Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Питательная среда"

Почему ресторатор Михаил Зельман кормит Лондон стейками, а Россию — фаст-фудом   Ресторанная компания АРПИКОМ не продается. Но ее владельцы готовы рассмотреть интересные предложения, если таковые появятся. Об этом в интервью «Профилю» сообщил Михаил ЗЕЛЬМАН, глава ГК «Фуд Сервис Капитал», в состав которой входит АРПИКОМ. Он также рассказал, чем отличается ведение бизнеса в Москве и Лондоне, и пояснил, зачем решил заняться бизнесом на железной дороге и фастфудом.
   
   ПРОФИЛЬ: Михаил, на рынке и в прессе активно обсуждается вопрос, продаете ли вы ресторанный бизнес или нет. Так как все же обстоит дело?
   Зельман: Культура ведения бизнеса у нас в России во многом отражает ситуацию, которая сложилась в экономике. Мы больше опираемся на слухи: кто-то где-то что-то услышал. Поэтому спасибо за вопрос, у меня есть возможность напрямую ответить, и надеюсь, мои ответы будут исчерпывающими. Слухи могли родиться из-за новой стратегии нашей группы компаний, где приоритетами стали бизнес на железной дороге и фаст-фуд, спрос в котором даже в кризис рос на 30% в год. Но это не значит, что компанию АРПИКОМ мы забросили и считаем бесперспективной. Это компания, которая сделала нас успешными, поэтому мы относимся очень трепетно и к бренду, и к холдингу в целом — это наше сердце. Но мы понимаем, что в связи с макроэкономической ситуацией в России с точки зрения роста и потенциала бизнес АРПИКОМ не дает таких возможностей, как другие выбранные нами направления развития. В принципе никакого желания продавать АРПИКОМ у нас нет. Но бизнес есть бизнес, и наша позиция может измениться только от очень хорошего конкретного предложения.
   ПРОФИЛЬ: Чего вы ждете от сотрудничества с РЖД?
   Зельман: Ведение ресторанного бизнеса на железной дороге дает нам возможность принципиально изменить качество услуг в этой отрасли и применить весь свой опыт. Сегодня вагоны-рестораны приносят убытки и наносят ущерб бренду РЖД, а мы знаем, как повысить лояльность к бренду РЖД и заработать на этом хорошие деньги.
   ПРОФИЛЬ: Почему в сегменте фаст-фуда вы выбрали для продвижения сеть Wendy’s, которая практически неизвестна в России? И не боитесь ли вы проиграть в конкуренции с «Макдоналдсом»?
   Зельман: На мой взгляд, Wendy’s — это апгрейд «Макдоналдса». Я не хочу сказать про наших коллег ничего плохого. «Макдоналдс» создал нишу гамбургеров не только в России, но и по всему миру. Поэтому неправильно говорить, что мы создадим конкуренцию для «Макдоналдса», но мы усилим нишу бургеров в России и увеличим их потребление — это однозначно. Да, у нас бургер стоит на 10-15% дороже, чем в «Макдоналдсе», но мы даем принципиально новое качество фаст-фуда. С точки зрения продвижения бренда малоизвестность Wendy’s в России мы считаем преимуществом, так как можем сформировать в головах наших покупателей то представление о Wendy’s, которое хотим.
   ПРОФИЛЬ: У вас есть план развития сети?
   Зельман: Запускать мощную рекламу и активно продвигать бренд, не дав возможности людям попробовать,- это стратегически неверно. Нам надо добиться присутствия, а потом уже начнем рекламную активность. Сегодня мы присутствуем на двух фуд-кортах и чувствуем себя не просто уверенно, а понимаем, что строить нужно больше и больше. У нас есть достаточно детализированный бизнес-план, где и сколько ресторанов хотим открыть, но мы его расширяем. Если изначально планировалось запустить всего 180 ресторанов за 10 лет, то сегодня мы видим лучшие перспективы. Я не хочу говорить о цифрах, это, конечно, больше — не в разы, но существенно. Прежде всего мы не считаем стратегически важной для Wen-dy’s только Москву. Рассчитываем на региональное развитие, хотя понимаем все сложности с девелопментом. Сегодня рынок предоставляет нам такие возможности — строительство ресторанов на федеральных трассах и в городах-немиллионниках. Видим потенциал на Урале и в Сибири. Только когда мы поймем, что достигли наибольшей капитализации, тогда и будем готовы продать этот бизнес.
   ПРОФИЛЬ: Почему вы в России уходите на железную дорогу и в фаст-фуд, а за ру-бежом продолжаете развивать, например, сеть стейк-хаусов «Гудман»?
   Зельман: Мы бы не строили третий «Гудман» в Лондоне и второй в Швейцарии, в Санкт-Морице, если бы это было экономически нецелесообразно. Вообще-то свой зарубежный бизнес мы начали развивать еще пять лет назад. Основная цель была — получить опыт работы по передовым бизнес-технологиям, чтобы потом использовать его в России. Тогда ситуация в стране не вызывала таких настроений, которые есть сегодня в бизнес-среде. Ныне в экономике роль бизнеса играет государство. Объясню, что я имею в виду. Двигатель экономики — это конкретные люди, личности, менеджеры, профессионалы, можно называть их по-разному. Когда этих людей подменяет государство в лице чиновников и госкорпораций, то бизнес-среда потихонечку затухает. Сегодня государство своими действиями дает сигнал бизнесу, что он не востребован, что государство само справится со всеми проблемами. В этой ситуации опасность, что в Министерстве экономического развития появится департамент по прожарке стейков, вполне реальна. Поэтому отечественные предприниматели и применяют свои знания и опыт в другом месте, чтобы защитить и бизнес, и семью от тех рисков, которые сегодня существуют в нашей стране.
   ПРОФИЛЬ: Чем принципиально отличается ведение бизнеса в Лондоне и в Москве?
   Зельман: В Лондоне все предельно просто: если что-то нельзя, то нельзя, а если можно, значит, можно. Парадоксально, но именно поэтому далеко не всем российским бизнесменам далось это легко. Например, был разговор с моими коллегами, которые пытаются открыть ресторан в Лондоне, но у них не получается добиться каких-то разрешений. Это как раз тот случай, когда наш менталитет усложняет ведение бизнеса. Например, существует помещение с разрешением осуществлять ресторанную деятельность до 22.30. Нужно понимать, что продлить время работы до 24.00 невозможно, потому что необходимо пройти долгий путь согласований — с жильцами дома, чиновниками и т.д. В России все наоборот: если это нельзя, то точно можно, а если можно, то ты никогда не получишь ни разрешений, ни документов — тебя годами будут таскать по инстанциям. Требуются радикальные изменения, которые должны быть поддержаны общественностью. Но, к большому сожалению, мы все соучастники этого — от рядового гражданина до руководителя страны. Я не представляю, как осуществить эти изменения в нынешних условиях, поскольку нет запроса ни у участников рынка, ни у общественности — всех все устраивает.
   ПРОФИЛЬ: А как вы оцениваете перспективы российского ресторанного рынка?
   Зельман: Глобальную конкуренцию мы пока проигрываем, находимся позади Восточной Европы и Турции. Но в целом наш рынок растет. Однако надо понимать, что эта тенденция существует благодаря фаст-фуду. В других нишах мы стагнируем, так как 8-10% — это тот минимальный рост, который обеспечивает в нынешних условиях позитивный тренд развития. Не сомневаюсь, что рынок фаст-фуда будет и дальше показывать рост в двузначных цифрах. Кроме того, есть еще большое количество потенциальных ниш, которые в целом могут дать сегменту питания вне дома реактивный рост: корпоративное питание, социальное питание, стрит-фуд, практически отсутствующий сегодня. Уверен, что ресторанный рынок России обречен на успех: то, что люди будут ходить в рестораны и пользоваться услугами питания вне дома, уже факт. Ответ на вопрос, насколько будет расти ниша для среднего класса, во многом зависит от макроэкономической ситуации в стране.
   

   Михаил ЗЕЛЬМАН,
   родился в 1977 году в Москве. В 15 лет экстерном окончил среднюю школу. В 2008 году окончил Московский открытый юридический университет по специальности «юриспруденция». Занимался бизнесом, первый ресторан «Сан Мишель» открыл в 1999 году. С этого момента начинает заниматься ресторанным бизнесом профессионально. В 2003 году создал управляющую компанию АРПИКОМ. В 2010-м основал и возглавил ГК «Фуд Сервис Капитал».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK