Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Плывет, плывет реактор"

В будущем году в России начнется строительство плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Об этом заявил гендиректор управляющей компании проекта "Малая энергетика" Евгений Кузин. В прошлом году этот проект утвердил Минатом РФ, а недавно положительное заключение по ТЭО плавучей станции выдала Главгосэкспертиза России. Финансирование строительства включено в инвестиционную программу концерна "Росэнергоатом", который контролирует "Малую энергетику". Таким образом, стартует проект стоимостью в $150 млн., который, как утверждают его авторы, необычайно востребован в связи с высокой промышленной и экономической эффективностью. В настоящий момент ПАТЭС хотят приобрести ряд российских регионов для удаленных от большой энергетики городов и предприятий, а также несколько азиатских и африканских государств. В основе проекта лежат технологии, применявшиеся в атомных подводных лодках, поэтому ключевым предприятием в строительстве ПАТЭС станет наш главный производитель субмарин — "Севмашпредприятие" (город Северодвинск Архангельской области).

Энергетическая мощность плавучего энергоблока составит 70 МВт, по теплу — 140 Гкал/час. Этого достаточно, чтобы полностью обеспечить потребности в электроэнергии и тепле города с населением около 200 тыс. человек или крупного предприятия. Первую ПАТЭС "Севмаш" построит для себя — станцию планируется пришвартовать рядом с Северодвинском. Согласно расчетам после ее пуска предприятие приобретет абсолютную энергетическую независимость

. Самая обаятельная и привлекательная Принципиальное преимущество плавучей АЭС перед другими станциями состоит, как не трудно догадаться, в ее мобильности. ПАТЭС можно использовать в таких местах, куда трудно и дорого завозить топливо для тепловых электростанций, а строить стационарную АЭС нерентабельно. К слову сказать, в России две трети территории находится вдали от большой энергетики. Плавучая станция загружается топливом один раз в три года. И все это время атомщики, по словам Евгения Кузина, могут не повышать тарифов и при этом неплохо себя чувствовать. Например, в Архангельской области, по оценкам Главгосэкспертизы, чистая прибыль ПАТЭС превысит 1,2 млрд. рублей в год, даже если станция будет продавать электричество на 10-15% дешевле нынешних местных расценок. Ведь за три года область тратит на топливо около 1,5 млрд. рублей. И около половины этой суммы уходит на транспортные расходы, которых, будь под рукой плавучая АЭС, можно избежать полностью.

Схожая ситуация практически во всех городах, куда осуществляется северный завоз, — транспортная составляющая в цене топлива там достигает 60%. Поэтому неудивительно, что северные регионы весьма заинтересованы в появлении плавучих атомных станций. Самые расторопные губернаторы-северяне даже подготовили для ПAТЭС площадки: помимо Северодвинска это еще Дудинка (Красноярский край), Вилючинск (Камчатская область) и Певеке (Чукотский АО). Есть претенденты на плавучую АЭС и за пределами России. Серьезный интерес к энергоустановке проявляют Китай, Индия, Таиланд, Индонезия, страны Персидского залива и Северной Африки. Перечисленные страны заинтересованы использовать плавучую АЭС не только для выработки электроэнергии, но и для опреснения воды. У России есть и такой проект, где энергоблок соседствует на судне с опреснителем. Ведь опреснение воды — очень энергоемкий процесс, и использование в этих целях атомной энергии считается весьма эффективным. Еще один очень заманчивый для потенциальных потребителей электроэнергии ПАТЭС аспект состоит в том, что многие страны, желающие приобрести плавучую АЭС, не входят в Договор о нераспространении ядерного оружия и не являются членами МАГАТЭ. А значит, не могут приобретать в собственность ядерные объекты. С помощью ПАТЭС решается и эта проблема. В ныне разрабатываемой модели сотрудничества предусматривается, что сама энергоустановка будет оставаться в собственности нашего государства и обслуживать ее станут российские специалисты. В этом случае потребитель получает только электроэнергию — без ядерных технологий, отработанного топлива и т.д.

Миллионы Поднебесной Серьезнейшим препятствием для массового экспорта плавучих станций является то, что иностранцы согласны участвовать в проекте только после того, как ПАТЭС будет построена и пройдет все необходимые тесты. А строительство этого первого образца, который, как предполагается, станет головным для серии, займет не менее 4 лет. А может быть, и больше, поскольку "Росэнергоатом" не в состоянии профинансировать проект в полном объеме. В целом проект строительства ПАТЭС вполне привлекателен для инвесторов. Общая сумма затрат, как указывалось выше, составляет $150 млн. Срок окупаемости, включая время строительства, не превышает 8 лет. Но отечественные инвесторы, как известно, не вкладывают средства в государственные проекты, где они не могут контролировать, как тратятся их деньги, и не имеют гарантий их возврата в случае неудачи. На сегодняшний день этот проект готов кредитовать, причем на льготных условиях (всего под 5% годовых), один-единственный инвестор — Китайская Народная Республика. Однако при этом власти Поднебесной настаивают на том, чтобы часть работ по строительству ПАТЭС была проделана на китайских предприятиях. А это означает утечку не только прибыли, но и технологий, в чем Россия совершенно не заинтересована. Тем не мене в "Малой энергетике" уверены в успехе дела. Основанием для оптимизма служит предварительная договоренность с правительством о выдаче государственных гарантий под этот проект. Как считают и в Минатоме, и в "Росэнергоатоме", отсутствие таковых — единственное, что сдерживает проект. И как только гарантии получат, а это, по расчетам "Малой энергетики", произойдет в будущем году, все проблемы с финансированием будут решены. Но, на всякий случай, переговоры с китайцами на эту тему все же продолжаются.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK