никто так и не сообразил, как можно использовать имущество почтового ведомства в личных целях. Тем более что с начала перестройки и до посткризисных времен почта была глубоко убыточной.
Однако с тех пор ситуация изменилась. За последние три года рентабельность почтовой службы находилась на уровне 4% в год. В 2000 году валовой доход составил 16,3 млрд. рублей, в 2001 предполагается получить около 20 млрд. рублей. Кроме того, в прошлом году власть в профильном министерстве поменялась. Туда пришел очередной выходец из Санкт-Петербурга Леонид Рейман. А самое главное -- в стране уже просто не осталось "легких" объектов для приватизации. Возможно, это стало одной из причин возникновения концепции реструктуризации почтовой службы.
Гроб в почтовом ящике

В начале 90-х единое управление почты, телефона и телеграфа распалось: телекоммуникационные услуги, приносящие наибольшую прибыль на рынке связи, были отделены от почтовой службы. Самостоятельным стал и телеграф.
Объем пересылаемых писем упал в 4 раза, посылок -- в 10 раз, денежных переводов -- в 3 раза, доставки периодических изданий -- в 8,5 раза. В несколько раз увеличились сроки доставки, а сумма недостач и хищений только за 2000 год выросла больше чем вполовину.
Многие наиболее прибыльные функции почты сейчас выполняют частные компании (лицензии на оказание почтовых услуг имеют 75 негосударственных организаций) и другие госструктуры. Так, хотя у почты осталось эксклюзивное право на почтовые переводы внутри страны и в страны СНГ, все переводы за пределы России осуществляют комбанки, компания Western Union и т.п. Все срочные почтовые отправления -- экспресс-почта, и большинство корпоративной корреспонденции находится в руках частных компаний (этот рынок оценивается в $110 млн.). Уже почти 40% услуг по доставке пенсий и пособий находится в ведении Сбербанка и Пенсфонда (общий объем доходов от этих услуг -- $200 млн.). Около 50% объемов доставки печатных изданий также находится в руках частных компаний (объем рынка -- $ 130 млн.). Таким образом, все больше объемов услуг почты приходится на неприбыльные операции -- доставку писем по фиксированным тарифам и т.п.
В последние годы, впрочем, почта начала развивать сегмент нетрадиционных услуг, которые приносят ей около трети валового дохода. На сегодняшний день таких услуг более 90 -- к примеру, распространение рекламы или прием коммунальных платежей. И даже (особенно в глубинке, где никаких иных "центров жизни", кроме почтовых отделений, не осталось) -- розничная торговля: на сельской почте сейчас можно купить и водку, и косметику и даже заказать гроб.
До востребования

Понятно, что такое положение вещей ни государство в целом, ни профильное министерство не устраивает. Необходимость реформирования почты объясняется несколькими причинами.
Прежде всего, вполне понятно желание разобраться в том, что из себя представляет почта сейчас, провести инвентаризацию. Затем -- превратить систему в прибыльное предприятие. И под конец, как водится при всех реформах, найти инвестора и приватизировать часть этой системы.
Именно исходя из этих задач и написана концепция реструктуризации, которая 13 ноября была одобрена Министерством связи и до конца года будет представлена на рассмотрение в правительство.
Первый этап -- инвентаризация. На это должно уйти около полугода (конкретный срок начала реформы должен быть определен до конца нынешнего года).
Далее, на втором этапе, который займет около полутора лет, -- создание ФГУПа "Почта России". На этом этапе предстоит вернуть в федеральную собственность ту часть отделений связи, транспорта и прочего имущества, которое отошло в ведение регионов или муниципалитетов. Планируется также создать систему управления по сферам деятельности -- ряд подразделений, которые будут отвечать за разные области деятельности: транспорт, финансы, связь с регионами, международная связь и т.п. После чего выработать ряд инвестиционных проектов в наиболее перспективных сегментах системы.
Третий этап -- акционирование, то есть превращение ФГУПа в ОАО "Почта России", где вначале государство получит 100% акций, а затем часть из них будет продана. В Минсвязи утверждают, что акции распределят только среди трудового коллектива. Очевидно, что в этом случае крупными собственниками почты станет, как водится, топ-менеджмент предприятия.
Однако почта, а точнее, ее филиальная сеть представляет интерес и для ряда внешних инвесторов. Об этом свидетельствует и мировой опыт.
40 тыщ одних отделений

Реформа системы почтовой связи сейчас проходит во многих странах мира. Большая часть почтовых служб является (или недавно являлась) госсобственностью. Однако развитие альтернативных почте служб приводит к неоправданным с точки зрения госбюджета расходам. Выход из такого положения, как показывает зарубежный опыт, есть.
Например, Deutsche Post World Net за последние семь лет прошла путь от полного банкротства до лидера по доходности в Европе (годовой оборот -- $32 млрд., прибыль -- $3 млрд.).
Сейчас Deutsche Post World Net представляет собой крупнейший холдинг, осуществляющий полный цикл почтовых услуг (получение, доставку, транспортное и банковское обслуживание). Холдингу, в котором контрольный пакет находится у государства, принадлежит собственно Deutsche Post, крупнейшая фирма по авиафрахту и логистике Danzas (Австралия), 51% акций DHL (мирового лидера экспресс-доставки) и Post Bank.
В Голландии почта в начале 90-х была акционирована и приватизирована. Акционерами стали банки, транспортные и авиакомпании, компании экспресс-доставки и др.
Очевидно, что, в отличие от Голландии, где и расстояния и транспортная инфраструктура ни в какое сравнение с нашими не идут, в России полностью приватизировать почту нельзя. Просто потому, что в таком случае писать письма, к примеру, на Чукотку смогут лишь очень состоятельные люди (дотировать, как это происходит сейчас, такие пересылки частная структура, естественно, не станет).
Однако участие в акционерном капитале и управлении почтой явно будет интересно многим -- из-за самой большой в стране филиальной сети почты (как уже было сказано, 40 тыс. отделений, что почти вдвое больше, чем у Сбербанка). Интересна почта и банкам, которые смогут использовать ее самую обширную в стране филиальную сеть для простейших операций с частными лицами, и коммерческим службам доставки, которые с помощью той же сети смогут существенно увеличить географию своих услуг. Почта интересна и рекламщикам: до 80% всего денежного оборота американской почты приходится на доставку рекламных материалов. Почтовая сеть -- это к тому же крайне привлекательный канал для предприятий торговли. Интерес могут проявить и фирмы, занимающиеся торговлей через Интернет.
Словом, "почтовые ящики" -- вещь потенциально крайне интересная. Кто в конечном итоге завладеет ими, покажет время. Одно, впрочем, ясно уже сейчас. В скором будущем большая часть почтовых услуг станет существенно дороже -- ни одна реформа, хотя об этом предпочитают в начале ее реализации умалчивать, без роста тарифов не обходится. Так что баловаться телеграммами вроде "шлите апельсины бочками" смогут позволить себе лишь состоявшиеся Остапы Бендеры.

13 ноября Минсвязи одобрил проект реструктуризации федеральной почтовой службы России. Результатом этого решения станет акционирование и последующая приватизация части этой огромной структуры. 40 тысяч почтовых отделений являются лакомым куском для ряда крупных компаний. Однако кому именно достанется этот кусок и достанется ли вообще, пока не ясно.Почта -- одно из немногих государственных ведомств, которое дошло до наших дней в почти неизмененном с советских времен виде. Его не коснулась приватизация и все вытекающие из нее переделы собственности. Причина, видимо, проста: никто так и не сообразил, как можно использовать имущество почтового ведомства в личных целях. Тем более что с начала перестройки и до посткризисных времен почта была глубоко убыточной.

Однако с тех пор ситуация изменилась. За последние три года рентабельность почтовой службы находилась на уровне 4% в год. В 2000 году валовой доход составил 16,3 млрд. рублей, в 2001 предполагается получить около 20 млрд. рублей. Кроме того, в прошлом году власть в профильном министерстве поменялась. Туда пришел очередной выходец из Санкт-Петербурга Леонид Рейман. А самое главное -- в стране уже просто не осталось "легких" объектов для приватизации. Возможно, это стало одной из причин возникновения концепции реструктуризации почтовой службы.

Гроб в почтовом ящике


В начале 90-х единое управление почты, телефона и телеграфа распалось: телекоммуникационные услуги, приносящие наибольшую прибыль на рынке связи, были отделены от почтовой службы. Самостоятельным стал и телеграф.

Объем пересылаемых писем упал в 4 раза, посылок -- в 10 раз, денежных переводов -- в 3 раза, доставки периодических изданий -- в 8,5 раза. В несколько раз увеличились сроки доставки, а сумма недостач и хищений только за 2000 год выросла больше чем вполовину.

Многие наиболее прибыльные функции почты сейчас выполняют частные компании (лицензии на оказание почтовых услуг имеют 75 негосударственных организаций) и другие госструктуры. Так, хотя у почты осталось эксклюзивное право на почтовые переводы внутри страны и в страны СНГ, все переводы за пределы России осуществляют комбанки, компания Western Union и т.п. Все срочные почтовые отправления -- экспресс-почта, и большинство корпоративной корреспонденции находится в руках частных компаний (этот рынок оценивается в $110 млн.). Уже почти 40% услуг по доставке пенсий и пособий находится в ведении Сбербанка и Пенсфонда (общий объем доходов от этих услуг -- $200 млн.). Около 50% объемов доставки печатных изданий также находится в руках частных компаний (объем рынка -- $ 130 млн.). Таким образом, все больше объемов услуг почты приходится на неприбыльные операции -- доставку писем по фиксированным тарифам и т.п.

В последние годы, впрочем, почта начала развивать сегмент нетрадиционных услуг, которые приносят ей около трети валового дохода. На сегодняшний день таких услуг более 90 -- к примеру, распространение рекламы или прием коммунальных платежей. И даже (особенно в глубинке, где никаких иных "центров жизни", кроме почтовых отделений, не осталось) -- розничная торговля: на сельской почте сейчас можно купить и водку, и косметику и даже заказать гроб.

До востребования


Понятно, что такое положение вещей ни государство в целом, ни профильное министерство не устраивает. Необходимость реформирования почты объясняется несколькими причинами.

Прежде всего, вполне понятно желание разобраться в том, что из себя представляет почта сейчас, провести инвентаризацию. Затем -- превратить систему в прибыльное предприятие. И под конец, как водится при всех реформах, найти инвестора и приватизировать часть этой системы.

Именно исходя из этих задач и написана концепция реструктуризации, которая 13 ноября была одобрена Министерством связи и до конца года будет представлена на рассмотрение в правительство.

Первый этап -- инвентаризация. На это должно уйти около полугода (конкретный срок начала реформы должен быть определен до конца нынешнего года).

Далее, на втором этапе, который займет около полутора лет, -- создание ФГУПа "Почта России". На этом этапе предстоит вернуть в федеральную собственность ту часть отделений связи, транспорта и прочего имущества, которое отошло в ведение регионов или муниципалитетов. Планируется также создать систему управления по сферам деятельности -- ряд подразделений, которые будут отвечать за разные области деятельности: транспорт, финансы, связь с регионами, международная связь и т.п. После чего выработать ряд инвестиционных проектов в наиболее перспективных сегментах системы.

Третий этап -- акционирование, то есть превращение ФГУПа в ОАО "Почта России", где вначале государство получит 100% акций, а затем часть из них будет продана. В Минсвязи утверждают, что акции распределят только среди трудового коллектива. Очевидно, что в этом случае крупными собственниками почты станет, как водится, топ-менеджмент предприятия.

Однако почта, а точнее, ее филиальная сеть представляет интерес и для ряда внешних инвесторов. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

40 тыщ одних отделений


Реформа системы почтовой связи сейчас проходит во многих странах мира. Большая часть почтовых служб является (или недавно являлась) госсобственностью. Однако развитие альтернативных почте служб приводит к неоправданным с точки зрения госбюджета расходам. Выход из такого положения, как показывает зарубежный опыт, есть.

Например, Deutsche Post World Net за последние семь лет прошла путь от полного банкротства до лидера по доходности в Европе (годовой оборот -- $32 млрд., прибыль -- $3 млрд.).

Сейчас Deutsche Post World Net представляет собой крупнейший холдинг, осуществляющий полный цикл почтовых услуг (получение, доставку, транспортное и банковское обслуживание). Холдингу, в котором контрольный пакет находится у государства, принадлежит собственно Deutsche Post, крупнейшая фирма по авиафрахту и логистике Danzas (Австралия), 51% акций DHL (мирового лидера экспресс-доставки) и Post Bank.

В Голландии почта в начале 90-х была акционирована и приватизирована. Акционерами стали банки, транспортные и авиакомпании, компании экспресс-доставки и др.

Очевидно, что, в отличие от Голландии, где и расстояния и транспортная инфраструктура ни в какое сравнение с нашими не идут, в России полностью приватизировать почту нельзя. Просто потому, что в таком случае писать письма, к примеру, на Чукотку смогут лишь очень состоятельные люди (дотировать, как это происходит сейчас, такие пересылки частная структура, естественно, не станет).

Однако участие в акционерном капитале и управлении почтой явно будет интересно многим -- из-за самой большой в стране филиальной сети почты (как уже было сказано, 40 тыс. отделений, что почти вдвое больше, чем у Сбербанка). Интересна почта и банкам, которые смогут использовать ее самую обширную в стране филиальную сеть для простейших операций с частными лицами, и коммерческим службам доставки, которые с помощью той же сети смогут существенно увеличить географию своих услуг. Почта интересна и рекламщикам: до 80% всего денежного оборота американской почты приходится на доставку рекламных материалов. Почтовая сеть -- это к тому же крайне привлекательный канал для предприятий торговли. Интерес могут проявить и фирмы, занимающиеся торговлей через Интернет.

Словом, "почтовые ящики" -- вещь потенциально крайне интересная. Кто в конечном итоге завладеет ими, покажет время. Одно, впрочем, ясно уже сейчас. В скором будущем большая часть почтовых услуг станет существенно дороже -- ни одна реформа, хотя об этом предпочитают в начале ее реализации умалчивать, без роста тарифов не обходится. Так что баловаться телеграммами вроде "шлите апельсины бочками" смогут позволить себе лишь состоявшиеся Остапы Бендеры.

МАРИЯ МИКЕЛИ, ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».