Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "«ПЛАСТИК» НА ВЕС ЗОЛОТА"

Портфели кредитных карт идут нарасхват. Но рынок уже близок к пикуКРЕДИТЫ
Готовы ли вы с дорогой душой заплатить $1,19 за каждый $1 своего долга по кредитке? Нет? А вот, например, MBNA и Citigroup готовы. И даже воюют за то, чтобы заплатить немалые деньги за бизнес кредитных карт — главным образом, за долги владельцев кредитных карт компаниям-эмитентам. Несмотря на высокий процент просроченных ссуд, нарастающую безработицу и волну банкротств, что увеличивает риски, покупатели переплачивают едва ли не 19% от номинальной стоимости портфелей.
Причина в том, что в бизнесе кредитных карт объем имеет значение. У крупных компаний есть способы быстренько избавиться от клиентов-неплательщиков, одновременно соблазняя доходных клиентов на новые заимствования, распределяя таким образом все свои риски и переплаты между миллионами должников. Чтобы стать владельцем более крупного портфеля, имеет смысл переплатить, потому что при покупке у вас расширяется клиентская база и при этом не нужны новые бэк-фисы. Получаемый таким образом доход идет прямиком в итоговую строчку балансового отчета.
Есть лишь одна проблема: выгодных предложений не так много. В результате боев последних лет за консолидацию этого рынка более 80% непогашенной задолженности по кредитным картам принадлежит 10 крупнейшим эмитентам, возглавляемым Citigroup. Дефицит привлекательных портфелей привел к росту премий, хотя суммы самих сделок уменьшаются. В прошлом году, по данным Роберта Хэммера (Robert K. Hammer) из RK Hammer Investment Bankers, было заключено 37 крупных сделок с объемом проданной задолженности в $24 млрд. При этом средняя премия составила 18,4%. В этом году пока заключено 20 сделок, но сумма вовлеченных в них активов составила всего $4,1 млрд., а средняя премия — 18,99%.
Может статься, однако, что пик на рынке задолженности по кредитным картам уже недалек. «В этом году конъюнктура рынка еще благоприятна для продавцов, — отмечает Хэммер. — Вопрос со следующим годом [если будут повышены процентные ставки] остается открытым». По прогнозам аналитиков, премия при покупке выставленного на продажу в марте гигантского бизнеса кредитных карт торговой сети Sears, Roebuck & Co. может составить 8% или даже меньше, и это несмотря на интерес к нему со стороны нескольких потенциальных покупателей. Сомнения у покупателей вызывают большие списания по карточкам Sears (proprietary card — дебетная или кредитная карточка, которая выдается предприятием розничной торговли. — «Профиль») и молодой, не испытанный рынком бизнес Sears — Gold Master Card. Так что супервыгодным предложение Sears они не считают. Ожидается, что Sears объявит о сделке к концу этого года.
Острый дефицит выгодных предложений накладывается на другие проблемы компаний-эмитентов. По состоянию на конец марта этого года число банкротств физических лиц достигло рекордной отметки в 1,57 млн. По оценке American Bankruptcy Institute (ABI), это на 7,4% больше, чем за предыдущие 12 месяцев. Растут убытки по ссудам, поскольку, по расчетам Standard & Poor’s, около 4,2% банковских кредитных карт просрочены уже на 30 дней и более. Не видно никаких особых признаков сокращения безработицы, и «американские потребители продолжают платить по долгам, сделанным в 1990-е годы», отмечает исполнительный директор ABI Сэмюэль Джердано (Samuel J. Gerdano).
Неудивительно, что эмитенты кредитных карт активно подчищают свою клиентскую базу, оставляя в ней только таких держателей кредитных карт, которые приносят доход. Используя отточенную технологию сбора информации, они выбраковывают неплательщиков и тех, кто задерживает выплаты, повышая для них ставки или добиваясь-таки от них выплат. Параллельно они настойчиво предлагают своим лучшим клиентам еще денег в долг — до тех пор, пока эти долги можно считать разумным риском, а клиенты платят по ним. Прибыль зависит от того, насколько быстро компания обнаружит среди миллионов владельцев ее кредитных карт проблемного клиента.
Конечно, еще не один портфель кредитных карт сменит владельца, по мере того, как все больше банков и ритейлеров захотят выйти из бизнеса, который становится все более рискованным. Как говорит глава подразделения кредитных карт Bank One Филип Хисли (Philip G. Heasley), «когда в отрасли идет процесс консолидации, вы просто стараетесь сохранить за собой свою долю рынка». Но объем большинства сделок, не считая гигантской сделки по Sears, будет небольшим. Для региональных банков и занимающих отдельные ниши ритейлеров сейчас самое время задуматься о том, чтобы уйти из бизнеса пластиковых карт, — только не стоит им раздумывать над этим слишком долго.

ВСЕ КИНУЛИСЬ ПОКУПАТЬ

ПОРТФЕЛЬПОКУПАТЕЛЬПРОДАВЕЦ
$8.2J.P. MORGAN CHASEPROVIDIAN
$6,2BANK ONEWACHOVIA
$1,4HOUSEHOLDSAKS
$1,3MBNAWACHOVIA

Источник: SNL Financial. — Business Week

ДЖОЗЕФ УЭБЕР (JOSEPH WEBER) В ЧИКАГО. — BUSINESS WEEK

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK