25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Почем фунт лиха"

Архивная публикация 2001 года: "Почем фунт лиха"

Если в вашей области продукты питания не производятся, да и сам регион находится на Крайнем Севере, -- за еду придется переплачивать. Исключение составляет Чукотка.Не так уж и сильно они выросли за последний год, эти цены на продукты, -- всего на 13,8% в среднем по России. Мы как-то забыли, что, например, после дефолта 1998 года они взлетели в 2--3 раза. Поэтому нынешний рост более заметен для пенсионеров и бюджетников. Более состоятельные граждане его уже не замечают.
Быстрее всего цены на продукты растут там, где эти продукты не производятся. Например, в Северных регионах, где население традиционно кормится результатами Северного завоза. Это Таймырский АО (1-е место), Ямало-Ненецкий АО (2-е место), Мурманская, Магаданская области и т.д. Понятно, что в данном случае дорожание происходит благодаря транспортным расходам: ценам на бензин-керосин-электричество, тарифам на доставку и "комиссионным", которые получают фирмы-поставщики. Если же добавить к этому, что сроки Северного завоза постоянно срываются и продуктов в дальний регион поступает, соответственно, меньше, чем требуется, то ясно, что они автоматически растут в цене.
Традиционно высокий рост цен на продукты происходит и в столицах -- Москве и Санкт-Петербурге. Их "родные" области (Московская, кстати, по росту цен обогнала Москву) -- промышленные и обеспечить продуктами не в состоянии даже себя. Кроме того, сказывается тот факт, что в этих городах уровень доходов один из самых высоких, поэтому цены потихоньку подстраиваются под столичное благополучие.
Несколько особняком стоят Ульяновская область и Краснодарский край, в которых цены быстро растут после искусственного сдерживания прежними губернаторскими администрациями. Новые губернаторы перестали их сдерживать -- продукты стали быстрыми темпами дорожать.
Есть счастливые регионы, в которых продукты дорожают неприлично медленно. Прежде всего к ним относятся те, кто эти продукты у себя же и производит. Например, Тульская, Саратовская, Тамбовская, Волгоградская и другие области. Все они обладают достаточно развитой перерабатывающей базой, поэтому путь "производитель--переработчик--потребитель" сокращен до минимума. В отдельных областях (например, Тульской или Саратовской) на некоторые продукты питания (хлеб, молоко) до сих пор цены сдерживаются различными административными постановлениями.
Значительная часть регионов-аутсайдеров -- те, где крайне низки доходы населения. Это Калмыкия, Ненецкий АО, Усть-Ордынский АО, Алтай, Ингушетия и Дагестан. Их население просто вынуждено "кормиться с огорода", поскольку просто не имеет денег, чтобы покупать продукты в магазинах. Поэтому рост цен на продукты здесь минимальный, иначе никто не будет их покупать.
А почетное последнее место занимает Чукотский АО. По всем параметрам он должен занимать первое, так как и продукты здесь не "растут", и везти их сюда очень долго и далеко. Успех этого региона можно объяснить таинственным "фактором Абрамовича": видимо, бизнес, к которому имеет отношение чукотский губернатор, в буквальном смысле кормит все население региона.

Индексы потребительских цен на продовольственные товары в сентябре 2001 года (по сравнению с сентябрем 2000-го, в %)

Если в вашей области продукты питания не производятся, да и сам регион находится на Крайнем Севере, -- за еду придется переплачивать. Исключение составляет Чукотка.Не так уж и сильно они выросли за последний год, эти цены на продукты, -- всего на 13,8% в среднем по России. Мы как-то забыли, что, например, после дефолта 1998 года они взлетели в 2--3 раза. Поэтому нынешний рост более заметен для пенсионеров и бюджетников. Более состоятельные граждане его уже не замечают.

Быстрее всего цены на продукты растут там, где эти продукты не производятся. Например, в Северных регионах, где население традиционно кормится результатами Северного завоза. Это Таймырский АО (1-е место), Ямало-Ненецкий АО (2-е место), Мурманская, Магаданская области и т.д. Понятно, что в данном случае дорожание происходит благодаря транспортным расходам: ценам на бензин-керосин-электричество, тарифам на доставку и "комиссионным", которые получают фирмы-поставщики. Если же добавить к этому, что сроки Северного завоза постоянно срываются и продуктов в дальний регион поступает, соответственно, меньше, чем требуется, то ясно, что они автоматически растут в цене.

Традиционно высокий рост цен на продукты происходит и в столицах -- Москве и Санкт-Петербурге. Их "родные" области (Московская, кстати, по росту цен обогнала Москву) -- промышленные и обеспечить продуктами не в состоянии даже себя. Кроме того, сказывается тот факт, что в этих городах уровень доходов один из самых высоких, поэтому цены потихоньку подстраиваются под столичное благополучие.

Несколько особняком стоят Ульяновская область и Краснодарский край, в которых цены быстро растут после искусственного сдерживания прежними губернаторскими администрациями. Новые губернаторы перестали их сдерживать -- продукты стали быстрыми темпами дорожать.

Есть счастливые регионы, в которых продукты дорожают неприлично медленно. Прежде всего к ним относятся те, кто эти продукты у себя же и производит. Например, Тульская, Саратовская, Тамбовская, Волгоградская и другие области. Все они обладают достаточно развитой перерабатывающей базой, поэтому путь "производитель--переработчик--потребитель" сокращен до минимума. В отдельных областях (например, Тульской или Саратовской) на некоторые продукты питания (хлеб, молоко) до сих пор цены сдерживаются различными административными постановлениями.

Значительная часть регионов-аутсайдеров -- те, где крайне низки доходы населения. Это Калмыкия, Ненецкий АО, Усть-Ордынский АО, Алтай, Ингушетия и Дагестан. Их население просто вынуждено "кормиться с огорода", поскольку просто не имеет денег, чтобы покупать продукты в магазинах. Поэтому рост цен на продукты здесь минимальный, иначе никто не будет их покупать.

А почетное последнее место занимает Чукотский АО. По всем параметрам он должен занимать первое, так как и продукты здесь не "растут", и везти их сюда очень долго и далеко. Успех этого региона можно объяснить таинственным "фактором Абрамовича": видимо, бизнес, к которому имеет отношение чукотский губернатор, в буквальном смысле кормит все население региона.


Индексы потребительских цен на продовольственные товары в сентябре 2001 года (по сравнению с сентябрем 2000-го, в %)

МестоРегионИндекс цен

1Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ124,4

2Ямало-Ненецкий авт. округ123,7

3Ульяновская область122,4

4Калининградская область119,2

5Республика Карелия119,0

6Московская область118,4

7Краснодарский край117,7

8Москва117,3

9Пермская область117,0

10Мурманская область116,7

11Республика Коми116,5

12Тюменская область116,4

13Корякский авт. округ116,4

14Республика Татарстан116,3

15Магаданская область116,3

16Удмуртская Республика115,9

17Ханты-Мансийский авт. округ115,9

18Санкт-Петербург115,5

19Владимирская область115,4

20Курганская область115,4

...

69Тульская область110,8

70Саратовская область110,8

71Тамбовская область110,7

72Республика Дагестан110,7

73Пензенская область110,7

74Амурская область110,6

75Волгоградская область110,4

76Республика Ингушетия110,2

77Алтайский край110,1

78Сахалинская область109,5

79Республика Калмыкия109,1

80Республика Тыва108,9

81Республика Саха (Якутия)108,5

82Приморский край108,4

83Еврейская авт. область108,2

84Воронежская область107,6

85Усть-Ордынский Бурятский авт. округ106,9

86Ненецкий авт. округ106,5

87Республика Алтай105,8

88Чукотский авт. округ102,9

Данные приведены без учета Чеченской Республики.

НАТАЛЬЯ ШИРЯЕВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».