Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Пластиковый пасьянс"

Сегодня на руках у российских потребителей около 7 миллионов карт VISA. Банк «Санкт-Петербург» стал первым на Северо-Западе России, кто приступил к эмиссии международных пластиковых карт VISA нового поколения. О смарт-картах VSDC (VISA Smart Debit Credit) и других злободневных пластиковых проектах банка «Санкт-Петербург» рассказывает заместитель председателя правления Павел ФИЛИМОНЕНОК.Павел Филимоненок: С 1995 года банк «Санкт-Петербург» является принципиальным членом VISA International и эмитирует карты этой платежной системы. В то время наш банк одним из первых в Петербурге выпустил локальную чиповую пластиковую карточку. Это были пластиковые карты, которыми могли пользоваться сотрудники и клиенты банка «Санкт-Петербург» в его внутренней сети.
Корр.: Павел Владимирович, банк «Санкт-Петербург» уже тринадцать лет на отечественном финансовом рынке, но до последнего времени он почти не был заметен на питерском рынке пластиковых карт…
П.Ф.: До 2001 года в банке не уделялось пластиковым программам особого внимания, бизнес-план по продажам не выполнялся. У банка имелись только три банкомата и морально устаревший процессинговый центр образца 1995 года. Такое слабое техническое оснащение не позволяло банку эффективно работать на рынке «пластика». Два с половиной года назад банк «Санкт-Петербург» даже получил предупреждение VISA о возможности пересмотра его статуса. Но теперь мы подтвердили наш статус принципиального члена VISA в числе 43 российских банков.
Корр.: До сентября этого года вы возглавляли Управление пластиковых карт. Теперь вы назначены заместителем председателя правления банка. Означает ли это, что пластиковый бизнес становится для банка «Санкт-Петербург» приоритетным?
П.Ф.: Я бы сказал, что пластиковое направление стало стратегическим для нашего банка. Сейчас выпущено около 55 тыс. карточек платежной системы VISA и около 80 тыс. локальных пластиковых карт. В городе работает 42 банкомата и 50 терминалов по выдаче наличных. И мы намерены увеличивать парк банкоматов.
Корр.: Какова доля рынка пластиковых карт, которую сейчас занимает банк «Санкт-Петербург»?
П.Ф.: В качестве лидеров по количеству эмитированных карт и установленных банкоматов в Петербурге я бы назвал Промышленно-строительный банк, Северо-Западный Сберегательный банк и Балтийский банк. По количеству карт и банкоматов мы занимаем на рынке порядка 8—10%. Но мы стремимся не только увеличить свою долю на рынке, главное — предложить клиенту новые возможности. К примеру, банк «Санкт-Петербург» первым на Северо-Западе России приступил к эмиссии нового поколения международных пластиковых карт VISA — смарт-карт VSDC (VISA Smart Debit Credit). Карта со встроенным чипом, как портативный компьютер, может хранить больший объем данных, а также имеет многоуровневую степень защиты. На новых картах помимо процессора есть и магнитная полоса. Поэтому клиент может снять наличные со своего счета не только с помощью терминалов и банкоматов, оборудованных устройством для приема чиповых карт, но и в обычных банкоматах.
До конца года мы планируем выпустить до 10 тыс. карт со встроенным микропроцессором. Владельцами новых карт станут держатели карточек VISA Classic, VISA Gold и VISA Business и новые клиенты банка. По правилам VISA с 2006 года такие карточки должны обслуживать все терминалы и банкоматы в мире. По моим оценкам, в 2010 году такие карты уже полностью заменят обычные карточки с магнитной полосой.
Корр.: Вы сравнили карту с портативным компьютером. Какие все-таки преимущества у смарт-карт VSDC?
П.Ф.: В отличие от своей предшественницы — карты с магнитной полосой, смарт-карта используется не только для оплаты товаров в торговом центре и снятия наличных в банкоматах. Например, клиенту может быть предоставлена система скидок. Карта позволяет разрабатывать индивидуальные корпоративные программы. Чиповая карта может стать учетно-дисконтной, идентификационной или социальной. Ее можно использовать в качестве пропуска на предприятии или в бизнес-центре. Для владельца смарт-карты банк предложит и различные корпоративные программы. Сейчас многие топливные компании выпускают свои фирменные смарт-карты. Мы ведем переговоры с такими компаниями, чтобы наши клиенты могли платить за бензин с помощью нашей пластиковой карты VISA. Кроме того, на наши чиповые карты VISA наносится фотография держателя, что обеспечивает клиентам дополнительную степень защиты при ее использовании.
Корр.: Иногда после перехода процессингового центра на другие стандарты происходят сбои при обслуживании счетов клиентов. Банкоматы отказываются выдавать наличные. Вам удалось избежать подобных случаев?
П.Ф.: Да. В 2001 году мы подписали контракт с российской компанией «Компас плюс» — поставщиком и разработчиком процессингового центра. На переоснащение нашей системы мы инвестировали около $1 млн. Эта компания имеет многолетний опыт работы и обслуживает крупный процессинговый центр Магнитогорского металлургического комбината. Новый процессинговый центр был разработан с учетом обслуживания смарт-карт, так что процесс миграции прошел плавно и гармонично.
Эта система позволила предоставить нашим клиентам новые услуги. С помощью наших банкоматов, например, можно оплатить услуги сотовой связи компании «МегаФон». Теперь банкоматы работают не только как автоматы по выдаче денег, но и как специальный мультивалютный киоск с выдачей рублей, долларов США и евро. Летом 2002 года наш банк одним из первых среди российских банков предложил клиентам открыть карты VISA cо счетами в европейской валюте.
Корр.: Как ваши клиенты отреагировали на предложение вступить в еврозону?
П.Ф.: Мы понимали, что спрос на европейскую валюту у клиентов есть. Специалисты подсчитали, что нашими картами пользуются в 157 странах мира. Многие клиенты часто посещают соседнюю Финляндию. Известно, что за рубежом, пользуясь услугами других банков, владелец рублевого или долларового счета может потерять при конвертации валют порядка 3% от суммы. Наша карта VISA cо счетом в евро помогает клиентам избежать таких потерь. Сейчас остатки на счетах в евро в банке приблизились к остаткам на счетах в долларах.
Корр.: Однако, сколько ни говорят о преимуществах пластиковых карт, все равно большинство клиентов банков до сих пор предпочитают снимать в банкомате деньги и расплачиваться наличными даже в крупных торговых центрах…
П.Ф.: Да, такая проблема существует. И мы участвуем в специальных рекламных акциях VISA, чтобы наши клиенты использовали возможности «пластика». Например, в этом году VISA проводила кампанию «VISA всегда и везде». Владельцы карт VISA, оплатив покупку в магазине пластиковой карточкой, становились участниками розыгрыша автомобиля. И главный приз — машину Ford Focus — выиграл клиент нашего банка.
В октябре наши клиенты при расчетах по картам смогут получать скидки в петербургском универмаге «Пассаж». Совместно с этой торговой сетью банк начинает выпуск общей пластиковой карты MasterCard Mass и разрабатывает специальную дисконтную программу.
В этом году банк предложит еще один продукт — Единую карту. Карта для проезда в Петербургском метро и на общественном транспорте (как ее называют в Петербурге — единая карточка) имеет бесконтактный чип и приложение VISA Electron нашего банка. Для проезда по этой пластиковой карточке клиенту нужно оплатить только стоимость единого проездного билета — 400 рублей. Сейчас мы готовимся к тому, чтобы чип на карте мог пополняться прямо со счета в банке.
Кстати, у нас уже имеется опыт размещения приложений на картах VISA. Мы выпускаем чиповые карты для студентов городских институтов и техникумов. Сейчас обслуживаем порядка 9,8 тыс. карт учащихся. В этой программе принимает участие 17 учебных заведений Петербурга.
Корр.: Воспитываете будущих клиентов банка со студенческой скамьи?
П.Ф.: Клиент привыкает к бренду. С апреля 2001 года наш банк участвует в программе по исполнению Закона Санкт-Петербурга по компенсационным выплатам жителям города в связи с рождением ребенка и уходом за ним. Банк выдает родителям, которым в соответствии с законом положены компенсационные выплаты, пластиковые карты «Детские—Банк «Санкт-Петербург». Уже выпущено 80 тыс. таких карточек. Они используются держателями только для приобретения детского питания и товаров детского ассортимента в специализированных магазинах «Здоровый малыш». Мы проводили специальное исследование, и оказалось, что более 1500 владельцев детских карточек обратились в банк и воспользовались другими его предложениями.
Наш клиент — это не только горожанин с валютным счетом в банке. Это и квалифицированный специалист, человек, работающий на предприятии и получающий на пластиковую карточку зарплату. Это студенты вузов и техникумов, молодые люди, которым уже исполнилось 14 лет. К примеру, студентка, которая получает в институте стипендию и имеет право на льготный проезд в метрополитене, — у нее в кошельке карточка банка «Санкт-Петербург».

ПАВЕЛ ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK