Наверх
11 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Пить или не пить?"

Андрей Макаревич. Занимательная наркология. «Махаон».   Водитель «Машины времени», что не редкость среди рок-музыкантов, испытывал тягу к спиртному. Любовь была настолько феерической, что опыт, приобретенный с ней, было бы обидно и несправедливо зарыть в землю.

   Макаревич никогда не стал бы заниматься ни алкогольной апологетикой, ни антиалкогольной пропагандой, ни душеспасительными рассказами о вреде табака и наркотиков. Его просто посетило вдохновение: «В этой книге я буду касаться массы принципиальных и не имеющих пока ответа вопросов. Что, например, заставляет человека, которому в жизни дано достаточное количество вполне конкретных удовольствий (не будем перечислять их, ладно?), тянуть свою лапку за рамки дозволенного? Что начиная с древнейших времен вынуждает человека тем или иным способом пытаться расширить свое сознание — такое, что ли, узкое?»

   Но в одиночку отвечать на вопросы мироздания Макаревич все-таки не решился, потому и создал дуэт с доктором Марком Гарбером — специалистом, знающим все про историю, химию и физиологию. Друг-нарколог, к примеру, научно обосновывает закон «градус надо повышать». Он и сам, судя по всему, не прочь выпить, а поэтому пишет про алкоголь с фантазией и иронией — оно и понятно: невозможно вытрезвлять качественно, если у вытрезвляющего нет собственного похмельного опыта.

   Дуэт в результате состряпал не книгу, а, скорее, рок-оперу, в которой каждый номер — хит и может быть исполнен на бис. Старая песня о главной — чистой и рациональной — водочной простоте. Жестокий романс о самогоне. Романтические баллады портвейна, «сухаря» и свободного флэта. Джаз-импровизация на тему неповторимого духа советских пельменных. Блюз о метафизике перебора. Кантата о позитивном влиянии алкоголя и погоды. Литературно-музыкальная композиция, посвященная высокому мастерству смешения. И ода тонкому искусству дружеского общения, без которого даже самая классная выпивка не в кайф.

   Хотя Макаревич давно не ученик в области закуски и выпивки (чем доказал всей стране своей кулинарной передачей), он все же кое в чем отдает пальму первенства Борису Гребенщикову — истинному мастеру. «Несколько раз, имея под рукой неограниченный выбор компонентов, мы пускались с ним в интереснейшее путешествие, и я доверял ему целиком. Скажем, начиналось все с бутылки отличного красного французского вина. Когда бутылка иссякала, Боря внимательно слушал пространство и уверенно сообщал, что именно сейчас отменно пойдет вискарь, но хорошо, если это будет двадцатипятилетний Macallan. Я не спорил. Минут через сорок легкую тяжесть от Macallan’а предлагалось устранить с помощью охлажденного шампанского Dom Perignon 1986 года, и — о чудо! — это работало. Закончиться все это могло под утро абсентом, только, разумеется, настоящим, пражским, и, поспав часа два, мы расставались в прекрасной физической и духовной форме без малейших признаков похмелья».

   Феномену «ураганных смешений имени Б.Г.» даже доктор не нашел объяснения: «Это из области НЛО и экстрасенсов».

Тройка удалая

   Римма Кречетова. Трое. «АСТ-пресс».

   Трое — это режиссер Юрий Любимов, художник Давид Боровский и актер Владимир Высоцкий, треть века назад сделавшие «Таганку» легендарной. Сценическое искусство эфемерно. Никакие съемки и записи не в силах передать удивительное состояние, возникающее только «здесь и сейчас». Единственный способ приобщиться — воспоминания очевидцев. Театровед Римма Кречетова наблюдает за судьбой «Таганки» с момента основания. Она не пропустила не только ни одного спектакля, но и ни одной репетиции. У нее есть право на субъективность. Чего стоит хотя бы «Сорокадневник» — воспоминания о Владимире Высоцком, написанные в сорок дней после его ухода: о похоронах, о ролях и песнях, о слухах и домыслах, о реакции разных людей на его смерть.

Нехорошие квартиры

   Михаил Болле. Риэлтор.

   «Интер Пресс Медиа».

   Квартирный вопрос настолько испортил москвичей, что на эту тему уже сочиняют романы. По накалу «жилищные страсти» легко потянут на шекспировскую трагедию или очередное «Преступление и наказание». Болле несколько лет в середине 90-х руководил риэлторской фирмой. Узнав, почем на самом деле квадратные метры, написал чуть-чуть детектив, немного триллер с крохотной мелодраматической интригой и каплей мистики. Главные герои «Риэлтора» — парочка наглых аферистов, «риэлторов с большой дороги», которые весело и с выдумкой обманывают честных граждан («разводят лохов»). Ситуации реальные и узнаваемые, так что книгу с подзаголовком «обувательская трагикомедия», можно считать своеобразной «инструкцией по квартирной безопасности».

Недетская сказка

   Дэвид Бэггет, Шон Э. Клейн.

   Философия Гарри Поттера. «Амфора».

   Одни неистово машут волшебными палочками, другие пытаются запретить сказку о мальчике-чародее. Третьи же наблюдают и делают выводы: эпопея Джоан Роулинг больше чем детская сказка. Отвага Гарри Поттера, двуличие Мистера Дурсля, друзья и враги, влияние феминизма, мораль и социальная справедливость, добро и зло, пространство и время, судьба и свобода… Совсем недетское, но увлекательное чтение. Органично послесловие диакона Андрея Кураева, которого называют «диакон, который защитил мальчика, который выжил».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK