Наверх
9 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "По правилу буравчика"

На российском рынке появилась самая необычная в автомобильном мире модель — Mazda RX-8 — единственная серийная машина с двигателем Ванкеля. Горячая новинка сезона, вызывающая наибольший интерес у автомобилистов, предназначена не для повседневных поездок.Pоторно-поршневой мотор был изобретен немецким инженером Феликсом Ванкелем еще на заре автомобилестроения. Первый образец появился в 1934 году, а серийное производство началось в 1958-м, когда двигателем заинтересовалась немецкая автомобильная компания NSU. В 1963 году эта фирма первой в мире выпустила машину с таким мотором — NSU Spider мощностью 50 л.с. Это была сенсация. А в 1968 году появилась самая известная роторная модель — NSU RO-80 с двумя секциями. Машина, признанная лучшим автомобилем года, во многом опередила свое время. Но врожденные недостатки роторного мотора и его «детские болезни» испортили дело и привели к краху саму фирму. Не умея управлять таким мотором и не понимая, что происходит, владельцы машин «перекручивали» двигатель, что приводило к быстрому износу уплотнений вершин ротора. В начале 70-х модель сняли с производства, NSU объединили с Audi, а впоследствии Volkswagen отказался от использования этой марки вовсе.

Несколько быстроходных прототипов своих машин с роторными двигателями в те же годы построила и Mercedes-Benz, но так и не начала их серийное производство. Разработки на тему Ванкеля были и у других компаний, в частности у ВАЗа. Роторный мотор привлекал многих. В отличие от классического поршневого, в нем нет возвратно-поступательного движения, а значит, нет большого трения и высоких температур. Ротор, он же поршень с тремя вершинами, вращается в неподвижном цилиндре, совершая за один оборот три рабочих хода. У обычного мотора один рабочий ход получается только за четыре цикла. При одинаковой мощности роторные оказываются в два-три раза меньше. Высокая мощность при малом рабочем объеме, компактность, высокие удельные показатели, минимальное количество движущихся частей, плавность хода, отсутствие вибраций, высокие обороты и большой крутящий момент уже на малых оборотах, технологичность при создании единого силового узла с коробкой передач и сцеплением — вот главные достоинства роторного мотора. Его основные беды: высокий износ уплотнений, дорогое производство, малый ресурс и повышенный расход топлива. По этим причинам двигатель до сих пор не идет в широкое производство.

Японское счастье

Однако не только немцы экспериментировали с двигателем Ванкеля. Японская компания Mazda в 1967 году выпустила свою версию роторного автомобиля — Cosmo Sport, машину интересную даже по нынешним меркам. За четыре следующих года появилось сразу три модели. А в 1978 году компания представила массовую спортивную машину Savanna RX-7. К этому времени было продано более одного миллиона роторных автомобилей. Роторными были пикап и городской автобус, гоночные машины и главный триумф мотора Ванкеля — Mazda 787 B, победившая в 1991-м в 24-часовых гонках в Ле-Мане. Кстати, благодаря роторным машинам компания в 1984 году получила свое нынешнее имя — автомобили шли на экспорт под такой маркой. Сегодня компания Mazda — единственный в мире производитель машин с роторно-поршневыми двигателями — уверяет, что за эти почти 40 лет конструкция мотора доведена почти до совершенства и решены все проблемы с износом его уплотнений.

Спорт через створки дверей

Одно из главных достоинств ротора — умение крутиться быстро — и заставляет инженеров ставить этот мотор в спортивные машины. До сих пор самым популярным «ротором» была Mazda RX-7. Но RX-8 разрушила все существовавшие стереотипы. Новый автомобиль от Mazda — купе с четырьмя полноценными местами; хотя в привычном понимании это не купе, а чуть ли не седан, поскольку у машины есть еще пара дверей сзади. И не дверей, а полудверей — створок для задних пассажиров. Эти створки к тому же открываются навстречу движению, по принципу шкафа. Поскольку у машины при этом нет средней стойки, такие двери не только прикольно выглядят, как сказали бы подростки, но и обеспечивают определенное удобство при высадке-посадке всем пассажирам. Правда, переднюю дверь необходимо открывать в любом случае, но сделано это для большей безопасности.

Уже по салону видно, что это спортивная машина. Анатомические, отдельные для каждого пассажира кресла, центральная консоль (под ней к задним колесам идет привод), стесняющий пространство дизайн со спортивным кожаным рулем, нарочито торчащая, подобно стоп-крану, ручка стояночного тормоза, круглые сопла приборных циферблатов, голые металлические педали. Алюминий с имитацией винтиков и заклепок в отделке добавляет стиля.

Однако, сев за руль и даже поехав, вы не узнаете максимальную скорость этого автомобиля, поскольку привычного спидометра нет. Есть лишь электронное табло, огромными цифрами выдающее в режиме on-line текущую скорость, — что не только прикольно, но и удобно. В реальности этот автомобиль с двумя объединенными моторами суммарным объемом 1,3 л и мощностью 192 или 231 л.с., в зависимости от варианта комплектации, выдает 223 или 235 км/ч, разгоняясь до сотни, соответственно, за 7,2 или 6,4 с (по данным производителя). У меня получалось за 8 с. С применением ротора достигнуто главное: идеальная развесовка машины по осям — 50:50, благодаря чему автомобиль послушен и буквально клеится к дороге. От управления им получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие. И при этом не требуется никаких специальных, спортивных навыков: ты гонщик от природы! Остается только открыть оригинальной конструкции форточку, чтобы слышать реактивный, правильно отстроенный рев мотора. В меру жесткий руль и точно настроенные подвески (не особенно спортивные, как у BMW, но и не мягкие, как у простых автомобилей) позволяют выписывать повороты с арифметической точностью, в то же время автомобиль остается абсолютно надежным и комфортным, не сравнимым по этому показателю с родстерами BMW или Porsche. В нем не укачивает.

Для воскресных прогулок

Передачи (и это тоже благодаря ротору) вытягивают машину с любой скорости на нужную в считанные секунды, а приемистость и резвость разгона не сравнима с показателями ни одного поршневого мотора такой же мощности. Но из-за этого ее совершенно невозможно вести в пробках, она так и рвется в бой, норовя клюнуть передний автомобиль. Зато есть почти весь необходимый набор комфорта, включая раздельный климат-контроль, электроприводы и шикарную «музыку». С точки зрения безопасности RX-8 укомплектован по полной программе. Собственно, тонкое сочетание спортивного автомобиля с обычным наряду с четырьмя полноценными местами щая, подобно стоп-крану, ручка стояночного тормоза, круглые сопла приборных циферблатов, голые металлические педали. Алюминий с имитацией винтиков и заклепок в отделке добавляет стиля.

Однако, сев за руль и даже поехав, вы не узнаете максимальную скорость этого автомобиля, поскольку привычного спидометра нет. Есть лишь электронное табло, огромными цифрами выдающее в режиме on-line текущую скорость, — что не только прикольно, но и удобно. В реальности этот автомобиль с двумя объединенными моторами суммарным объемом 1,3 л и мощностью 192 или 231 л.с., в зависимости от варианта комплектации, выдает 223 или 235 км/ч, разгоняясь до сотни, соответственно, за 7,2 или 6,4 с (по данным производителя). У меня получалось за 8 с. С применением ротора достигнуто главное: идеальная развесовка машины по осям — 50:50, благодаря чему автомобиль послушен и буквально клеится к дороге. От управления им получаешь ни с чем не сравнимое удовольствие. И при этом не требуется никаких специальных, спортивных навыков: ты гонщик от природы! Остается только открыть оригинальной конструкции форлона «Ю.С. Импекс», продав с апреля более 30 таких автомобилей, говорит, что RX-8 покупают у нас в основном как третью машину в семье — именно для воскресных прогулок и отдыха всем вместе (хотя мест, где можно разогнаться, у нас фактически нет). Однако сегодня ждать заказанный автомобиль приходится не менее четырех-пяти месяцев — машины собирают в Японии. А расход бензина, причем 98-го, таков, что ездить придется от заправки к заправке. И выбирать дорогу поровнее — у машины посадка 13 см и литые колеса на узкопрофильных шинах.

А еще она требует постоянного и внимательного ухода. На больших скоростях RX-8 хорошо «кушает» масло (причем «нулевку»), но заливать его — мука: требуется снять защитный кожух и попасть в горловину, не пролив масло на торчащий рядом генератор, что непросто — горловина расположена у лобового стекла посередине моторного отсека. Нельзя также выключать двигатель, если он не прогрелся (а такое особенно часто будет зимой в морозы, когда даже через час езды мотор не выходит на рабочий режим). Иначе двигатель, как объясняют специалисты, не сбрасывает топливо и перегревается. У машины нет запаски. Почему-то считается, что такому автомобилю она не нужна. И клаксон у RX писклявый. Но главное — цена. Mazda RX-8 продается в России за $44 500—50 500, в полтора-два раза дешевле своих основных конкурентов.

RX-8 уже отзывают

В Японии 30 тыс. RX-8 отозвали в эти дни для перепрограммирования системы управления двигателем. Из-за программной ошибки мотор может не сбросить высокие обороты при остановке машины, и тогда температура в районе выхлопной системы существенно повысится и появится опасность, что покоробится топливный бак, расплавится проводка и произойдет возгорание. По этой же причине Минтранс Канады отозвал почти 5000 машин. В США под отзыв попали 27 800 автомобилей.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK